Автор:
Николай Бажанов (Таганрог, Россия)
Как сообщила пресс-служба Южного федерального университета (ЮФУ) 8 февраля в рамках празднования Дня российской науки на базе университета состоялось открытие Академии биологии и биотехнологии.
Целями существования Академии заявлены «интеграция образовательной, научной и инновационно-производственной деятельности, развитие магистратуры, аспирантуры, докторантуры. На ее базе будут реализованы образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, подготовлены работники биологического профиля высшей квалификации для научной и научно-педагогической деятельности. Академия создается для фундаментальных и прикладных научных исследований в области биологии, биотехнологии, биоинформатики, нейробиологии и нейроинженерии, биохимии, генетики, физиологии человека и животных, зоологии, ботаники, интродукции и сохранения биоразнообразия растений и животных, экологии, биогеохимии»[1].
Создание академии соответствует принципам структурной перестройки Южного федерального университета, реализуемой ректором. Архитектура университета будет изменена путем исключения из нее основных обособленных структурных подразделений и включения их факультетов в общую структуру университета. Однако проблема эффективной интеграции научных и образовательных подразделений, вопросы оптимизации штата сотрудников, прекращение дублирования функций и образовательных программ и, в конечном счете, достижение установленных Правительством РФ значений целевых индикаторов, привело к необходимости искать иную концепцию построения образовательной организации. Надежды на новый подход в законодательстве, связанные с ФЗ «Об образовании в РФ» [2], по мнению автора, не оправдались и ректоры современных, эффективных университетов вынуждены искать компромисс между устаревшей системой юридических лиц в гражданском законодательства России и реальными шагами к достижению миссии своего вуза. Отмечу, что данный Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года. Согласно ст.9 этого нормативного акта в Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: федеральный университет, университет, академия, институт. В этом же пункте следует определение академии как высшего учебного заведения, «которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности».
Статья 27 ФЗ «Об образовании в РФ» позволяет образовательной организации в рамках ФЗ самостоятельно формировать свою структуру, причем перечень возможных подразделений законодатель счел возможным предельно детализировать в п.2 указанной статьи: «Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения)».
С учетом вышесказанного, возникает вопрос о статусе Академии биологии и биотехнологии в архитектуре Южного федерального университета ввиду того, что она является объединением факультетов и НИИ ЮФУ. Ясно, что окончательный ответ можно получить лишь после утверждения нового варианта устава университета и, до наступления этого события, трактовать указанную академию по В.Далю как «учебное братство или общество ученых или художников, объединенных под этим названием» [3]. Уместно лишь добавить, что если учебное заведение имеет статус академии, то в нем ведется подготовка специалистов в одной сфере деятельности. Все специальности академии относятся к какой-либо одной отрасли.
Сложность толкования статуса такой части единого юридического лица, как академия, заставляет обратить внимание на все возможные варианты значений этого слова. Академия как самостоятельное высшее учебное заведение однозначно определена законом. Кроме этого варианта поисковые системы интернета дают еще несколько:
Из четырех новых вариантов остановимся на последнем, так как предыдущие три явно не соответствуют теме обсуждения. «Платоновская Академия - религиозно-философский союз, основанный Платоном в 380-х годах до н.э. близ Афин в местности, названной в честь мифического героя Академа. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и другие. Внутри Академии было разделение на старших и младших; основным методом обучения была диалектика (диалог). Особая роль математики подчеркнута в девизе Академии: «Не геометр да не войдет!»[4].
Несмотря на математический девиз, даже первая академия касалась широкого круга научных вопросов. С этой точки зрения академия как общественное объединение общественных объединений (в том числе научных, научно-технических и научно-просветительских обществ) вполне допустимо и законно. Согласно ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [5] общественные академии наук участвуют в координации научной и (или) научно-технической деятельности и действуют в соответствии со своими уставами и законодательством Российской Федерации.
Важно подчеркнуть, что проблема уточнения особого статуса образовательной организации носит системный характер и в настоящее время в той или иной мере касается как большинства федеральных университетов, так и иных субъектов системы образования РФ.
В связи с возникшей ситуацией представляется необходимым продолжить обсуждение концептуально нового определения института юридических лиц в отечественном гражданском праве.
В частности, ряд авторов предлагает ввести новые понятия «корпоративного» и «унитарного» юридического лица, в том числе и для образовательных организаций.
К корпорациям отнесены юридические лица, основанные на праве членства, в которых учредители (участники) имеют право участвовать в управлении деятельностью, а именно хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации граждан, ассоциации и союзы.
Унитарными являются юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, а именно государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, религиозные организации.
Предлагаемая систематизация должна распространяться на коммерческие и некоммерческие организации.
По мнению А.Ф. Шмелева, «выделение корпораций как особого вида юридических лиц позволило закрепить непосредственно в Гражданском кодексе РФ общие нормы, касающиеся статуса (прав и обязанностей) как самих корпораций, так и их участников, что, в свою очередь, привело к расширению прав и защиты интересов участников любой корпорации, а не только участников хозяйственных обществ» [6].
В одном из вариантов Гражданского кодекса РФ (п.3 ст.50) предлагается разрешить образовательным (некоммерческим!) организациям регистрироваться в виде некоммерческих корпораций: «юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в одной из организационно-правовых норм некоммерческих корпораций и некоммерческих унитарных организаций».
Учитывая особенности правового регулирования образовательных правоотношений, предлагается дополнить перечень некоммерческих юридических лиц, которые могут быть созданы (реорганизованы) в форме некоммерческой корпорации автономными образовательными учреждениями высшего профессионального образования. Таким образом, мы приходим к необходимости обсуждать вопрос о новых формах юридического лица, вплоть до невозможного в рамках действующего гражданского законодательства варианта существования юридического лица в другом юридическом лице. Однако в блогосфере участники научных споров серьезно обсуждают подобные принципиальные изменения и достаточно веско аргументируют свою точку зрения (автор поддерживает этот подход). Например, в настоящее время понятия юридических лиц публичного права пока нет в действующем гражданском законодательстве РФ, однако разработчики Концепции развития законодательства о юридических лицах Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства считают, что «необходима известная гармонизация гражданского законодательства стран СНГ с учетом опыта высокоразвитых европейских правопорядков (прежде всего Германии, Австрии и Нидерландов». С учетом этого допущения, можно предложить для научного обсуждения рекомендовать законодателям установить лишь основные признаки юридического лица (например, как в правовой системе США). Это позволит юридическому лицу вступать от своего имени в гражданско правовые отношения, как с третьими лицами, так и с самими участниками корпорации [7]. Подобный подход решит проблемы эффективного функционирования учебно-научно-инновационных комплексов - современных федеральных университетов. Существования академий как самостоятельных юридических лиц в системе федерального университета перестанет быть юридической проблемой и вопросы эффективного функционирования федерального университета перейдут в плоскость современного менеджмента и взаимовыгодного партнерства под единым брендом.
Литература:
-
Официальный сайт Южного федерального университета. [Электронный ресурс]., 2013. – Режим доступа: http://dbs.sfedu.ru/www/sfedu$news.
-
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс].-М.,2012.- Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
-
Даль, Владимир Иванович //Толковый словарь живого великорусского языка/ В. И. Даль. Т.1: А – З. Москва: Русский язык, 1978. - 699 с.
-
Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.
-
Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»//Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4137; 1998, N 30, ст. 3607; N 51, ст. 6271; 2000, N 2, ст. 162; 2001, N 1, ст. 20; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 27, ст. 2715; 2006, N 1, ст. 10; N 50, ст. 5280; 2007, N 49, ст. 6069; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 786; N 31, ст. 3923; N 52, ст. 6434; 2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4167; 2011, N 10, ст. 1281).
-
Бажанов Н.Н. Некоммерческая корпорация как форма образовательной организации//Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Современные направления теоретических и прикладных исследований ‘2013». - Выпуск 5. Том 1. - Одесса: КУПРИЕНКО, 2013 - 116 с.
-
Пятин С.Ю. Гражданское и торговое право зарубежных стран// Гражданское и торговое право зарубежных стран: учеб. пособие/ С. Ю. Пятин. - М.: Дашков и К, 2008. - 260 с.