Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Автор: 
Анжела Харитонова (Москва, Россия)

Целью образовательного процесса всегда являлось воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства, а так же, создание благоприятных условий для разностороннего, гармоничного развития личности.

В современных условиях, когда наша страна стоит на пути к созданию гражданского общества и правового государства, воспитание детей приобретает особую значимость, поскольку будущее нашей страны во многом зависит от того, выполняет ли школа своё предназначение, состоящее в гуманизации, одухотворении подрастающего поколения, раскрытии человеческих качеств, приобщении к духовно-нравственным ценностям.

В связи с этим, возрастает значимость формирования у подрастающего поколения не только интереса к национальной самобытности и историческим традициям своей родины, но и формирования личностных духовно-нравственных качеств.

Так же, актуальность духовно-нравственного воспитания школьников объясняется тем, что ориентация России на демократический стиль жизни, с одной стороны, и на рыночные отношения с другой, повлекла за собой изменения в экономической, политической, духовной и других сферах жизни современного общества, определяющим элементом которого стал особый, индустриальный характер. Индустриальное общество подчинено и все более подчиняет себя законам производства-потребления.

Мы должны понимать, что дух этого времени неизбежно оказывает влияние и на формирование духовно-нравственной культуры российских школьников, которые растут и развиваются в этот, один из самых непростых, исторических периодов. Нравственные установки и моральные нормы деформируются, а духовные ценности активно вытесняются материальными, искажая представление развивающейся личности о доброте, милосердии и общественной нравственности, оказывая негативное влияние на гражданское самосознание, на отношение людей к обществу и государству, на отношение человека к человеку.

В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной зрелой личности, способной созидать, а не только потреблять, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за принятые решения. Именно с духовно-нравственным образованием связана сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества.

Передать детям накопленный духовно-нравственный опыт человечества: культуру, традиции, ценности – обязанность школы. Не случайно проблема духовности личности обозначена одной из важнейших общенаучных проблем в законе Российской Федерации «Об образовании», и Национальной доктрине образования Российской Федерации. Закон Российской Федерации «Об образовании» устанавливает, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» [1].

В послании Д.А. Медведева к Федеральному Собранию образованию уделяется особое внимание: в соответствии с образовательной инициативой «Наша новая школа» основная задача школьного образования заключается в раскрытии «способностей каждого ученика, воспитании личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [3].

Выражением государственной политики в этой области стала разработка новых Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения для начального общего образования, вступивших в силу в 2011-2012 учебном году. По новым стандартам, школьному образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков), «современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [2]. Следовательно, организация педагогического процесса духовно-нравственного развития и воспитания школьников является одной из ключевых задач современной школы.

От школы сегодня требуется не просто расширение круга задач в обучении и увеличения количества знаний. В условиях чрезвычайного ускорения темпов развития общества и нарастания объема информации, школа должна готовить своих учеников к реалиям жизни, учить самостоятельности и нравственной ответственности своего выбора [7]. Поскольку педагогический процесс духовно-нравственного развития и воспитания школьников – совершенно особый, отличный от усвоения знаний и умений, важнейшей деятельностью в этом направлении является именно воспитание, понимаемое как педагогическая организация условий, способствующих становлению и взрослению человека. Воспитывает человека не информация сама по себе, а та информация, которая несет в себе моральные составляющие, проходя через эмоциональное, чувственное восприятие ребенка. По словам Ш. А. Амонашвили, «педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего духовного роста и становления личности» [4].

Однако духовно-нравственное воспитание школьников не должно сводиться к воспитанию морально-этических ценностей у личности учащихся, ограничиваться рамками морально-нравственного воспитания.

Само понятие «духовно-нравственное воспитание» состоит из двух близких, но не идентичных понятий. «Духовность» – слово, производное от слова «душа» – сознание, внутренний мир человека. Поэтому духовностью можно назвать состояние самосознания человека, выражающееся в его мыслях, словах и поступках. А.Ю.Григоренко, доктор философских наук, заведующий кафедрой религиоведения РГПУ им. А.И. Герцена, называет три источника духовности человека. Согласно христианской традиции, источником духовности является личностный Бог. Немецкий философ В.Ф.Гегель выдвинул идею безличного Абсолютного Духа, находящего своё бытие в формах субъективного духа – в науке, искусстве, этике, праве, религии и философии. Согласно третьей точке зрения, духовность конкретного индивидуума (индивидуальное сознание) – результат проекции на него коллективного сознания (этики, морали, религии) [5].

О таких формах человеческого сознания, как наука и искусство в школах говорилось всегда, а о религии, одной из важнейших составляющих человеческой культуры, раньше, особенно в советское время, не говорилось вообще.

Вторая часть понятия «духовно-нравственное воспитание» – «мораль», «нравственность» (от лат. «moralis» – нравственный) в словарях определяется как особая форма общественного сознания, а моральные отношения – как один из способов регуляции отношений человека в обществе с помощью норм. В отличие от традиций и обычаев, нормы морали разъясняют понятия идеалов добра и зла, справедливости и долга. Слово же «нравственность» происходит от слова «нрав», т.е. характер, совокупность душевных свойств. Следовательно, «нравственность» мы понимаем как правила, определяющие поведение человека, его духовные и душевные качества, необходимые для его жизни в обществе, а так же само поведение человека, как исполнение этих правил.

Оба понятия – духовное и нравственное, тесно связаны, однако в термине «духовно-нравственное» на первом месте стоит слово «духовность». Как следует из вышеприведённых определений, нравственность является неотъемлемой частью духовности. Нравы – это то, что за века устоялось в традициях, обычаях и ценностях, передающееся из поколения в поколение. Дух – нечто, невидимое глазами, существующее посредством мыслей и поступков. Нравственным может быть даже бездуховный человек; духовность же всегда включает в себя нравственный компонент. Нравственность регулирует межличностные отношения, духовность – отношения человека не только с себе подобными, но и с Богом.

Следовательно, в процессе духовно-нравственного воспитания следует ориентироваться не только на формирование морально-этических качеств у школьников, но и на воспитание у них высокой духовности.

Долгие годы наши дети, как и весь народ, воспитывались в духе принудительного атеизма. Да, школьная программа всегда была насыщена произведениями, пропитанными духом глубокого гуманизма (произведениями, которые еще долго будут удивлять и радовать как нерелигиозных, так и религиозных людей). Даже в годы коммунистического режима были педагоги, которые не переставали воспитывать своих учеников в духе гуманистических ценностей, формировать из них духовно-нравственных, самостоятельных и инициативных личностей (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский). И не смотря на то, что в расписании советских школ не было такого предмета, как духовно-нравственная культура, учителя интегрировали область духовно-нравственной культуры в свои предметы.

Однако только то духовно-нравственное воспитание, которое основано на Первоисточнике духовности и нравственности способно найти выход из того кризиса, в который погрузилась современная Россия.

Сегодня вместо интегрированного преподавания школы перешли к основному предмету в 2010 году – «Основы религиозных культур и светской этики», введённому в школы по инициативе Д.А.Медведева, который во время встречи с лидерами традиционных российских конфессий подчеркнул актуальность духовно-нравственного просвещения подрастающего поколения и заявил о своём решении поддержать идею преподавания в школах России предмета, в основе которого лежат духовно-нравственные ценности. Таким образом, духовно-нравственное воспитание, помимо своей интегрированности в гуманитарные и обществоведческие школьные предметы, обрело статус самостоятельной учебной дисциплины.

Так же, благодаря введению в сетку расписания школ отдельного предмета по духовно-нравственному воспитанию, в школу возвращаются уроки о религии, Боге и вере, а учителя имеют возможность говорить об этом, не нарушая принципа светскости образования, а напротив, помогая учащимся осознанно реализовать конституционный принцип о свободе совести, т.к. светское образование не является безрелигиозным и, тем более, антирелигиозным и выполняет стабилизирующую функцию. «Светскость обеспечивается там, где человек получает адекватное представление о религии и ему никто не навязывает выбора. Он может выбрать что-то, а может не выбрать ничего. Это классическое понимание светскости, не отягощённое атеистической идеологией и фундаменталистскими религиозными представлениями» – так объяснил в интервью газете «Нижегородская митрополия» своё понимание роли нового предмета преподаватель Нижегородской духовной семинарии иерей Максим Антоненко [8]. Религиозное воспитание, подчеркивает он, – дело добровольное, но религиозные представления школа дать обязана. Необходимо, чтобы каждый учитель ликвидировал свое невежество в религиозных вопросах и подходил бы к вопросам религии с высоты подлинной культуры.

Учитель, преподающий религиозную культуру детям, должен уметь ответить на вопросы духовного содержания понятным для ребёнка языком, в доступных ему категориях. Он не должен ничего навязывать, его миссия – обеспечить выбор. Однако необходимо иметь мужество и компетентность для того, чтобы назвать так или иначе выраженные в культуре религиозные ценности – религиозными. Ведь самые глубокие, самые человечные истины, переданные нашему народу через культуру, были восприняты этой, пусть даже атеистической, культурой – из христианства [6].

Следовательно, уроки религии в школе – это восстановление справедливости по отношению к религии, поскольку образ Бога и общечеловеческих духовно-нравственных ценностей присутствует и в истории, и в искусстве, и в культуре.

Литература:

  1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», 2011;

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. РАО.– М.: Просвещение, 2009;

  3. Медведев Д.А. Послания к Федеральному собранию. http://www.kremlin.ru/transcripts/messages. Дата обращения: 03.01.2013 г.

  4. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. Изд. дом Ш. Амонашвили. М., 2000;

  5. Григоренко А.Ю. Религиозная культура и духовно-нравственное воспитание в школе. Вестник РГПУ им. Герцена СПб., 2010;

  6. Маренич И.В. Культура и церковь. Семинар по вопросам взаимоотношения культуры и Церкви. М., 1997;

  7. Неменский Б.М. Социальный опыт и стандарты Нового поколения. М., 2011;

  8. http://www.nne.ru/education.php?id=299, дата обращения 12.01.2013.

Научный руководитель:

д.п.н., профессор кафедры педагогики МГОУ Шевченко Л.Л.