Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ПОНЯТИЕ КОРРУПЦИИ И КОРРУПЦИОННЫХ РАВОНАРУШЕНИЙ

Автор: 
Ерлан Нурдильданов, Болат Сериев (Талдыкорган, Казахстан)

Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира.

Понятие «коррупция» определялось в римском праве, где трактовалось как «противоправные действия в судебной практике». Этимологически же слово «corrumpere» произошло от сочетания латинских слов «correi» и «rumpere». Первое означает участие нескольких субъектов «в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета», второе – это глаголы-синонимы «ломать, повреждать, отменять» [1,с. 23]

Самостоятельный термин, образовавшийся в результате такого словообразования означал «участие нескольких лиц в деятельности, целью которой являлось изменение нормального хода судебного процесса, либо процесса государственного управления делами.

В научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения коррупции. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей [2, с. 292].

В науке уголовного права в последние годы появилось огромное количество исследований посвященных коррупции в России. Несмотря на это, проблема противодействия изучаемому негативному явлению является одной из наиболее острых как в теории, так и в практике. Никто не спорит с тем, что борьба с коррупцией должна вестись и при этом быть самой решительной. Проблема в том, какие шаги делать, какие средства и методы следует использовать. Разрозненность в определениях термина «коррупция» и неопределенность круга субъектов коррупционных преступлений являются одним из препятствий в противодействии этому социальному злу.

Междисциплинарная группа по коррупции Совета Европы дает более широкое определение коррупции, как «взяточничества и любого другого поведения лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других» [6,с.47].

Борьба с коррупцией – задача всенародная, стратегическая, долгосрочная и приоритетная. На это нацелена Государственная программа борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы. И как отметил Президент в своем ежегодном Послании «Жестоко должны преследоваться коррупционные преступления: необходимое для этого законодательство есть»...

Коррупция понимается в соответствии с Законом Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» от 02.07.1998 года как «не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ» [7,с.87].

В соответствии со ст. 12 Закона "О борьбе с коррупцией" к действиям лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, являющимся правонарушениями, создающими условия для коррупции, относятся:

- неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, организаций;

- использование своих служебных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением материальных интересов указанных лиц либо их близких родственников и свойственников;

- предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении и продвижении по государственной и приравненной к ней службе;

- оказание неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицам при подготовке и принятии решений;

- оказание кому бы то ни было любого не предусмотренного законодательством содействия в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности;

- использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении государственных функций, если таковая не подлежит официальному распространению;

- необоснованный отказ в информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законодательством, задержка ее, передача недостоверной или неполной информации;

- требование от физических или юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством;

- передача государственных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных кандидатов или общественных объединений;

- неоднократное нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц и решения иных входящих в их компетенцию вопросов;

- дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим официальным лицам, за исключением символических знаков внимания и символических сувениров в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства, а также при проведении протокольных и иных официальных мероприятий;

- явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

- делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим или юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль за нею;

- передача государственных контрольных и надзорных функций организациям, не имеющим статуса государственного органа;

Коррупционными правонарушениями лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, связанными с противоправным получением благ и преимуществ, являются принятие за исполнение своих государственных или приравненных к ним функций любого вознаграждения в виде денег, услуг и в иных формах от организаций, в которых лицо не выполняет соответствующие функции, а также от физических лиц, если иное не предусмотрено законодательством.

Коррупция подрывает престиж страны на международной арене, способствует ее политической и экономической изоляции.

Широко масштабная коррупция делает невозможным привлечение не только иностранных, но и отечественных инвестиций, что в принципе, лишает государство возможности развития [8, с.11].

В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:

- нарушает механизм рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки, это способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идей свободной конкуренции;

- тормозит процесс появления эффективных частных собственников, в первую очередь, из-за нарушений, возникающих в ходе приватизации;

- влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, препятствуя тем самым эффективной реализации правительственных программ;

- уменьшает эффективность функционирования неправительственных организаций, что приводит к снижению эффективности экономики в целом.

 

Литература:

1. Римское право: Учебник / О. А. Омельченко. – 2-ое изд., испр. и доп. – М.: ТОН – Остожье, 2000. – 208 с.

2. Коррупция в сфере государственного управления //Резолюция Восьмого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению справонарушителями. - Нью-Йорк, 1990. - С. 150-153.

3. Пекарев В.Я. Правовые аспекты борьбы с коррупцией на национальном и международном уровнях. Монография. М.: Изд-во РУДН, 2001. 329 с.; Малько А.В. Основы антикоррупционной политики современной России // Право и политика. – 2003. - №4. – С. 45-52.

4. Мелешко Н. Коррупция как системообразующий фактор государственной власти в современной России и криминологические проблемы совершенствования системы государственной власти и права // Уголовное право.- 2004. -№4. - С.87.

5. Подольный Н. Развитие гражданского общества – залог успеха в борьбе со взяточничеством // Российская юстиция. – 2003. - №11.- С. 37-38.

6. Основные международные документы по правам человека: Материалы и комментарии: посвященные 50-летию Всеобщей декларации прав человека. – Алматы: 1998. – 148 с.

7. Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998 г. № 267 //Казахстанская правда. - 1998. - 9 июля.

8. Агыбаев А. Понятие и виды коррупционных преступлений // Фемида. -2003. -№11. -С. 11-1