Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ОТНОШЕНИЯХ УКРАИНЫ С ПРИКАСПИЙСКИМИ ГОСУДАРСТВАМИ

Автор: 
Инна Кузьменко (Астана, Казахстан)

Пространство, окружающее Каспийское море, а именно западная часть Центральной Азии, юг России, северный и южный Кавказ и северный Иран, на протяжении многих лет вызывало интерес у народов Передней и Центральной Азии, что было обусловлено наличием природных ресурсов и выгодным географическим положением. На сегодняшний же день на этой территории пересекаются геополитические и геостратегические интересы ведущих акторов мировой политики  – России, США, стран Европейского союза, Китая и т.д.

После распада Советского Союза состав региона Каспийского моря изменился, вместо двух он стал объединять 5 государств: Азербайджан, Казахстан, Россию, Туркменистан и Иран. И на данный момент этот район приковывает к себе внимание не только политиков, руководителей крупнейших нефтяных и газовых корпораций, но и исследователей-политологов, активно занимающихся изучением проблем безопасности Прикаспия.

Безусловно, среди многих факторов, оказывающих влияние на региональную среду безопасности, огромное значение имеют противоречия между самими государствами региона: споры относительно правового режима и разделение энергетических ресурсов Каспия. Но в дополнение к вопросу о правовом статусе Каспийского моря и принадлежности месторождений углеводородного сырья, прибрежные государства сталкиваются и с другими проблемами, а именно, определение маршрутов транспортировки нефти и газа, добываемых из Каспийского региона, на внешние рынки. Споры относительно трубопроводов, пожалуй, стали самой важной причиной растущей политической и военной напряженности в Каспийском регионе. Основной конфликт интересов заключается в том, что к концу 1990-х годов практически все трубопроводы из региона Каспийского моря (за исключением газопровода из Туркменистана в Иран и нефтепровода из Азербайджана в Грузию) проходили через территорию России.

Сегодня то время как Россия заинтересована в том, чтобы сохранить свою ведущую позицию, контролируя нефтяные и газовые трубопроводы, проходящие главным образом через ее территорию, имеющие выход к морю прикаспийские государства стремятся избежать зависимости от России. В этом намерении прикаспийские государства пользуются поддержкой заинтересованных в нефтяных и газовых ресурсах внерегиональных игроков, в первую очередь Соединенных Штатов, которые активно продвигают идею строительство трубопроводов нефти и газа по дну Каспийского моря и через Южный Кавказ.

В этой связи стоит обратить внимание на Украину, которая занимает очень выгодное географическое положение: она находится между продавцом энергоресурсов (Россия, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан) и покупателем – Европой, которая заинтересована в новом поставщике нефти и газа, уменьшении своей зависимости от российских и ближневосточных энергоресурсов, а также развитии собственных нефтедобывающих компаний, работающих в регионе: «Statoil» (Норвегия), «British Petroleum» (Великобритания), «Total» (Франция), «Eni» (Италия). Украина, располагающая своей сетью разветвленных трубопроводов, надеется занять свое место в транзите каспийских углеводородов, о чем на Саммите Атлантического совета по вопросам энергетики и экономики, проходившем 15-16 ноября 2012 года в Стамбуле, заявил министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко [1]. Украинская сторона активно поддерживает создание транспортного коридора, который соединит Каспийский регион с Европой через свою территорию, и с этой целью развивает отношения со странами прикаспийского региона.

Украина - Азербайджан.

В настоящее время Азербайджан стремиться занять ведущее геополитическое положение в регионе Каспийского моря и на Северном Кавказе, проводит политику, направленную на расширение своего влияния в этих районах, при этом отдавая предпочтение новым стратегическим партнерам, в лице которых выступают США, Турция и Израиль. Одновременно становится заметным дистанцирование государства от России (азербайджанские власти стали обвинять Россию в противодействии восстановлению территориальной целостности государства). «Азербайджан владеет уникальной добычей нефти, Украина владеет уникальными возможностями транзита. Почему бы эти усилия не объединить?» [2]. Здесь имеются в виду альтернативные российским программы в области энергетики, для чего, в частности,  был специально создан Топливно-энергетический Совет. Кроме того, показателем схожести взглядов относительно российского влияния на происходящее на просторах СНГ и стремления наладить более тесные контакты, является участие Украины и Азербайджана в интеграционном объединении ГУАМ.

Украина - Казахстан.

Среди 58 договоров, составляющих юридическую базу двусторонних отношений двух республик всего лишь 3 посвящены вопросам сотрудничества в энергетической отрасли, в том числе и Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве по поставкам казахстанской нефти в Украину и ее транзита по территории Украины от 1 июня 2004 г. При этом согласно условиям обозначенного соглашения казахстанская нефть в Украину доставлялась по территории Российской Федерации [3]. Стоит отметить, что поставки нефти в Украину из Казахстана в январе-сентябре 2012 г. возросли в 2,7 раза (на 372,06 тыс. тонн) по сравнению с аналогичным периодом 2011 г., и составили 589,32 тыс. тонн. Транзит осуществлялся через территорию Украины по системе нефтепроводов «Дружба» в Словакию и Венгрию.

Украина - Россия.

Как известно с приходом к власти в России В. Путина в рамках стабилизации страны началась консолидация энергетического сектора под контролем государства, для чего правительство национализировало большую часть энергетического сектора, отдав его под контроль трем государственным компаниям: Газпрому, Роснефти и Транснефти. В то же время Москва приступила к более жестким переговорам при заключении контрактов на поставку энергоресурсов с бывшими советскими республиками и с Европой. Россия, принимая во внимание, что у данных покупателей нет альтернативных поставок, вынуждала их закупать энергоносители в больших объемах и по высоким ценам. В качестве инструмента давления на противоположную сторону во время проведения соответствующих переговоров стал использоваться метод прекращения поставок на некоторые рынки, причем зачастую вина за перебои возлагалась на транзитные государства, среди которых числится и Украина. Помимо всего прочего российско-украинские отношения в области энергетики омрачались систематически возникавшими «газовыми» конфликтами, хотя нефтяная и газовая конфронтация стран пошли на убыль. Сейчас же Россия, стремясь устранить неоднозначность в отношениях с ключевыми странами-транзитерами, в том числе и с Украиной, инициировала ряд проектов, которые позволили бы ей осуществлять поставки своих энергоресурсов на Европейский рынок в обход их территорий. В частности, прокладка газового трубопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря, а затем и «Южного потока» через Черное море даст России возможность в случае необходимости перекачивать газ в обход украинской и белорусской транспортных систем. Эти трубопроводные системы будут, в основном, обеспечивать поставки газа крупным европейским потребителям в Германии и Италии, с которыми Россия стремится поддерживать долгосрочные отношения стратегического партнерства.

Украина - Туркменистан.

На сегодняшний день договорно-правовая база двусторонних отношений между этими государствами составляет около 100 соглашений, затрагивающих различные сферы сотрудничества. Из них около 20 документов регламентируют взаимоотношения в энергетической области [4]. Импорт товаров из Туркменистана в Украину в январе-ноябре 2011 г. на 99,2% состоял из энергоносителей (604,8 млн. долл. США) [5]. Осенью 2010 г. в ходе визитов заместителя Министра иностранных дел Украины В.А.Майко во главе делегаций руководителей украинских компаний, которые осуществляют деятельность в Туркменистане были согласованны условия участия украинских компаний и предприятий в сооружении инфраструктурных объектов государственного значения в Туркменистане, в частности, реализации проекта строительства транстуркменского газопровода «Восток-Запад» [6]. Помимо этого усиление туркменского флота на Каспии происходит в том числе и благодаря закупок военных катеров и судов у Украины в счет поставок газа.

Украина - Иран.

Что же касается Ирана, то сотрудничество Украины с этим государством в энергетической области развито не достаточно, что объясняется сложностями во взаимоотношениях Ирана с европейскими государствами и США, на которые ориентируется в своей внешней политике руководство Украины.

Таким образом, можно констатировать, что энергетическое сотрудничество между странами прикаспийского региона и Украиной включает в себя и продажу энергоресурсов Украине, и транзитные поставки в Европу через ее территорию. Безусловно, Украина обладает большим транзитным потенциалом, что представляет очевидную выгоду для стран региона Каспийского моря, в первую очередь для Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. Им несомненно нужны нероссийские пути транспортировки нефти по тем же причинам, по которым Украине нужны нероссийские энергоресурсы. В то же время, если бы Киев получил энергоресурсы от этих государств в обмен на транзит через свою территорию, при этом также закупая некоторую их часть, это могло бы стать реальной возможностью выхода из сложившейся зависимости от России и создания стимулов для реформирования внутри государства.

Литература:

1.  Украина рассчитывает на страны Каспийского региона / / http://minprom.ua/news/109058.html

2.  Язькова А.А. Экспансия свободы на постсоветском пространстве / / http://www.ng.ru/courier/2006-06-05/13_guam.html

3.  Постановление Правительства от 28.09.2005 № 962 «Об утверждении соглашения между Правительством Республики Казахстан и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве по поставкам казахстанской нефти в Украину и ее транзита по территории Украины» / / http://kazakhstan.news-city.info/docs/sistemsa/dok_ieyltz.htm

4.  Список действующих международных соглашений между Туркменистаном и Украиной / / http://www.ambturkm.org.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=1322:2012-08-07-07-25-50&catid=7:2011-03-11-10-03-36&Itemid=24

5.  Двусторонние торгово-экономические отношения между Туркменистаном и Украиной / / http://www.ambturkm.org.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=82:2011-03-11-12-00-34&catid=7:2011-03-11-10-03-36&Itemid=24

6.  Политические отношения между Украиной и Туркменистаном / / http://turkmenistan.mfa.gov.ua/ru/ukraine-tm/diplomacy

 

Научный руководитель:

 кандидат политических наук, доцент кафедры«Регионоведение» Факультет Международных отношений Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева Жолдасбекова А.Н.