Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ТРЕНИНГОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ С СЕМЕЙНЫМИ КОНФЛИКТАМИ

Автор: 
Ирина Пылишева (Гомель, Беларусь)

Современная работа с семьёй представлена множеством теорий, в числе которых следует указать теорию коммуникаций Г. Бейтсона, гуманистическую теорию К. Роджерса и В. Сатир, структурную теорию С. Минухина, позитивную семейную терапию Н. Пезешкиана и др. В рамках этих теорий созданы широкий спектр оригинальных понятий и методов работы с семьёй. Основные формы обучения в области работы с семьёй традиционные (лекции, семинары, изучение литературы); совместная и групповая, которая включает в себя различные тренинги. Последняя форма работы является на сегодняшний день наиболее эффективной.

Тренинговая форма работы помогает смоделировать содержательные и функциональные моменты семейной системы, помогает использовать различные методы обучения взаимодействия друг с другом, а также исследовать семейные сценарии участников и помочь в овладении навыками конструктивного межличностного общения. Групповой процесс охватывает три основных аспекта личности: когнитивный, эмоциональный и поведенческий (конативный). Когнитивный аспект тренинга связан с получением новой информации о процессе общения, анализе ситуации о себе, о психологии взаимоотношений людей. Эмоциональный аспект тренинга касается переживания полученной информации, новых знаний о себе и других. Поведенческий аспект проявляется в расширении поведенческого репертуара, в поиске и отработке адекватных форм поведения через осознание неэффективности некоторых привычных способов поведения [1, с. 42].

Конфликты социально обусловлены и опосредованы индивидуальными особенностями психики людей. Как правило, они связаны с острыми эмоциональными переживаниями, а так же с действием познавательных стереотипов – способов интерпретации конфликтной ситуации. В психологии под конфликтом чаще всего понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов и даже столкновение самих оппонентов [2, с. 238].

Витек К. и Навайтис Г. в протекании конфликта как процесса выделяют четыре основных стадии: возникновение объективной конфликтной ситуации; осознание конфликтной ситуации; переход к конфликтному поведению и разрешение конфликта.

Участники семейных конфликтов часто не являются противоборствующими сторонами. Для семейных конфликтов характерны крайне неоднозначные и потому неадекватные ситуации, связанные с особенностями поведения людей в конфликтах. Семейные конфликты обычно связаны со стремлением людей удовлетворить те или иные потребности или создать условия для их удовлетворения без учёта интересов партнёра. Причин для этого может быть очень много: различные взгляды на семейную жизнь, нереализованные ожидания и потребности, грубость, неуважительное отношение, супружеская неверность, финансовые трудности и т.д. Конфликт, как правило, порождается не одной, а комплексом причин, среди которых выделяют основную причину – неудовлетворённые потребности супругов. Категории стабильность – нестабильность брака, его конфликтность – бесконфликтность также зависят от удовлетворения потребностей супругов, особенно эмоционально-психологических [3].

В конфликте чаще всего виновны обе стороны. Кан-Калик В. А. выделяет несколько типичных моделей поведения супругов в межличностных внутрисемейных конфликтах:

- стремление мужа и жены самоутвердиться в семье (стремление к самоутверждению обычно охватывает все сферы взаимоотношений и мешает трезво оценивать происходящее в семье);

- сосредоточенность супругов на своих делах (как следствие – это непонимание того, что организация семьи неизбежно предполагает совершенно новый социально-психологический уклад);

- дидактическая модель, где один из супругов постоянно поучает другого (эта модель общения ведёт к нарушению сотрудничества в семье, утверждает систему общения «по вертикали»);

- «готовность к бою» (супруги постоянно находятся в состоянии напряжённости, связанной с необходимостью отражать психологические атаки);

- «папенькина дочка», «маменькин сынок» (в процесс установления взаимоотношений, в их выяснение постоянно вовлекаются родители);

- озабоченность (в общении между супругами, в стиле, укладе семейных взаимоотношений постоянно присутствует состояние озабоченности и напряжённости, что ведёт к дефициту позитивных переживаний) [3, с. 53-55].

Конфликт становится реальностью только после осознания противоречий. Разрешить конфликт можно разными путями: изменить объективную конфликтную ситуацию и преобразовать представления о сути и характере конфликта.

При работе в группе выявляются факторы, оказывающие влияние на взгляды и поведение участников, которые также имеют возможность получить обратную связь и поддержку от других её членов, имеющих сходные проблемы или опыт и способных благодаря этому оказать существенную помощь. В дружеской и контролируемой обстановке участники учатся разрешению межличностных конфликтов вне группы, усваивают новые навыки, экспериментируют с новыми типами поведения.

В современном мире способность действовать в команде является одним из наиболее востребованных личных качеств наряду с надёжностью, широтой взглядов, терпением и самоуважением. Эти качества необходимы всем, кто хочет строить отношения с другими на основе взаимного уважения, коммуникации и сотрудничества. Сотрудничество вовсе не означает бесконфликтность. Настоящее сотрудничество ведёт к тому, что каждый вносит свой личный вклад, каждый имеет собственное мнение. На основе позитивных отношений вырастает то, что условно можно назвать «конструктивным конфликтом» [4].

Поэтому работа в психологических тренинговых группах является одной из самых продуктивных форм работы с семьёй по разрешению конфликтного взаимодействия.

Изменения конфликтного поведенческого взаимодействия в ходе тренинговой работы с семьёй предполагает: обучение прямому выражению желаний, ожиданий, неудовлетворённостей; обучение общению в позитивной, конструктивной манере как в вербальном, так и невербальном плане; обучение усилению чувств взаимности и адекватной коммуникативной обратной связи; обучение супругов заключению различных контрактов на взаимной и односторонней основе; обучение достижению компромисса и сотрудничества в семье.

Необходимо выделить специфические черты тренинговой работы:

  1. в тренинге особое внимание уделяется формированию навыков самоанализа, рефлексии, саморазвития личности партнёров;

  2. особое внимание в тренинге отводится эмоциональному опыту участников группы;

  3. на тренинге участники получают необходимые психологические знания;

  4. в ходе проведения тренинга участники учатся использовать методы и техники предотвращения конфликтного взаимодействия в ходе межличностного общения;

  5. тренинг способствует осознанию собственных мотивов, потребностей, стремлений, особенностей своего поведения, эмоционального реагирования, а также степень их адекватности и конструктивности;

  6. тренинг выявляет внутренние психологические проблемы и конфликты;

  7. исследование участниками групп различных сторон своей личности;

  8. позволяет получить адекватную психологическую помощь.

Цель тренинга состоит в том, чтобы знать и уметь применять на практике конструктивные методы по разрешению конфликтных ситуаций, овладеть техниками решения и предотвращения отрицательных последствий конфликтов в сфере межличностного общения, овладеть навыками самоанализа и рефлексии, повысить уровень личностной компетентности в отношении проблемных ситуаций взаимодействия и общения с социальным окружением.

В ходе проведения тренинговой работы очень важными методами являются деловые игры, групповая дискуссия, игровое моделирование и различные виды коррекционных упражнений.

Групповая дискуссия – это метод обучения, повышающий интенсивность и эф­фективность процесса восприятия за счёт активного вклю­чения обучаемых в коллективный поиск истины. Применяется этот метод в целях обучения, развития, ус­тановления конструктивных взаимоотношений в ходе тренинговой работы [5, с. 425].

В ходе игрового моделирования участники тренинга пытаются не только представить себя во многих ролях конфликтного взаимодействия, но и проиграть их, что способствует конструктивному опыту. Участники группы знакомятся с основным содержанием ситуации, мысленно входят в роли и начинают обыгрывать продолжение конфликтного взаимодействия.

Различные ролевые игры дают возможность определить причину конфликта и научиться применять техники решения проблемных ситуаций.

Огромная роль в тренинговой работе принадлежит руководителю группы, который должен уметь: устанавливать отношения доверия и принятия в ходе тренинга; обеспечить надлежащую динамику рабочих отношений, ведущих к осознанию и возможному разрешению конфликтных ситуаций; уметь анализировать состояние клиента и его семейной системы; уметь оказывать эффективные директивные и индирективные воздействия на клиента и его семью; уметь снизить психологическую напряжённость в группе, а так же добиваться повышения сплочённости и сотрудничества в группе.

Таким образом, тренинговая работа даёт возможность улучшить межличностные отношения в семье, получить квалифи­цированную помощь в разрешении конфликтных ситуаций, позволяет объяснить участникам личные труд­ности и способствует повышению функциональности семейной системы.

 

Литература:

1. Пастухова О. Тренинг как метод обучения при подготовке учащихся и студентов к семейной жизни / / Пастухова О. / / Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2011. – № 10. – С. 41 – 45.

2. Большой психологический словарь / / Сост. и общ. ред. Мещеряков Б, Зинченко В. – Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 672 с.

3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / / Под ред. Силяевой Е. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 192 с.

4. Малкина-Пых И. Семейная терапия / / Малкина-Пых И. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 992 с.

5. Осипова А. Общая психокоррекция / / Осипова А. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 512 с.