Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ КРУЖКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Автор: 
Наталья Митина, Кристина Кабринская (Талдыкорган, Казахстан)

В ряду проблем современной школьной музыкальной педагогики наиболее актуальной можно считать проблему формирования и развития вокально-хоровых навыков учащихся.

Хоровое пение, как исполнительское искусство - наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам ее создает.

Хоровое пение занимает особое место по своему значению, как живой и творческий процесс воспроизведения музыкально-художественных образов. Никакая иная форма занятий не вызывает такой активности и подъема у учащихся, как пение хором. В силу этого хоровое пение в общеобразовательной школе занимает большое место, способствуя осуществлению задач вокально-хорового воспитания.

Однако вокально-хоровое воспитание школьников в большей мере усложняется тем обстоятельством, что на этот вид деятельности на уроке музыки отводится сравнительно небольшое количество времени. При таком положении дела исключительно большое значение приобретает внеклассная музыкальная работа, в первую очередь организация музыкальных кружков: хоровых, инструментальных, сольного пения и малых ансамблей, которые являются могучим фактором в общей системе музыкально-художественного воспитания.

Хоровые кружки по своей доступности и количественному охвату ребят занимают среди других кружков особенно важное место.

Проблемы вокально-хорового воспитания в музыкальной педагогике были предметом многочисленных исследований: А.А. Сергеева, М.А. Румера, В.А. Багадурова, Е.М. Малининой, Ю.Б. Алиева, В.К. Белобородовой и др.

Исключительно важное значение хоровому пению придавал Р. Шуман, указывая на необходимость живого, многостороннего музыкального обучения. Он говорил, что дети, поющие в хоровых коллективах, гораздо больше развиты, чем не поющие, так как хоровые занятия охватывают многофункциональность действий: пение, ритмические и танцевальные движения, образную эмоциональность, умственную работу [8]. Ю.Б. Алиев называл хоровое пение «жизненной основой музыки» [1].

Хоровое пение как форму музыкальной деятельности изучала Т. Вендрова. Пению, по ее мнению, должно быть оказано преимущество перед другими искусствами главным образом, потому, что при других искусствах человек является только пассивным слушателем и созерцателем, здесь же он имеет возможность проявить активное участие [3].

Хоровые кружки, исходя из общих установок музыкального воспитания в школе, ставят в то же время свои цели и задачи, а именно: удовлетворить певческие запросы детей; обогатить их знанием лучших образцов хоровой литературы; привить навыки правильного и художественного пения в коллективе; углубить элементарные знания и навыки по нотной грамоте, получаемые в классе; дать возможность детям через концертные выступления хора принимать участие в общественной жизни школы.

Организация вокально-кружковой работы имеет свои особенности. Так И.П. Пономарьков утверждал, что при приеме детей в хоровой кружок нужно помнить, что он должен быть рассчитан на детей, имеющих определенные вокальные и общемузыкуальные способности. Ввиду этого из всех желающих необходимо прослушать каждого в отдельности [4]. Мы предлагаем фиксировать данные всех участников в таблице, по которой можно будет судить о пригодности учащегося для хорового кружка (пример в таблице 1).

Таблица1.- Музыкальные данные школьника – участника хорового кружка.

Фамилия

Ладовый слух

Музыкальная память

Гармонический слух

Ритм

Голосовые данные

Вывод

После того, как учащиеся приняты в хоровой кружок, необходимо с ними проводить большую работу по стимулированию интереса к данной форме вокально-хоровой деятельности. Если у детей нет интереса к тому, что звучит на хоровом занятии, сильных эмоциональных впечатлений, то ни о каком полноценном музыкальном развитии говорить не приходится.

Отношение к фактору интереса в психолого-педагогической литературе весьма различно. Так, Д.И. Писарев говорил, что одним из важных средств активизации любой деятельности человека является интерес, который появится только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха. Без вдохновения и интереса любая деятельность превращается в тягость [6].

Приобщить к хоровому искусству, развить любовь и интерес у детей, способен только высококвалифицированный учитель музыки. Его мастерство способно на многое. Учитель в качестве хормейстера должен приложить все усилия, чтобы заинтересовать ученика через свою личность, через сотворчество.

Г.А. Струве писал, что интерес к познанию, пробуждающийся под влиянием обучения, заботливо и разумно поддерживаемый педагогами, является основой развития склонностей школьников к различным видам творческой деятельности, основой развития способностей учеников и, нередко, их профессиональной направленности [5].

Каждому ребенку свойственно желание быть умнее и лучше, догадливей, и всесторонне развитей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение - утверждал Л.Л. Бочкарев [2].

Организация работы в хоровом кружке зависит от его типа. И.П. Пономарьков разделил хоровые кружки на следующие типы:

- одноголосный - унисонный, с которого чаще всего начинается хоровая работа, дающая персональные, элементарные навыки хорового пения. Этот вид пения наиболее характерен для начальной школы;

- двухголосный - наиболее распространенный в средней школе, позволяющий уже значительно выше поднять навыки хорового пения и расширить хоровой репертуар;

- трех (и более) голосный, являющийся результатом большой, упорной работы, как самих участников хора, так и его руководителей. Такой многоголосный хор должен показать уже достаточно высокий уровень художественного развития и техники хорового пения [4,с.148].

Одним из труднейших певческих навыков в работе детского хора является пение на два голоса. Этот вид пения должен вытекать как результат большого музыкального роста кружковцев И.П. Пономарьков дает несколько советов для улучшения навыков двухголосного пения, которые мы используем в своей работе: легче петь в узком интервале (например, в терцию) и в среднем регистре; легче дается пение в параллельном движении, чем в противоположном; легче петь в одинаковом ритме и гораздо труднее в разных ритмах; трудно дается движение параллельными секстами и вообще широкими интервалами; детей путает разница в регистрах, в которых исполняются эти интервалы; при одних и тех же трудностях в голосоведении пение в медленном темпе значительно труднее, чем в умеренном или подвижном; увеличенные и уменьшенные интервалы, а также диссонансы преодолеваются с трудом [4, с.152].

По нашему мнению, хоровое пение, как и всякий вид искусства, только в том случае будет иметь художественную ценность и действенную силу, если оно будет располагать базой технических навыков, ибо музыкальный рост хора возможен только на основе правильного и равномерного их развития. К важнейшим вокально – хоровым навыкам относятся: правильное звукообразование, дыхание, дикция, стройность, ансамбль, ритмичность, выразительность и экспрессия.

Первое требование, которое должен предъявить руководитель для правильного звукообразования, освобождение голосового аппарата от напряжения, форсирования и крика. Все внимание следует направить на выработку чистого и звучного тона в среднем регистре диапазона детского голоса.

Успешность работы над правильным звукообразованием тесно связана с работой над дыханием. Нормальным дыханием для пения следует считать такое, при котором расширяются ребра, и выпячивается часть брюшной стенки, благодаря опусканию диафрагмы. Плечи при дыхании ни в коем случае не надо поднимать. Воздух следует набирать через рот и нос одновременно. Не надо делать большого вдоха, так как это затрудняет пение. Вдох для пения должен быть немного больше, чем при обыкновенном дыхании.

В детских хорах дикция часто бывает неясной. Работа над дикцией при пении ставит своей целью правильное, ясное формирование звуков, обусловленное крепкими и четкими движениями всего голосового аппарата, главным образом языка и губ.

В целях развития чувства строя весьма полезно проводить так называемый «звуковой диктант», состоящий в том, что руководитель дает короткие фразы в два- три звука, которые учащиеся должны точно повторить. Давая фразу, руководитель предлагает повторить ее различными способами: медленно, быстро, легато, стакатто, форте, пиано. Фразы можно строить на отдельных интонациях, попевках из мотива разучиваемой песни. Все упражнения лучше всего делать на слоге «ля».

Ансамбль – это процесс согласованности исполнительских приемов (ритма, динамики, тепма) для передачи художественного образа, характера и стиля произведения. Роль и значение отдельных элементов музыкальной речи в ансамбле можно вскрыть только путем выделения их из общего ансамбля.

Воспитание чувства ритма является одной из главных задач и необходимым условием успешной работы по всему комплексу певческой деятельности. С первых же уроков руководитель кружка не должен допускать никаких нарушений ритма, необходимо требовать от хора дружного, точного начала и окончания пения, соблюдения пауз и т.д.

Работа над выразительностью является завершающим этапом в процессе изучения хорового произведения. Выразительность в каждой песне может быть достигнута только при наличии систематической работы над всеми вышеуказанными элементами хоровой звучности.

Разучивание песни является основной формой занятий в хоровом кружке. Процесс разучивания хорового произведения оказывает всестороннее влияние на всю психику учащегося, развивая внимание, обогащая память знанием лучших образцов хоровой литературы, доступной возрасту детей.

Занятия в хоровом кружке желательно строить следующим образом:

1) беседа, касающаяся общего содержания песни и выясняющая условия появления песни (историческая обстановка, народность и т.д.);

2) исполнение руководителем песни в целом для того, чтобы показать ее как художественное произведение и разбудить желание ее разучивать;

3) анализ песни со стороны общего характера, темпа;

4) разучивание текста путем чтения текста в ритме и темпе;

5) разучивание песни по фразам;

6) установление связи с аккомпанементом;

7) выравнивание звучности хора, работа над ритмом, стройностью, нюансами;

8) работа над выразительностью и экспрессией.

К.Д.Ушинский писал: «В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организовывающее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Хоровое пение – сливает несколько отдельных чувств в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце» [7].

Итак, хоровые кружки являются могучим фактором в общей системе музыкально – художественного воспитания школьников. Рассматривая хоровой кружок как важнейшую область внеклассной работы учитель музыки должен поставить специальной задачей привитие учащимся правильных певческих навыков, воспитание и охрану детского голоса, воспитание хоровых навыков, умело сочетая эти специальные задачи с воспитанием музыкального слуха и вкуса детей и поднятием их общей музыкальной культуры.

Литература:

1.Алиев Ю.Б., Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки и хор. класса в общеобразовательных учреждениях / Учебное пособие для студ. муз. фак. пед. вузов -М.: Изд. центр «Академия», 2002, 416с.

2.Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности - М.: Психология, 2007, -112с.

3.Вендрова Т. Раскрывать музыку как саму жизнь! // Музыка в школе, № 3, 1988, с.22-28.

4.Пономарьков И.П. Хоровое пение в школе / Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1987, 270с.

5.Струве Г.А. Школьный хор - М.: Просвещение, 1981, -231с.

6.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология учебное пособие - М.: Академия, 1998, 288с.

7.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. М.: Педагогика, 1990.

8. Шуман Р. Жизненные правила музыканта – Л.: Музыка, 1956.