Автор:
Анна Иваненко (Харьков, Украина)
Современные реалии ставят экономическую систему Украины в условия функционирования на основе конкуренции, что делает механизмы быстрой и эффективной мобилизации ресурсов для дальнейшего развития производственной и инвестиционной деятельности наиболее востребованными. Кроме того, в условиях интеграции в мировую экономику посредством усовершенствования финансовых методов должны быть простимулированы процессы наиболее полного использования имеющегося производственного потенциала и дальнейшее его развитие на качественной основе, что станет предпосылкой конкурентоспособности Украины на мировом рынке. По оценкам специалистов, экономический потенциал нашего государства составляет около2388289,0 млн грн., и его мобилизация в значительной мере зависит от эффективности использования рыночных инструментов монетарной политики [1, с.63]. Мировая практика свидетельствует о том, что объемы и структура финансово-кредитных ресурсов, направления их использования, особенно для стран с переходной экономикой, во многом зависят от экономической политики государства.
На определенных этапах экономического развития те или иные проблемы денежной теории становятся наиболее актуальными и выдвигаются в качестве ведущих. Последние годы свидетельствуют о том, что состояние денежно-кредитной политики существенно влияет на экономику государства. Такие ее составляющие, как валютный курс, динамика инфляции, процентные ставки стали основными ориентирами при оценке состояния экономики и перспектив ее развития. Они определяют динамику ВВП, доходов и затрат населения, предприятий, соотношение совокупного спроса и предложения, динамику инвестиций и, в значительной мере, сальдо платежного баланса. Это означает, что денежно-кредитные инструменты стали действенным рычагом влияния на экономическую динамику[1, с. 65]. При этом следует учитывать, что формирование процентных ставок не может объясняться без учета влияния конкуренции между банковским и промышленным капиталами. В условиях нехватки денежной массы банковский процент начинает превышать рентабельность в реальном секторе экономики, и развитие промышленности в таких условиях становится невозможным [2, с. 109].
В зависимости от направлений кредитно-денежной политики центральный банк Украины при помощи конкретного инструмента или их комбинации регулирует денежный оборот и кредитование экономики. Применение тех или иных методов банками разных стран зависит от целей экономической политики и стратегии центрального банка. Одним из основных принципов является ориентация на регулирование объема денежной массы в национальной экономике или регулирование валютного курса национальной денежной единицы, т.е. ориентация на внутренние и внешние показатели. Экономика Украины сильно зависит от международных факторов (более 60% ВВП составляет экспортно-ориентированная продукция), для национальной системы регулирование валютного курса определено как стратегическое направление политики НБУ [3]. Приоритетной задачей Национального банка Украины на 2013 год продолжает быть поддержание ценовой стабильности, даже если на него не возлагали обязанность по удержанию обменного курса гривны на определенном уровне. В то же время, учитывая, что динамика курса гривны имеет значительное влияние на показатели инфляции и качество балансов банков, НБУ в случае необходимости будет принимать меры по предупреждению его значительных колебаний.
Согласно Закону Украины “О Национальном банке Украины”, денежно-кредитная политика направлена на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции и обеспечение стабильности денежной единицы Украины, обеспечение занятости населения и выравнивание платежного баланса. В большинстве стран в законе о центральном банке в качестве приоритетной цели объявляется стабильность денежного обращения, в качестве второй цели указывается поддержание устойчивого обменного курса национальной валюты, и центральный банк страны стремится осуществить это посредством соответствующей стратегии. В соответствии с Конституцией Украины и Законом Украины “О Национальном банке Украины” основной функцией НБУ является обеспечение стабильности денежной единицы Украины. К прочим целям денежно-кредитной политики относятся: поддержание ликвидности коммерческих банков страны, смягчение конъектурных колебаний, увеличение денежной массы или объемов кредитов в рамках ожидаемого экономического роста. Долгосрочные денежно-политические цели и инструменты, а также носители денежной политики задаются стратегической денежно-кредитной политикой. Основные принципы денежно-кредитной политики разрабатываются Советом Национального банка Украины, который осуществляет контроль над их выполнением; правление НБУ, согласно основным принципам денежно-кредитной рост монетарной базы в Украине в 2013 году составит до 6-8% в зависимости от сценария развития экономики, эти цифры заложены в основных принципах денежно-кредитной политики на 2013 год. НБУ говорит, что оптимистический правительственный прогноз в 2013 году предусматривает рост ВВП на уровне 3,4% при инфляции 4,8%, а пессимистический - 2,5% и 6,1%, соответственно. В свою очередь, увеличение монетарной базы может составить 8% в случае реализации позитивного сценария и 6% - в случае реализации негативного. Кроме того, реализация денежно-кредитной политики в 2013 и последующих годах предполагает, что регулятор не обязан удерживать на определенном уровне или в определенных пределах обменный курс гривны к иностранным валютам. Но предотвращать существенные колебания курса НБУ будет. Но новоизбранный глава НБУ Игорсь Соркин заявил, что основной задачей регулятора в 2013 году будет укрепление национальной валюты Украины.
Основными принципами также предусматривается удержание международных резервов на уровне, обеспечивающем необходимую защиту национальной экономики от негативных внешних шоков. Одновременно Национальный банк продолжит работу над дедолларизацией экономики путем ограничений на валютном рынке. В случае усиления внешних шоков регулятор намерен усиливать поддержку ликвидности банков путем расширения перечня залогов при выделении кредитов рефинансирования и увеличения сроков поддержки ликвидности банков. Если обратить внимание на первую половину прошлого года НБУ прогнозировал рост монетарной базы в 2012 году на уровне до 12-16%. Реальная динамика этого показателя составила лишь 6,4% (до 255,3 млрд. грн.), уточняют СМИ. В 2011 году монетарная база выросла на 6,3%.
Состояние и уровень развития национального финансового сектора оказывает влияние на выбор денежно-кредитного инструментария НБУ. В Украине из-за недостаточного развития финансовых инструментов, НБУ прибегает к использованию механизма рефинансирования и нормы обязательных резервов. Однако возможности этих инструментов в Украине ограничены. Фактически ставка рефинансирования используется Национальным банком преимущественно в качестве инструмента фискальной политики, и воздействует на финансовый рынок не как инструмент денежно-кредитной политики, оказывающий непосредственное влияние; а также исполняет роль индикативного показателя ожидаемого уровня инфляции в будущем периоде для основных участников финансового рынка.
В Положении о процентной политике Национального банка Украины от 18 августа 2004г. №389, Национальный банк упорядочил нормативно действующую практику применения не единой учетной ставки НБУ, а дифференцированных ставок по операциям НБУ на денежном рынке и для регулирования деятельности коммерческих банков. Национальный банк устанавливает размер учетной ставки, ориентируясь на: прогнозируемый и фактический уровень инфляции в соответствующем периоде и уровень изменения индекса цен производителей промышленной продукции; средний уровень инфляции и среднюю учетную ставку за предыдущие 12 месяцев; темпы прироста денежной массы в обращении; структуру прогнозируемых и фактически выпущенных в оборот Национальным банком платежных средств; динамику процентных ставок на межбанковском рынке кредитных ресурсов, по кредитам и депозитам банков [3].
В Украине учетная ставка функционально должна влиять на стоимость кредитов overnight, которые выдает НБУ на межбанковском денежном рынке; ставку рефинансирования, которая зависит от сроков и вида рефинансирования и не может быть меньше учетной; а также процентный доход по операциям репо; на основе учетной ставки рассчитываются штрафные санкции по некоторым налогам и пеня за просрочку платежей, норма дисконтирования, которая применяется для определения стоимости запасов в недрах. До последнего времени имеющиеся в Украине текущие объемы операций рефинансирования коммерческих банков были настолько незначительны, что ставка рефинансирования не оказывала влияния на ликвидность банковской системы в отличие от развитых экономик, где воздействие подобного инструмента является не только сигналом о намерениях центрального банка, но и действенным рычагом ужесточения или наоборот, денежной политики, таким образом, влияя на ликвидность. Отсутствие спроса со стороны украинских банков ограничивало возможности НБУ по управлению денежной массой.
На практике при большом значении уровня ставки банкам выгоднее привлекать средства из других источников в условиях ниже ставки рефинансирования, но выше инфляции. Об этом свидетельствует рост удельного веса внешней задолженности банков в валовом внешнем долге, за 2012 года он вырос на 6,21 миллиарда долларов, или на 4,9%, - до 132,446 миллиарда долларов. Крупные банки, в силу своей относительной надежности, имеют возможность занимать на международных рынках под 6-8%. Рост процентной ставки способен снизить отток денег из экономики, но в то же время, ухудшить условия предоставления кредитов для хозяйствующих субъектов. Предприятия, вынужденные брать кредиты на внутреннем рынке под более высокие процентные ставки, несут большие затраты, связанные с ростом инвестиционных издержек, что усложняет их финансовое положение. В хозяйственной системе, имеющей низкий уровень монетизации, о чем свидетельствует структура денежной массы, и что является одной из особенностей денежной системы нашего государства, ставка рефинансирования очень опосредовано влияет на экономическую ситуацию. Коммерческие банки не стремятся занимать у центрального банка на постоянной основе, что является характерным для состояния финансового сектора Украины. Общая величина активов коммерческих банков Украины за 12 месяцев 2012 года выросла по сравнению с 2011 годом на 6,9% или на 72,70 млрд. грн., достигнув, таким образом, по состоянию на 1 января 2013 года значения в 1 127,18 млрд. грн. На 2013 год крупнейшие инвесторы в финансовый сектор страны из Италии, Франции и Австрии — в минувшем году не сокращали свои вложения в дочерние структуры. Более того – заявляют о планах увеличить их в 2013-м году.
Динамичные изменения в экономике и финансово-кредитной сфере требуют усовершенствования методов и инструментов реализации денежно-кредитной политики. В институциональном плане на сегодняшний день в Украине банки играют главную роль в системе финансового посредничества, аккумулирования инвестиционных ресурсов, превосходя остальных финансовых посредников по экономическому потенциалу, поэтому развитие кредитных операций банков с реальным сектором экономики во многом определяют темпы и характер структурных преобразований. Формирование гибкой денежно-кредитной политики в соответствии с приоритетными направлениями развития Украины, должно быть согласовано с общими механизмами макроэкономического регулирования и зависит от взаимодействия многих факторов. В качестве основных направлений, влияющих на результативность финансово-кредитных инструментов, в результате проведенного исследования, можно обозначить:
- создание гибкого механизма рефинансирования как направления поддержания банковской ликвидности, т.е. создание дополнительных возможностей, следствием чего должно стать повышение кредитоспособности и уровня капитализации банков;
- либерализация резервной политики НБУ путем рассмотрения возможности снижения норм обязательных резервов;
- повышенное внимание к качеству активов, передаваемых в обеспечение в целях решения проблемы ухудшения качества выдаваемых банками кредитов;
- превращение ставок по операциям центрального банка в оперативный инструмент процентной политики, т.к. ориентируясь на них формируется уровень доходности на различных сегментах финансового рынка;
- расширение объема внутреннего рынка, создание условий для активных операций с ресурсами на открытых рынках.
Литература:
1.Шумська С.С. Фінансовий потенціал України: методологія визначення та оцінки // Фінанси України. – 2007. - №5. – С.55-64.
2. Звєряков М.І. Перспективи формування нової якості економічного зростання // Фінанси України. - №9. – 2007. – С. 59-66.
3. Закон України “Про національний банк України”. К., “Відомості Верховної Ради України” №29, 1999, с. 238
4. Національний банк; Постанова, Положення про процентну політику Національного банку України вiд 18.08.2004 № 389 ...//zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=z1092-04
Научный руководитель:
кандидат эконом. наук Олейникова Нелли Анатольевна