Автор:
Ольга Томина (Москва, Россия)
Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня – не только в формировании индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и в развитии духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.
Проблема духовно-нравственного обновления Российского общества на форумах различного ранга определяется в выступлениях и докладах ученых, общественных деятелей, работников министерства образования как проблема государственного значения. При этом признается, что решение данной проблемы возможно лишь в том случае, если она будет разрешаться на всех уровнях общественной жизни. Система образования в этом случае выступает фактором и педагогическим механизмом способным охватить все слои общества в целенаправленном воспитательном процессе. Подготовленность педагогов к осуществлению процесса духовно-нравственного воспитания и духовно-нравственного оздоровления граждан, начиная со школьной скамьи и заканчивая послевузовским образованием, является непременным условием его эффективности.[2, c. 10]
Так, важнейшая задача высшего профессионального образования является интеллектуальное, духовно-нравственное, культурное развитие будущих специалистов. Обоснование этого положения содержится в работах многих авторов: Е.П. Белозерцева, М.В. Богуславского, В.А. Болотова, А.Я. Данилюка, Г.Б. Корнетова, Н.Д. Никандрова, В.И. Слободчикова, В.С Леднева, А.Д. Солдатенкова и др. Исследованию концептуального и научно-методического обоснования педагогической практики духовно-нравственного образования личности студентов в государственной системе образования посвящены работы: А.А. Корзинкина, В.М. Меньшикова, И.В. Метлика, В.В. Перевертайло, Т.И. Петраковой, О.М. Потаповской, Т.В. Скляровой, Л.Л. Шевченко Л.Л.
Актуальность включения духовно-нравственного компонента в систему образования выразилась в сформировавшемся социальном заказе. Его отразили нормативные документы государственной системы образования (законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальная доктрина образования в РФ и ряд других документов) и педагогическая практика. Так, в качестве одной из дидактических форм необходимой духовно-нравственной коррекции личности педагогическая практика последних десятилетий использовала введение в учебный план общеобразовательной школы предмета, посвященного изучению духовно-нравственной культуры на материале традиционных ценностей российской культуры.[3, c.4]
Проблема формирования духовно-нравственной культуры студентов рассматривается как существенный вклад в развитие культуры общества и как средство воспитания всесторонне-развитой личности в условиях, когда все большее распространение получают исключительно материальные ценности (не стесненная моральными ограничениями ориентация на материальный достаток).
Анализ базовых понятий «духовность», «нравственность», «культура», «просвещение» во взаимосвязи со средствами и формами развития нравственно-личностных качеств студентов, позволил выделить составное понятие «духовно-нравственная культура» получившее развитие в педагогических источниках последнего десятилетия (А.Я.Данилюк, Д.Е.Самогаев, Л.Л. Шевченко, А.А. Корзинкин и др.).
В решении проблемы формирования духовно-нравственной культуры студентов понятие «нравственность» рассматривается с точки зрения «внутренних, духовных качеств, которыми руководствуется человек, этическими нормами, правилами поведения, определяемые этими качествами»
Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность». Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения студентами различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в ВУЗе предметов.[3, c.16]
Ключевым понятием наряду с «духовностью» и «нравственностью», является понятие «культура». В педагогических исследованиях начала XXI века (И.В.Кошминой, А.Н.Малюкова, В.В.Медушевского и др.) культура является ценностным источником духовного становления и обогащения личности. [1, c.25]
Просвещением можно назвать процесс целенаправленного положительного воздействия на личность студента путем согласования научных и религиозных взглядов, выявления общего, значимого в личности духовного и нравственного.
По настоящее время в образовательных учреждениях ведется поиск путей духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи. То есть существует необходимость четкой структуры работы (некой модели) развития духовно-нравственной культуры студентов.
По мере накопления исследовательских материалов и реализация их в практике образовательно-воспитательного процесса ВУЗа в экспериментальной разработке находится модель формирования духовно-нравственной культуры студентов, которая включает ряд взаимосвязанных компонентов: аксиологический, образованный единством педагогических и духовно-нравственных ценностей; технологический, определяющий стратегию и тактику использования форм, средств, способов и приемов деятельности преподавателей ВУЗа; личностно-деятельностный, раскрывающий механизмы творческого присвоения и использования личностью выявленных духовно-нравственных ценностей.
В условиях Московского Государственного Областного Университета структура работа по формированию духовно-нравственной культуры студентов строится на базе Духовно-просветительского центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия, где аксиологической основой работы являются христианские и гуманистические ценности.
Цель нашей модели (структуры) является развитие социальной, духовной и культурной компетентности личности студента, ее самоопределение в социуме, формирование гражданина – семьянина – родителя – специалиста-профессионала.
Перед нами стоят задачи повышения социального статуса духовно-нравственного воспитания в системе высшего образования; диагностика нравственно-духовных ценностей современной молодежи; разработка форм просветительской работы, создание совместных просветительских проектов силами студентов и педагогов.
К настоящему времени реализованы следующий содержательный модуль структуры в условиях ВУЗа (Московского Государственного Областного Университета):
- по направлению «Духовная безопасность», задача которого профилактика насильственного вовлечения молодежи в тоталитарные секты, профилактика никотино-алко-нарко-зависимостей, была создана виртуальная выставка по материалам Духовно-просветительского центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия; совместно с преподавателями и студентами регулярно проводится литературно-музыкальные гостиные, где студенты приобщаются к искусству, а также раскрывают свой творческий потенциал посредством чтения своих собственных стихов, исполнения музыкальных произведений или театральных инсценировок по произведениям русских и зарубежных классиков.
- в рамках информативного направления мы расширяем кругозор юношей и девушек посредством привлечения интереса к русским народным традициям, к народным ценностям через цикл статей, бесед, показом видеофильмов на темы, которые актуальны у молодежи, а также в которых присутствует нравственная и духовная составляющая («Cемья», «Взаимоотношения», «Бог», «Религия», «Творчество», «Мир, в котором мы живем» т.д.).
- в работе по направлению «Просветитель» наша задача познакомить студентов с ценностями отечественной культуры, с основами православной культуры, с другими религиями мира, чтобы молодой человек на сегодняшний день сам мог сделать выбор как ему жить, как создавать семью, мог сделать выбор в каком направлении заниматься саморазвитием и познанием мира.
Содержание работы по духовно-нравственному воспитанию студентов на этом этапе не останавливается. В перспективе - дальнейшая разработка и реализация модели формирования духовно-нравственной культуры студентов, которая предусматривает последовательный системный анализ духовно-нравственного воспитания студентов Московского Государственного Областного Университета, создание механизмов воспитательных процессов и их осуществление, мониторинг развития воспитательных систем, создание соответствующей информационной системы. Исследовательская работа по обеспечению развития духовно-нравственного воспитания в системе образования поэтапно будет сориентирована на системный анализ реальной практики воспитания студентов, передового педагогического опыта.
Литература:
1. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: Традиции и перспективы [Текст] / Г.Б. Корнетов. - М., 2008.
2. Никандров Н.Д. Вера и нравственность [Текст] : православные традиции и современность : выступ. на Х1 Междунар. Рожд.образ.чт.26 янв.2003г / Н. Д. Никандров. - М., 2003. - 17с.
3. Шевченко Л.Л. Учитель. Педагогические условия воспитания нравственной культуры в учебно-воспитательном процессе вуза [Текст] : Монография / Л.Л. Шевченко – М., 2010
4. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика [Текст] / Л.Л. Шевченко. – М.: Соборъ, 1997
5. Янушкявичюс Р.В. Основы нравственности [Текст] : учеб.пособие / Р. В. Янушкявичюс, О. Л. Янушкявичене. - 4-е изд. - М. : ПРО-ПРЕСС, 2002.
Научный руководитель:
профессор, доктор педагогических наук Шевченко Л.Л.