Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФИНАНСЫ КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Автор: 
Татьяна Загвоздина, Екатерина Загвоздина (Харьков, Украина)

В основе некоторых направлений экономической теории лежат законы, которые предполагают, что человек всегда выбирает наиболее рациональный вариант, то есть действует подобно точно отлаженному механизму. Ярким примером таких гипотез является «человек экономический» - человек, всегда стремящийся к собственной выгоде и улучшению своего материального положения. Именно на предположении о существовании такого субъекта построена вся классическая политэкономия и, в частности, учения Уильяма Петти, Пьера Буагильбера, Адама Смита, Давида Рикардо и многих других представителей этого научного течения. Однако можем ли мы утверждать, что наши решения всегда будут рациональны, а мы сами будем вести себя, словно «экономические роботы»?

         Многочисленные исследования подтверждают и настаивают на том, что в различных ситуациях человек может поддаваться влиянию всевозможных иррациональных факторов, таких как эмоции, чувства, иллюзии, предрассудки,  ошибочное восприятие, стадный инстинкт, спонтанное решение и так далее. На данном утверждении построена относительно молодая финансовая наука — поведенческие финансы. Причиной для возникновения данной отрасли экономической теории стало то, что поведение участников рынка далеко не всегда является рациональным, а потому не соответствует предположениям, лежащим в основе классической теории политэкономии.

         Поведенческие финансы — это область экономики, которая изучает влияние социальных и эмоциональных условий на принятие отдельными лицами или учреждениями экономических решений и  последствия этого влияния на экономические процессы.  Глобальный финансовый кризис является тем мотивом, который заставляет многих предпринимателей, инвесторов и других участников рынков переосмыслить свои концепции и убеждения. В настоящий момент экономика перестает быть сугубо технической дисциплиной, и в помощь экономистам все чаще приходят специалисты в области психологии. Чтобы иметь успех в бизнесе необходимо практиковать не сухой академический, а эмоциональный подход к решению проблем. Наиболее существенные открытия в этой области принадлежат нобелевским лауреатам Даниэлю Канеману и Амосу Тверски. Первооткрывателем в объединении эмоционального и рационального в принятии финансовых решений по праву считается профессор Чикагского университета Роберт Шиллер.

         Итак, поведенческие финансы — это одно из направлений экономической науки, изучающее иррациональное поведение людей в принятии экономических решений.

         К самым распространенным моделям человеческого поведения, которые изучаются поведенческими финансами, относятся следующие:

1.     Эффект толпы.

         Среди многочисленных примеров нерационального поведения людей одним из первых был открыт «эффект толпы» или еще его называют «эффектом присоединения к большинству» («bandwagon effect»).  Социологи и психологи научно подтверждают специфическое влияние, которое оказывает группа людей на конкретных членов этой группы. Выясняется, что человеку в группе свойственно вести себя совсем не так, как в случае, если бы он действовал в одиночку. Толпа обладает так называемым коллективным разумом, превращает людей, находящихся в ней, в одно единое целое. Этот эффект чрезвычайно заразителен, членам группы свойственно приносить личные интересы в жертву общественным.

         Ряд исследований показал интересную закономерность. Было доказано, что 35% людей, присутствующих в группе, придерживаются мнения большинства, даже если сами не совсем с ним согласны. Но ситуация может поменяться с появлением человека, который громко заявляет о своем несогласии с коллективным виденьем определенной проблемы. Вполне вероятно, что тогда эти 35% начинают поддерживать новое высказанное мнение [2].

         Коллективное сознание объясняется тем, что действия в разрез с большинством, вызывают у человека чувство страха. Даже очевидные факты могут поддаваться сомнениям, если общее мнение носит противоречащий им характер. Как следствие, люди, находящиеся под влиянием толпы, теряют способность мыслить самостоятельно.

         Именно «эффектом толпы» объясняется феномен популярности списков бестселлеров. Ведь мы часто выбираем определенный товар, руководствуясь фактом того, что новый продукт одобрило такое большое количество людей.

2.     Эффект ошибочного восприятия, обработки информации и формирования выводов.

         При различных вариациях подачи, нам свойственно по-разному воспринимать одну и ту же информацию. А под влиянием определенных факторов люди могут неправильно оценивать вероятность наступления того или иного события и, как следствие, формировать ложные представления и выводы. Наглядными примерами данной модели поведения являются следующие ситуации.

         Исследования показывают, что именно подача информации может существенно влиять на наш выбор и решения. В ходе эксперимента была предложена выдуманная ситуация, в которой на мир обрушилась ужасная катастрофа или эпидемия смертельной болезни. Если срочно не принять меры, погибнет 600 человек.  Далее  участникам предлагалось выбрать между двумя  программами. Первая позволит спасти 200 человек с вероятностью равной 100%, а вторая предполагает спасение всех 600 человек, но с достаточно низкой  вероятностью — 1/3. При этом большинство людей склонялись к запуску первой программы. Но стоит всего лишь изменить формулировку - и все меняется коренным образом. Во втором случае гораздо большее количество людей предпочли вторую программу, ведь было сказано, что первая программа приведет к неминуемой гибели 400 человек, а вторая может спасти всех с вероятностью 1/3. Условия программ абсолютно не изменились, ситуация осталась неизменной, но формулировка сыграла решающую роль в принятии решений. Причинной данного явления (так называемого эффекта оформления) можно назвать то, что люди недооценивают данную им информации, принимают ограниченную информацию за достаточную, а представленную и открытую информацию за действительно значимую в конкретном случае [3].

         Совершенно очевидно, что умело играя с человеческой психикой, подачей информации, подавая ситуацию с нужной стороны можно провернуть самые разнообразные, удивительные, а самое главное, прибыльные операции.

3.     Эффект владения или боязнь потерь.

         Суть данной теории состоит в том, что человек в количественном эквиваленте получает удовлетворение от приобретения n-ного блага гораздо меньше, чем расстройство при его потере. То есть переживания, которые нас постигнут в случае, если мы потеряем 100 долларов, будут не только диаметрально противоположны по природе тем чувствам, которые мы будем испытывать, если получим те же 100 долларов, но будут еще и гораздо сильнее последних. Таким образом, человек расценивает вещи, которыми он владеет, как более ценные, чем аналогичные, но не принадлежащие ему. Именно поэтому людям свойственно переоценивать ценность того, что им принадлежит. Это вполне объясняет тот факт, что предприниматели часто завышают стоимость своего бизнеса, так как они берут во внимание все силы, вложенные в процессе создания и развития дела.

         Этот эффект нашел широкое применении в маркетинге. Все чаще покупателям предлагается использовать определенную продукцию бесплатно в течение некоторого времени, по истечению которого необходимо заплатить за данный товар либо вернуть его.

4.     Эффект излишней самоуверенности.

         Опросы показывают, что около 82% водителей автомобилей считают себя  вполне квалифицированными и, более того, относят себя к числу самых безопасных. Но статистика утверждает, что эта группа составляет всего 30% от общего числа автолюбителей.

         Ситуация, аналогичная выше описанной, имеет место не только среди водителей. Исследования показывают, что большинство людей чрезмерно уверенны в своей квалификации, профессионализме, навыках, способностях и интуиции. По результатам опроса почти трех тысяч учредителей новых компаний выяснилось, что более 80% из них совершенно уверены в том, что именно их компания имеет гораздо больше шансов на успех, чем все остальные. Необоснованность подобных излишне оптимистичных убеждений подтверждается статистическими данными: 61,5% новых компаний прекращают свою деятельность в течение первых 5 лет, 79,6% — в течение 10 лет [2].

         Эффект излишней самоуверенности имеет существенное практическое значение, как в предпринимательстве, так и в инвестировании. Осознавая его наличие, мы можем избежать массы экономических ошибок.

         Представленные модели поведения являются лишь одними из многих эффектов и аномалий, в совокупности представляющих собой феномен нерационального поведения участников экономических рынков. Невозможность объяснить это поведение с точки зрения классической теории все чаще приводит к поиску взаимосвязи между экономической наукой и психологией. Поэтому для успешной деятельности в предпринимательской, маркетинговой, инвестиционной и финансовой среде уже недостаточно использовать такие ортодоксальные модели, как стандартные подходы к равновесию спроса и предложения и макроэкономические теории. Ведущие компании и специалисты берут на вооружение психологические особенности нерационального поведения как отдельных людей, так и целых обществ. Интересным является тот факт, что  влиянию данных эффектов подвержены абсолютно все, независимо от интеллектуального уровня, профессиональной подготовки, сферы деятельности или стажа работы. Поэтому изучение психологических аспектов в рамках экономического поведения может существенно повысить эффективность деятельности и успешность стратегий в различных отраслях экономики.

         Литература:

1.     Ващенко Т.В. Поведенческие финансы — новое направление финансового менеджмента. История возникновения и развития. // Ващенко Т.В., Лисицына Е.В. /  журнал "Финансовый менеджмент". –  №1. – 2006. – [электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.dis.ru/library/fm/archive/2006/1/4068.html

2.     Гладченко А. Поведенческие финансы. О том, почему человек далеко не всегда принимает рациональные решения [электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.biztimes.ru/index.php?artid=1123

3.     Гладченко А. Как боязнь потерь влияет на людей [электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.biztimes.ru/index.php?artid=1082

4.     Ильяшенко П. Психология принятия финансовых решений [электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.slideshare.net/illashenko/ss-7242757

5.     Пенцак Е. Поведенческие финансы [электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.investgazeta.net/blogi/povedencheskie-finansy-162696/

 

Научный руководитель:

кандидат экономических наук, Песоцкая Евгения Игоревна