Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

О ВОСПИТАНИИ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Автор: 
Наталья Митина, Айгерим Кадырова (Талдыкорган, Казахстан)

Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности ребенка в школе. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и, порой, убеждает его сильней, чем полученная другим способом информация. В процессе обучения детей пению активно развиваются музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма, память, расширяется общий музыкальный кругозор.

         Пение является целостным процессом и результатом взаимодействия целого ряда факторов: певческого дыхания, звукообразования, формирования гласных и согласных, эмоционального состояния певца, качества его музыкального слуха.

         Различные вопросы, связанные с методиками обучения детей пению разрабатывались рядом ученых. Развитию музыкальности в процессе обучения пению посвящены работы Ю.Б. Алиева, Д.Е. Огороднова; воспитанию и охране детского голоса – В.А. Багадурова, Е.М. Малининой, В.В. Емельянова; формированию певческих навыков – Н.Д. Орловой, Г.П. Стуловой, Л.А. Венгрус и др.

 Последние разработки и достижения в вокальной педагогике большое внимание уделяют качественному развитию детского голоса. При этом воспитание певческих навыков школьников осуществляется в соответствии с их возрастными и индивидуальными  особенностями. Выделим особенности  учеников 1-3 классов. Музыкальный уровень первоклассников довольно неровный. Одни дети уже умеют слушать музыку, не отвлекаясь, чисто и выразительно поют различные песни; другие – даже не понимают музыку, не представляют, что значит петь правильно.

         Некоторые общие черты, характерные для этого возраста:  певческий диапазон может состоять всего из 2-3 звуков, а может быть развит более октавы. Вместе с тем, у всех детей в данном возрасте голосовой аппарат еще не сформировался, отличается хрупкостью, сила и «полетность» звучания весьма ограничены. Поэтому, «рабочий диапазон» особенно в начале занятий, должен в основном совпадать с примарной зоной, типичной для детей 7 лет: ре – ля первой октавы. Расширение примарной зоны легче происходит за счет постепенного включения более высоких звуков (си первой октавы, до второй октавы), но не более низких: петь до первой октавы первоклассникам трудно.

     Дети 1 и 2 классов имеют много общих черт, но второклассники уже более «опытны». В 1 и 2 классах дети склонны «копировать» учителя, а уже в 3 классе у них появляется больше стремления показать себя.

         В отношении качества интонации детей можно разделить на три группы:

         1 группа – дети с плохой интонацией, которые совсем неправильно воспроизводят мелодию исполняемой песни;

         2 группа - со средней по качеству интонаций, которые искажают мелодию лишь частично;

         3 группа  - дети с хорошей и отличной интонацией, исполняющие мелодию без искажений.

         По типу преимущественного использования регистрового звучания голоса  делятся на  4 группы:

         1группа – с чисто грудным звучанием:

         2 группа– использующие микст, близкий к грудному;

         3 группа– микст, близкий к фальцетному типу;

         4 группа– чистый фальцет.

          Регистровые возможности голоса младших школьников проявляются далеко не одинаково у всех детей. Это зависит от различных объективных и субъективных причин, а именно:

         - индивидуальных особенностей детей;

         - от певческой установки, с которой они пришли в школу, что влияет на длительность формирования, на характер становления навыков и на качество результатов обучения.

         Сложность воспитания певческих навыков у младших школьников заключается в том, что они еще не умеют анализировать поставленную задачу в целом, не обладают способностью переносить достигнутые результаты с одного задания на другое более сложное, не видят связи между остальными навыками.

         Эмоциональное настроение ребенка, связанное с художественным образом исполняемого  произведения в окраске тембра его голоса. Веселое и ласковое настроение песни вызывает более светлое звучание голоса, т.е. ближе к фальцету, и напротив – грустная или игровая песня невольно будет способствовать появлению грудного оттенка звучания голоса. Значит, чтобы настроить голос ребенка на более легкое звучание, близкое к фальцетному типу следует использовать мажорные распевки или песни светлые, радостные и ласковые по настроению.

         Поскольку певческие навыки начинают вырабатываться на первых же уроках, важно сразу знакомить детей с правилами пения, и учить всегда следовать им. Полезно вписывать «правила» на  интерактивную доску, оформлять их красочно, что будет стимулировать их усвоение.

         Формирование певческих навыков строится, главным образом, на развитии образного мышления  и способности к обобщению. Мышление активизируется, когда дети находятся в бодром эмоционально приподнятом настроении, оставаясь при этом предельно внимательными, тогда восприятие музыки вызывает глубокие эмоциональные реакции, которые могут быть положительно использованы в правильной организации певческого процесса.

         Анализ литературы по проблеме позволил выделить ряд недостатков при пении у детей на первом этапе обучения, на которые учителю музыки  следует обращать внимание:

- не совсем чистое интонирование даже у детей с хорошими музыкальными данными (результат неумения координировать воспроизводимое со слышимым);

- использование некоторыми детьми в качестве способа звукообразования придыхательной атаки;

- некрасивый тембр, пропуск согласных в конце слов и их искажение;

- шумное, неравномерное дыхание с резким вдохом и стремительным выдохом, напряжения при пении;

- невосприимчивость некоторых детей к музыке [1,2].

         Нужно учить детей петь, не напрягаясь, естественным звуком, только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, голос станет крепким и звонким.

          Большое внимание на уроках следует уделять  дикции. При пении голосовой аппарат обеспечивает необходимую четкость и играет роль музыкального инструмента, обуславливающего необходимый певческий тембр любого гласного звука на любой высоте.

         Самым длительно формирующимся  навыком является дыхание. Это навык необходимый и сложный. Правильное дыхание способствует чистоте интонирования и улучшению качества тембра, то есть влияет на все остальные певческие навыки. Многие ученики дышат  шумно, судорожно, несмотря на то, что дыхание является едва ли не самым главным навыком. Часто заострять внимание детей на нем не следует, потому что с развитием комплекса певческих навыков,   правильное дыхание тоже  разовьется.

   Одним из сложных песенных навыков младших школьников является чистота интонирования. Причины плохого интонирования различны:

         1) острые и хронические заболевания уха, горла, носа;

2) психологические изменения личности (очень часто «гудошники» - главные нарушители дисциплины на уроке и т.д.);

3) нарушение координации между слухом и голосом.

Детей, поющих нечисто,  имеющих неприятный, глуховатый или сиплый тембр голоса, необходимо показать врачу, так как причиной нечистой интонации также могут быть голосовые связки.

Большое значение при развитии певческих навыков детей играет правильный подбор репертуара.

Весь дидактический материал следует тщательно подбирать, с учетом психики детей, чтобы он вызвал у них эмоциональную отзывчивость, так как наиболее интенсивно способствует появлению эмоционального состояния. Принципиально важно основной упор в подборе песенного репертуара делать на кантиленные произведения, что положительно влияет на формирование всех певческих навыков, но не стоит отказываться от произвольных, игровых песен.

          Однако,  зачастую перед детьми ставятся непосильные задачи, предлагаются упражнения и произведения, не учитывающие возрастных возможностей и типичных недостатков, появляющихся в пении младших школьников. Учителю музыки нужно всегда помнить, что голос у детей формируется не на «потребность сегодняшнего дня, а для нормального функционирования в течение всей жизни» [2, с. 29].

Литература:

 

1.     Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1987.- 95с.

2.     Учите детей петь. Книга для музыкального  руководителя// Под. ред. Орлова Т. М., Бекина С.И.- М.: Просвещение, 1997.- 141с.