Автор:
Надежда Воробьёва (Харьков, Украина)
На современном этапе развития проблема государственного долга является одной из основных для Украины. Темпы роста государственного долга Украины приобрели угрожающий характер. За последние три года размер государственного долга увеличился в 4, 5 раза и почти в 2 раза превысил доходы бюджета. На конец 2010 года государственный и гарантированный государством долг Украины составлял 432 235 410,19 тысяч гривен, в том числе внутренний 155 489 849,46 тысяч гривен и внешний долг 276 745 560,73 тысяч гривен. Согласно мировому рейтингу составленному на основе прироста заимствований Украина вошла в 20-ку и заняла 13 место в мире и оказалась на 1 месте среди стран Восточной Европы благодаря объемам финансовой помощи, полученной в период кризиса от МВФ, Мирового банка, Европейского Союза.[1, 205 c.]
Долг является важным элементом круговорота “доходы-расходы”. Когда в экономике растут доходы, растут и сбережения, которые должны быть использованные домашними хозяйствами, фирмами и правительством. Создание долга – это механизм, с помощью какого сбережения передаются экономическим агентам, которые осуществляют расходы. Если домохозяйства не склонны к заимствованиям, то частная задолженность растет недостаточно быстро, чтобы поглотить растущий объем сбережений. Следовательно, чтобы экономика не отошла от состояния полной занятости ресурсов, эти сбережения должны быть использованы государством путем прироста государственного долга.
Государственный долг – это общий размер, накопленной задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, который равняется сумме прошлых бюджетных дефицитов за исключением бюджетных избытков. Государственный долг состоит из внутреннего и внешнего долга государства.
Основными причинами создания и увеличения государственного долга является:
· увеличение государственных расходов без соответствующего роста государственных доходов;
· циклические спады и автоматические стабилизаторы экономики;
· сокращение налогов с целью стимулирования экономики без соответствующей коррекции (уменьшение) государственных расходов;
· влияние политических циклов бизнеса – избыточное увеличение расходов в канун выборов с целью завоевания популярности избирателей и сохранения власти.[2, с. 18]
Одной из проблем долговой политики Украины остается отсутствие стратегических ориентиров в сфере управления государственным долгом. Реализация определенных мер происходит в ответ на текущие нужды в сфере государственных финансов, а управление внешним государственным долгом Украины сводится преимущественно к решению краткосрочных задач бюджетной политики. Кроме того, долговая политика для кредиторов и потенциальных инвесторов не прозрачна, с завуалированным характером информации о внешних займах и государственных гарантиях, информация о займах местных органов власти не полная, а система учета, мониторинга и контроля за состоянием задолженности государственного сектора экономики - отсутствует.
Существенной проблемой долговой политики Украины на протяжении последних лет остается чрезмерное использование правительством внешнего ссудного капитала, что порождает угрозы дестабилизации государственных финансов. Именно поэтому будущая стратегия должна предусматривать уменьшение объемов размещения внешних государственных займов и достижения оптимальной структуры долгового портфеля государства. Взаимоотношения Украины с иностранными кредиторами и международными финансовыми организациями должны отвечать критерию гармонического объединения процессов глобализации с одновременным соблюдением отделенных национальных интересов и стратегических ориентиров [3, c. 16].
Решению проблемы внешней задолженности будет содействовать создание необходимых правовых и экономических условий для аккумулирования внутренних сбережений страны, восстановление доверия кредиторов, активизации иностранного инвестирования. Для расширения круга инвесторов в государственные ценные бумаги и включение в экономический кругооборот сбережений граждан, существенная часть которых сегодня находится вне финансовых учреждений. Важное значение имеет привлечение физических лиц к внутренним долговым операциям правительства. Поэтому необходимо перейти к выпуску сберегательных облигаций, которые буду распространяться среди физических лиц и ввести ОВГЗ с плавающей процентной ставкой, привязанной к темпам инфляции. Введение такого типа долговых обязательств правительством, объясняется доверием субъектов рынка к инструментам, защищенным от инфляционного обесценения.
На рост суммарного государственного долга влияет также неконтролируемое предоставление государственных гарантий и как результат трансформация условных обязательств правительства в прямой государственный долг. Сегодня уровень условных обязательств государства, связанных со стабильностью банковской системы, эксперты оценивают на уровне 40% ВВП. Кроме того, обязательство государственных предприятий по не гарантированным кредитам в кризисных условиях могут стоить бюджету до 3% ВВП.
Управление государственным долгом в нашем государстве усложняется из-за значительной доли в нем иностранной валюты. Долговые обязательства развитых стран мира почти полностью выпускаются в национальной валюте. Так, доля долговых обязательств в иностранной валюте таких лидеров мировой экономики, как Великобритания, Германия, Франция, США составляет менее чем 2% от объема государственного долга. Именно это направление работы в рамках осуществления стратегического и текущего управлением государственным долгом, принимая во внимание текущую валютную структуру взятых Украиной долговых обязательств, является наиболее приоритетным. Ведь то, что львиная доля правительственных долговых обязательств погашается в иностранной валюте, ставит управление государственным долгом нашего государства в тесную зависимость от валютной политики, состояния платежного баланса и ситуации на внешних рынках капитала.[4, c. 30]
На конец 2013 г. ожидаемый объем государственного долга достигнет 483,32 млрд. грн., что примерно составляет 30,6% от ВВП. Об этом говорится в программе управления государственным долгом на 2013 г., опубликованной на сайте Министерства финансов.
По прогнозам министерства, удельный вес долгосрочных инструментов составит 34,3% для внутреннего и 36% для внешнего долга, среднесрочных инструментов - 13,8% для внутреннего и 9,2% для внешнего долга. Средневзвешенный срок погашения для внутреннего и внешнего государственного долга - 5,3 года.
Доля государственного внешнего долга в общей сумме государственного долга по состоянию на 31 декабря 2013 г. ориентировочно составит 48,7%, а государственного внутреннего долга - 51,3%.
Объем платежей по обслуживанию государственного долга на 2013 г. прогнозируется в объеме 34 млрд. 966,5 млн. грн. На погашения в 2013 г. предусмотрено: ОВГЗ 2012 г. - 21,78 млрд. грн., ОВГЗ 2010 г. - 9,4 млрд. грн., ОВГЗ 2011 г. - 3,7 млрд. грн., евробондов 2003 г. - 8,4 млрд. грн., а также на погашение займов МВФ - 22,8 млрд. грн. Общий объем платежей по погашению госдолга составляет 81,07 млрд. грн., из которых 45,47 млрд. грн. (56,1%) - обязательства по внутреннему долгу, 35,6 млрд. грн. (43,9%) - обязательства по внешнему долгу.
Наибольший удельный вес в обслуживании государственного внутреннего долга в текущем году получат выплаты по ОВГЗ 2012 г. (6,4 млрд. грн.), ОВГЗ 2009 г. (4 млрд. грн.) и ОВГЗ 2011 г. (3,5 млрд. грн.).
В обслуживании государственного внешнего долга в 2013 г. периоде наибольший удельный вес будут иметь расходы по займам МВФ (1,6 млрд. грн.) и евробондов 2012 г. (3,5 млрд. грн.).
Минфин в 2013 г. планирует осуществить внешних заимствований на 42 млрд. 667,5 млн. грн. На внутреннем рынке будет осуществлено заимствований на сумму около 92 млрд. 863 млн. грн., или 68,5% от общей суммы заимствований. На внешних рынках, с учетом заимствований по специальному фонду государственного бюджета Украины - 42 млрд. 667,5 млн. грн., или 31,5%. Основными по объему финансирования являются проект улучшения автомобильных дорог, проект развития городской инфраструктуры и проект по передаче электроэнергии.
Государственный и гарантированный государством долг Украины на 31 декабря 2012 г. составил 516,405 млрд. грн. или 64,607 млрд. долл. По сравнению с состоянием на 31 декабря 2011 г. (473,122 млрд. грн.), долг Украины вырос на 9,1%.
Внутренний долг Украины за прошлый год вырос на 19,5% - до 207,51 млрд. грн. (25,96 млрд. долл.), внешний долг на 3,2% - до 308,89 млрд. грн. (38,65 млрд. долл.). Доля внутреннего долга выросла на 3,47 % - до 40,18%. Доля внешнего долга соответственно уменьшилась до 59,82%.
Государственный долг в 2012 г. вырос на 11,7% - до 49,93 млрд. долл. Увеличение произошло в основном за счет внутреннего госдолга, который повысился на 17,8% - до 23,8 млрд. долл. В то же время, внешний госдолг повысился на 6,6%, составив на конец года 26,1 млрд. долл. Уменьшилась с 2 млрд. долл. практически до нуля задолженность перед зарубежными коммерческими банками, но были выпущены евробонды на 4,85 млрд. долл.
Стоит отметить, что согласно проекту евробондов Украины, совокупный госдолг к концу 2013 г. вырастет до 38,5% ВВП. Согласно документу, в 2011 г. он составлял 35,9%, в 2012 г. - 36,8%.
Согласно закону Украины о госбюджете-2013, предельный объем государственного долга на 31 декабря 2013 г. предусмотрен в сумме 483 млрд. 31 млн. 984 тыс. грн. [5].
При решении вопросов государственного долга важную роль играет здоровая макроэкономическая политика. Развитая система управления государственным долгом не может предотвратить возникновение кризиса при слабой бюджетно-налоговой, денежно-кредитной или валютно-курсовой политике. Правительство должно стараться достичь экономической приемлемости и обоснованности уровня и темпов роста государственного долга и возможности его обслуживания, не отступая от целевых ориентиров в пределах своей макроэкономической политики.
Таким образом, в процессе формирования долговой стратегии государства, нужно обеспечить реализацию таких мер:
§ обеспечить эффективное использование государственных займов на инвестиционные цели, а не на потребление;
§ усилить роль внутренних рыночных займов в процессе финансирования дефицита бюджета в относительно внешних;
§ уменьшить долю иностранной валюты в государственном долге;
§ усовершенствовать систему прогнозирования всего блока взаимосвязанных показателей, которые оказывают непосредственное влияние на формирование государственного долга Украины;
§ повысить уровень информационно-аналитического обеспечения долговой политики.
Литература
1. Федосов В. Фінансова реструктуризація в Україні: проблеми і напрями: Монографія/ Федосов В., Опарін В., Льовочкін С.; за наук. ред. В. Федосова – К.: КНЕУ, 2010. – 432 с.
2. Горобець О.Г. Державний борг України та його вплив на розподіл валового внутрішнього продукту.// Актуальні проблеми економіки. - 2005. № 3.- стр.17-23.
3. Карапетян О. Вплив державного боргу на макроекономічний розвиток: концептуальні підходи./ О. Карапетян//Світ фінансів. – 2011. - №3 – С. 16-17.
4. Рязанова Н.С. Сучасні тенденції зовнішньої заборгованості. // Фінанси України. - 2005. - № 7 - стр.26-38
5. Официальный сайт Министерства финансов Украины: www.minfin.gov.ua/.
Научный руководитель:
кандидат экономических наук, Олейникова Нелли Анатольевна.