Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

МУЗЫКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ МУКАНА ТУЛЕБАЕВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Автор: 
Наталья Митина (Талдыкорган, Казахстан)

     В сложных и противоречивых условиях развития современного об­щества особую значимость в воспитании  студенческой молодежи  при­обретает проблема обеспечения в нем единства этического и эстетического, добра и красоты. Самим ходом развития общества на передний план выдвигаются задачи формирования  будущего специалиста как духовно богатой, творчески активной личности, носителя  этических и эстетических ценностей. Ценностные ориентации рассматриваются как важнейший элемент всей внутренней структуры личности, позволяющий ориентироваться в мире материальной и духовной культуры общества, обеспечивающей мотивацию поведения и деятельности личности.

Воспитание эстетически развитой личности будущего специалиста оказывается настоятельной потребностью нашего времени. Часто и справедливо критикуют уровень эстетической культуры учителей, и, к сожалению, не без основания. Несмотря на то, что многие из них большие мастера эстетически-воспитательного воздействия на ребенка, все же подавляющее большинство учителей, и в частности учителей музыки нуждается в фундаментальной переподготовке в этом направлении.  В связи с этим, проблема эстетического воспитания студенческой молодежи  в стенах вуза приобретает на сегодняшний день особую актуальность и значимость.

Методологическая база для исследования эстетического  воспитания была создана такими учеными как В.Ф. Асмус, А.И.Буровым, М.М. Бахтиным, Ю.Б. Боревым, В. В. Вансловым, А.Ф. Еремеевым, А.Я. Зись, М.С. Каган, Л.Н. Коган, А.Ф. Лосевым, В.И. Самохваловой, Л.Н. Столович,  Ю.Б. Алиевым, Д.Б. Кабалевским, М.Х. Балтабаевым, С.А. Узакбаевой  и др.

             Несмотря на большую  изученность проблемы, мы считаем, что крайне важно иметь точное представление о сущности эстетического воспитания, о его возможностях, методах и формах, а также о резуль­тативности этого воспитания как системы определенных действий. Эстетическое воспитание – это воспитание способности восприятия и понимания прекрасного в действительности и в искусстве, развитие эстетических взглядов и чувств, потребности и способности создавать прекрасное. Потребность в эстетическом воспитании и развитии заложена в психике человека, поскольку у него имеется врожденное стремление к гармонии.  Важность эстетического воспитания связана  с тем, что эстетические вкусы и художественные способности людей оказывают влияние на их развитие, на быт, культуру и на развитие общества. Быстрое развитие и усложнение общества требуют обогащения и  усложнения личности, более тонкой ее организации, без чего ей трудно успешно действовать в быстро изменяющемся обществе. Научить студентов понимать красоту человеческих отношений и вносить гармонию во взаимоотношения с другими людьми, воспитать музыкально-художественный вкус, пробудить потребности знакомиться и познавать лучшие произведения искусства, т.е. создать «богатство модели  современной личности», что по словам А.В. Тутолмина  является главной целью эстетического воспитания  [7]. 

Эстетическое воспитание, по мнению Б.М. Неменского, относится к числу феноменальных и универсальных явлений, пронизывающих человеческое бытие и гармонизирующих его воспитания  [5]. Система эстетического воспитания многогранна по своим сущностным проявлениям и отражениям богатства человеческого мира. Одной из примечательных черт современного этапа культурной жизни в нашей стране является рост общественного интереса к практике и теории эстетического воспитания. Современному обществу необходимы духовно богатые, эстетически развитые личности высокой эстетической культуры. «Какой наша страна будет в будущем напрямую зависит от того, что мы сегодня воспитываем в наших детях. Нам следует оберегать нашу национальную культуру и традиции во всем их многообразии и величии, собирать по крупицам наше культурное достояние» - сказал в своем выступлении  Н.А. Назарбаев [4, с.4]. Однако развитие духовности человека немыслимо в отрыве от культуры своего народа,  ярчайшим представителем которой является Мукан Тулебаев - один из талантливых композиторов, внесших вклад в развитие и обогащение казахской музыкальной культуры.

В тюркоязычных странах  2013 год объявлен годом казахского композитора Мукана Тулебаева и писателя Чингиза Айтматова. Творчество  М.Тулебаева, одного из основоположников казахской советской музыки, явление поистине значительное. С детства воспитанный в атмосфере глубокой любви к духовной культуре своего народа, бережного отношения к его богатой песенной  и инструментальной традиции, он сумел в своем творчестве сохранить немеркнущие музыкальные образы и черты своей эпохи. Вместе с тем, эмоционально насыщенная самобытная музыка композитора стала продолжением живого процесса развития многонационального музыкального искусства Казахстана.

Семья  М.Т. Тулебаева была очень музыкальной: мать славилась красивым голосом и поэтическими импровизациями, а бабушка хранила в памяти множество бесценных жемчужин устного, поэтического и музыкального творчества. Часто тихими вечерами мать пела свои любимые песни. Полюбить музыку Мукану помог также его близкий родственник – Апырбай Ауельбаев, популярный в то время певец и кюйши. Будущего композитора с детства отличало тонкое понимание прекрасного, у него был хороший музыкальный слух и память, чистый, приятного тембра, голос.

Первыми учителями М.Тулебаева, приобщившими его к сложностям композиторского творчества, были Р. Глиэр, Н. Мясковский, Т.Шехтер. Впоследствии, по возвращению в Казахстан, М.Тулебаев учился у Е.Брусиловского. Годы, проведенные в Московской консерватории, были временем интенсивного накопления музыкального багажа, изучения основ профессионального наследия классиков русской, западно-европейской и советской музыки. Именно в студенческие годы формируются эстетические взгляды Тулебаева. Он много читал, посещал концерты, театры, музыкальные вечера. Безусловно, все это положительно сказывалось на мировоззрении М. Тулебаева, как художника-музыканта. Наряду с этим, Тулебаев уже тогда много пишет, выступает как музыкальный критик, его знают как автора широко известных оркестровых и камерных  произведений, автора музыки к фильмам.  Совместно с Е.Г. Брусиловским и Л. А. Хамиди, М. Тулебаев является автором музыки Государственного гимна Казахстана. 

         Творчество М.Тулебаева с его лирико-эпической направленностью продолжает лучшие традиции казахской народной песенности.  Его музыка очень колоритна. Она отличается яркостью и реалистичностью музыкального мышления, эмоциональна, глубоко индивидуальна.  Это проявляется в каждой музыкальной интонации, ритмической структуре, особой организации ладового строя, лаконичности и своеобразия формы. Композитор оказался в числе тех, кто закладывал традиции современности в казахской музыке. Не случайно одним из лейтмотивов его творчества стал  казахский народ. Все, что написано М.Тулебаевым: оперы, оркестровые и крупные вокально-симфонические сочинения, камерно-инструментальные пьесы, песни, романсы, обработки народных песен,  несет в себе заряд высоконравственной и высокой эстетической силы, четкости идейно-художественной позиции. Музыкальный язык  Тулебаева народен и самобытен, его перу принадлежит более ста произведений. Особого внимания заслуживает оперное, кантатно-ораториальное и песенно-романсовое творчество.

Одной из вершин казахского оперного музыкального искусства  является опера М.Тулебаева  «Биржан и Сара», которая, по мнению А.К. Жубанова, «навсегда вписала имя композитора золотыми буквами в историю культуры его  народа» [2, с.27].  Сам Мукан Тулебаев писал: «В опере «Биржан и Сара» я стремился передать благородные романтические чувства героев, высокие патриотические мечты народа. Народное творчество — неиссякаемый источник вдохновения для каждого из нас» [3, с.11]. Действие оперы происходит в дореволюционные годы в Казахстане. Он использовал два подлинных события: айтыс - соревнование в мастерстве поэтической и певческой импровизации между известным народным поэтом Биржаном Кожагуловым и талантливой поэтессой Сарой и, чреватое губительными последствиями, драматическое столкновение свободолюбивого певца с волостным управителем Жанботой.  В результате  трагических событий  поэт прощается с жизнью и умирает. Сара берет в руки его домбру, чтобы продолжить дело любимого, нести людям добро и свет своим искусством.  

Опера М.Тулебаева «Биржан и Сара» обладает огромной эстетической ценностью. Много времени прошло с тех пор, но драматическая судьба акына, исполненная борьбы со злом, пороком, с несправедливостью, живет в памяти народа. Пылкая поэтическая натура Биржана, нашедшая выражение в ярком, талантливом творчестве, слилась с понятием – «сал», что означает «избранник народа».  Развивая интонационно-мелодическую основу образа Биржана, используя классические формы, М. Тулебаев создал один из ярчайших образов в казахском музыкальном искусстве. Опера «Биржан и Сара» М. Тулебаева еще раз подтверждает истину о богатстве казахского мелоса, о прекрасном мелодическом языке композитора, в котором умело использованы современные достижения гармонии. При всей своей полифоничности, она сохраняет народный колорит, в ней раскрывается богатый внутренний мир главных героев, их преданность делу народа, верность любимому человеку, что способствует развитию у слушателей способности понимать и ценить прекрасное.

При этом хотим отметить, что  процесс эстетического воспитания студентов-музыкантов преследует цель не одного лишь формирования способности чувствовать и понимать прекрасное, но и воспитания потребности и умения творить его. Суть эстетического воспитания в активном, целенаправленном формировании систем эстетических потребностей личности, той сферы ее духовной жизни, которую  называют эстетической культурой. Речь идет не только о том непосредственном   воспитательном воздействии, которое оказывает на личность музыкальное творчество М.Тулебаева, а и о выработке эстетической вос­приимчивости, эстетического отношения к миру посредством его творчества, в широком смысле этого слова.  

В музыкальном творчестве М.Тулебаевым передано точное ощущение своего времени. Так, А.К. Жубанов говорил, что «посредством музыки М.Тулебаева мне было легче познать духовное обновление Казахстана во всех сферах общественной, экономической и культурной жизни» [2, с.27].

  Мукан Тулебаев по праву является одним из основателей жанра казахского романса. Свойственная композитору глубоко лиричная основа музыки во многом способствовала расширению тематики песенно-романсового творчества. Свои романсы он писал на стихи классиков казахской поэзии, перекладывал на музыку лучшие строки поэтов-современников. Апеллируя к нашим чувствам, вызывая те или иные эмоции, впечатления,  композитор одновременно побуждает и к работе мысли, к осознанной реакции на произведения, и  вызывают   яркие эстетические переживания, как   у слушателей, так и у исполнителей.  Направленное изменение эстетического переживания приводит в педагогическом процессе к изменениям в эстетической культуре личности. Эстетическое переживание, по словам   Е.А. Булатовой -  есть особое отношение субъекта и объекта, и, как таковое, оно включает в себя все связанное с этим отношением [1]. Исходный «строительный материал» эстетических переживаний  - объективная действительность, преобразуемая человеком. Задача  педагога  организовать непосредственное отношение  студента  к этому «материалу» так, чтобы вызвать желаемые переживания. Конечно, достижение данной цели отнюдь не простое дело, ибо содержание эстетического переживания предопределено не только объективно, но и субъективно. «Особая результативность эстетического переживания произведений искусства предопределена рядом его специфических признаков, которые следует продуманно учитывать в эстетически-воспитательной работе» [1, с.19].

   Итак, успешное решение всего комплекса задач эстетического воспитания студенческой молодежи посредством творчества М.Тулебаева невозможно без пристального внимания к их эстетическим потребностям, вкусам,  идеалам, эстетическим переживаниям.  

 

Литература:

1. Булатова Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. Текст. / Е.А. Булатова. - Екатеринбург, 2001.- 145 с.

2. Жубанов А.К. Мукан Тулебаев. Очерк, Алма-Ата: Казполитиздат, 1963.

3. Композиторы Казахстана,/ Под ред. М. Ахметовой, - Алма-Ата: Жалын, 1978.- 147с.

4.Назарбаев Н.А. Послание Президента народу Казахстана. Стратегия «Казахстан - 2050»// Казахстанская правда.- Алматы, 14 декабря 2012.

5.Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 1981. -192с.

6.Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание,- Глазов: ГПУ, 2003.- 2012с.

7.Эстетика. / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998.- 92с.