Автор:
Лидия Ярмолович, Элеонора Урунбасарова (Алматы, Казахстан)
В послании президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана сказано, что образование должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации [1]. Это означает, чтовыпускники должны быть компетентными.
Проблема компетентности является актуальной, т.к. несмотря на множество исследований по данной теме нет однозначного определения как компетентностного подхода, так и понятий «компетенция», «компетентность». Мы различаем понятия компетенция и компетентность. Понятие «компетентность» шире. Оно состоит из определенных компетенций. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН, способы деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности [2, с. 20].
Проанализируем, какие взгляды на профессиональную компетентность учителей начальных классов у исследователей.
Мальцева Е.В. считает, что профессиональная компетентность учителя начальных классов обусловлена качеством профессионального образования и представляет гармоничный сплав профессиональных знаний, умений, ключевых компетенций, и профессионально-значимых личностных качеств, обеспечивающих успешную педагогическую деятельность [3].
Мы считаем, что данным автором не в полной мере раскрыта специфика профессиональной компетентности учителя начальной школы.
Дмитриевой Н.Л. выделены следующие компоненты в структуре профессиональной компетентности учителя начальной школы: содержательный (знания), деятельностный (умения), личностный (самосознание), социальный (общественная значимость профессиональной деятельности). В деятельностном компоненте профессиональной компетентности автор выделяет группы педагогических умений: гностические, проектировочно-конструкторские, организаторские, коммуникативные и исследовательские, описание которых представлено в общем виде и не отражает особенности профессиональной деятельности учителя начальной школы. [4].
Колпакова Н.В. в структуре профессиональной компетентности учителя начальной школы выделяет такие компоненты профессиональной компетентности, как: методологическая, психолого-педагогическая и предметная компетентности. Причем, иерархия данных компетентностей такова, что методологическая компетентность, по мнению автора, является ключевой, психолого-педагогическая – базовой и предметная – специальной компетентностью. Автор в своем исследовании указывает на то, что ключевая компетентность для учителя проявляется в способности находить информацию, работать с ней и на ее основе решать профессиональные задачи. Базовая компетентность для учителя – это способность использовать информацию и технологии для обучения школьника, отвечающие возрастным особенностям ребенка. Специальная компетентность для учителя выражается, по мнению автора, в способности обучать детей с использованием информационных технологий [5].
Как показывает анализ данного исследования, автором ни в структуре, ни в видах профессиональной компетентности не отражены особенности профессиональной деятельности учителя начальной школы. Кроме того, в рассмотренных видах профессиональной компетентности отсутствует такой личностный компонент как готовность к осуществлению педагогической деятельности. Автором упоминаются только способности, что, по мнению В. А. Крутецкого [6], В. А. Сластенина [7], А. И. Щербакова [8] и др., недостаточно для осуществления постановки и осмысления педагогической задачи, ее анализа и решения. Мы разделяем точку зрения этих авторов.
Шустова М.В. выделяет следующие компоненты в структуре профессиональной компетентности учителя начальных классов: психолого-педагогическую, предметную, методическую и личностную компетентности.
Психолого-педагогическая компетентность является для учителя начальной школы основой его профессиональной деятельности. Учитель закладывает фундамент для изучения многих учебных дисциплин и формирует мировосприятие, отношение к себе, к окружающему, к учебному труду, что невозможно без системы знаний о ребенке младшего школьного возраста, его особенностей, социальных факторов развития.
Предметная компетентность учителя начальной школы характеризуется: наличием знаний и умений в необходимых для учителя начальной школы предметных областях и умением ими оперировать.
Методическая компетентность характеризуется: знанием классических и современных методов, форм, средств, приемов, технологий обучения и воспитания в начальной школе, умением их применять, творчески перерабатывать.
Личностная компетентность характеризуется: развитием личностных функций учителя начальной школы (мотивационной, рефлексивной, ориентационной, творческо-преобразующей); высоким уровнем эмпатии; владением умениями самообразования и саморазвития, готовностью осуществлять профессионально-педагогическую деятельность [9].
Сорокина Т.М. в структуру профессиональной компетентности педагога начальной школы включает: педагогическую направленность, особенности гуманистического педагогического мировоззрения, системы профессиональных интегративных знаний и навыков, системы диагностико-управленческих профессиональных действий.
Важнейшей характеристикой профессиональной компетентности, по Сорокиной Т.М., является «направленность на ребёнка». Педагогическая направленность учителя на ребёнка преследует цель выработать у ученика мотивацию учения, познания окружающего мира, людей, самого себя. Она предполагает заботу о ребёнке, интерес к нему, любовь, содействие развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности.
Таким образом, в основе категории «профессиональная компетентность» учителя начальной школы лежит осознание педагогом своих педагогических возможностей, особенностей детской группы, перспектив её развития, своеобразия социума. Такое концептуальное осознание определяет профессиональную гибкость педагога в подборе (а не копировании) педагогических технологий, методик, позволяющих успешно реализовать главную цель – создать условия для развития личности младшего школьника.
Сорокина Т.М. модернизирует структуру профессиональной компетентности учителя начальной школы под будущего учителя начальных классов.
В её исследовании понятие профессиональная компетентность будущего учителя начальных классов трактуется как динамическая, процессуальная сторона его профессиональной подготовки, характеристика профессионального роста, профессиональных изменений, как мотивационных, так и деятельностных. Она рассматривает профессиональную компетенцию как явление постепенной профессионализации будущего учителя. В то же время понятие «компетентность», с её точки зрения, более определяет профессиональную деятельность зрелого учителя.
По мнению Сорокиной Т.М., профессиональная компетентность учителя начальной школы особая – многопредметная. Центральным звеном её концепции профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов является коренное изменение роли и содержания его психологической подготовки, которая должна быть интегрирована со всеми аспектами обучения в едином, профессионально значимом для студента, развивающем пространстве. Такая деятельность будущего педагога обеспечивает ему актуальный уровень профессиональной компетентности, позволяющий выполнять сложную профессиональную деятельность по прогнозированию целей и задач психического развития детей в процессе обучения, созданию продуктивных условий для их разрешения, разработке диагностических программ, в том числе на предметном материале.
Структура профессиональной компетентности будущего учителя, по Сорокиной Т.М., включает в себя:
1. мотивационный компонент, выражающийся в постепенном развитии особой направленности учебно-профессиональной деятельности студента, основанной на приоритете целей развития личности младшего школьника;
2. профессионально-деятельностный компонент, содержащий систему учебно-профессиональных действий, предполагающий овладение студентами:
1) специфическими аналитическими навыками, позволяющими воспринимать и оценивать педагогическую ситуацию как многомерную, постоянно инновационную педагогическую реальность;
2) особыми профессионально-диагностическими действиями, позволяющими будущему педагогу преобразовывать учебный предметный материал в диагностический;
3) основами проектировочных действий, целью которых является создание гибкой системы организации жизнедеятельности школьника, условно названной Сорокиной Т.М. педагогическое пространство. Данная система включает в себя особенности развития младшего школьника в процессе взаимодействия: с учителем, со сверстниками (в процессе обучения), с родителями [10].
Конечно же, понятие и структура профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов, по Сорокиной Т.М., довольно полно разработаны, мы на них опираемся. Вместе с тем, на наш взгляд, Сорокина Т.М. особый акцент делает на процессуальный компонент развития профессиональной компетентности будущего учителя, в то время как мотивационный, когнитивный, личностный имеют большое значение.
Таким образом, под профессиональной компетентностью будущего учителя начальных классов мы понимаем интегральную характеристику деловых и личностных качеств, отражающую уровень мотивации, знаний, умений и навыков, достаточных для осуществления педагогической деятельности.
Для формирования личностной компетентности будущего учителя начальных классов, на наш взгляд, необходимо:
1) комплексный подход к развитию общего уровня культуры студентов путем личностно-ориентированной и развивающей направленности обучения;
2) организация самостоятельной деятельности студентов, которая способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, сокращению до минимума ограничений учащегося в его действиях и возможностях. Самостоятельная работа предполагает: педагогическую практику, изучение дополнительной литературы, выполнение самостоятельных проектов, организацию и проведение студентами различных мероприятий;
3) высокий уровень преподавания;
4) организация социального взаимодействия на основе общечеловеческих и культурных ценностей; саморазвития и самосовершенствования студентов.
Только в этом случае будущие учителя смогут корректно разрешать конфликтные ситуации, которые часто возникают в школьной среде, создать благоприятную атмосферу в классе, сделать процесс обучения школьников интересным, а значит эффективным.
Обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод, что наличие профессиональной компетентности является важным условием востребованности и конкурентоспособности учителей. Для возникновения профессиональной компетентности необходима систематическая работа по ее формированию в процессе обучения в ВУЗе.
Литература:
1. Послание президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года: Официальный сайт Президента Республики Казахстан akorda.kz
2. Мучкин Д.П. Педагогические условия формирования профессионально-педагогической самообразовательной компетентности будущих учителей – Павлодар, 2010. – 120 с.
3. Мальцева Е.В., Развитие профессиональной компетентности учителей начальных классов в системе непрерывного педагогического образования – Йошкар-Ола, 2006. – 261 с.
4. Дмитриева, Н.Л. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов сельской школы (На материале образовательной области «Математика»): Дисс... канд.пед.наук / Н.Л.Дмитриева. — Великий Новгород, 2004. – 177с.
5. Колпакова, Н.В. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов средствами развивающих технологий: Дисс... канд.пед.наук / Н.В.Колпакова. – Бийск, 2006.-217с.
6. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников / В.А.Крутецкий. – М.: Просвещение, 1976. – 150 с.
7. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В.А.Сластенин. – М.: Просвещение, 1976. - 160с.
8. Щербаков, А.И. Психологические основы формирования личности учителя в системе высшего педагогического образования /А.И.Щербаков. – М.: Просвещение, 1976. – 191с.
9. Шустова М.В. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы – Ишим, 2010. – 252 с.
10. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: Монография / Т.М. Сорокина; Нижегородский государственный педагогический университет. – Н. Новгород: НГПУ, 2002. – 168 с.
Научный руководитель:
доктор педагогических наук, Урунбасарова Элеонора Адаловна