Автор:
Александр Колесник, Ельмир Гачаев (Харьков, Украина)
Автомобильный транспорт занимает видное место в развитии транзитности государства. На его долю приходится 60 % годового объема перевозок грузов и пассажиров. Он является связующим звеном в технологии морских, железнодорожных и авиационных перевозок. Он способен значительно диверсифицировать пограничные перевозки, усилить транзитность государства, обеспечивая практически полную гарантию сохранности груза, срочность и надежность перевозок.
Такому изобретению как автомобиль исполнилось всего чуть больше 120 лет, но за это, относительно небольшое, время автомобили успели обосноваться в нашей жизни так прочно, что невозможно представить, какой была бы наша цивилизация, если бы автомобилей не существовало.
В настоящее время автомобиль стал самым доступным видом транспортных средств почти во всех странах и на всех континентах. Прирост парка автомобилей происходит за счет индивидуальных владельцев. Вместе с ростом мирового автомобильного парка повышаются и объемы услуг, которые предоставляются для обслуживания автомобильного транспорта. В развитых странах автомобильный транспорт является лидером среди других видов транспортных средств по объему грузовых перевозок. Лидерские позиции автомобильный транспорт занимает и в пассажирских перевозках. Если обратится к статистике, то ежегодно каждый житель планеты преодолевает на автомобиле в среднем около 2500 км. А для стран, которые развиты, этот показатель в несколько раз выше. [1,c.346]
Такое существенное влияние автотранспорта обусловлено разнообразием его особенностей и преимуществ по сравнению с другими видами транспорта, которые состоят в следующем:
• высокая маневренность и подвижность, которые позволяют быстро сосредоточить средства в необходимом количестве и в нужном месте;
• возможность осуществлять доставку без дополнительных остановок и пересадок в заданном маршруте;
• высокая скорость доставки и обеспечения целостности грузов, в особенности при перевозке на небольшие дистанции;
• широкая сфера применения по типам, видам грузов и расстояниям их перевозки;
• необходимость меньших вложений капитала в строительство автомобильных дорог при небольших потоках грузов и пассажиров.
Влияние автомобильного транспорта на жизнь общества стремительно растет.
Сфера применения автомобильного транспорта довольно широка. Он занимает значительное место в пассажирских и грузовых перевозках.
Грузовые перевозки, в свою очередь, являются одними из наиболее «рыночных» секторов экономики. Украинский опыт подтверждает известную закономерность, согласно которой рост рыночной экономики сопровождается, а в определенной степени и объясняется, опережающим развитием автотранспорта. Это объясняется тем, что грузовые потоки, которые генерируются развивающимися рынками товаров и услуг, в первую очередь осваиваются наиболее быстрым и гибким видом транспорта: автомобильным.
По объему перевозок грузов он превосходит железнодорожный транспорт в 5 раз, а по объему перевозок пассажиров - в 6 раз.
В автомобильном транспорте сосредоточено свыше 97% от всех лицензированных субъектов транспортной деятельности. Кроме перевозки грузов и пассажиров автомобильный транспорт выполняет много других функций: обеспечивает работу скорой медицинской помощи, пожарной охраны, органов общественного правопорядка и т.д. [2].
Однако Украина сильно отстает от развитых стран Европы по количеству автомобилей на 1000 человек. У нас этот показатель равен 62, в то время как в ФРГ - 468, Италии - 422, Франции-410. Кроме того, автомобили грузоподъемностью до 2 т составляют лишь 18 % автомобильного парка страны (в странах ЕС - 80-85 %). В 2000 г. в страну ввезено 320 тыс. авто, из них только 7,4 % - новые. Собственных легковых автомобилей произведено лишь 20 тыс. Поэтому на время реформирования автомобилестроительных заводов страны и автомобильного парка, важными составляющими повышения транзитности Украины являются: структурная перестройка и диверсификация выпуска транспортных средств для выполнения как внутренних, так и международных перевозок.
Программой развития автомобилестроения должно быть предусмотрено расширение количества типов автомобилей и создание более 50 их моделей. К этой работе привлекаются реформированные заводы, такие как холдинговая компания "Авто Краз", СП "АвтоЗАЗ-ДЭУ", ОАО "Луцкий автомобильный завод", ОАО "Укравтобуспром", а так же 70 предприятий и организаций автомобилестроительной отрасли.
Мировой опыт доказал уникальные стимулирующие свойства автомобилестроения. Любая новая модель авто "подтягивает" до уровня современных требований как металлургическое, нефтехимическое, так и электротехническое, электронное, подшипниковое, станкостроительное производства. Кроме этого, изменения претерпят путепроводы и техническое обслуживание.
Однако транспортная система Украины имеет и некоторые другие проблемы и трудности. Так, например, протяженность украинских автодорог составляет почти 170 тыс. км (из них 155 тыс. км дорог имеют твердое покрытие). При этом их качество не соответствует европейским стандартам. Чтобы достичь обеспеченности Украины автодорогами европейского уровня необходимо реконструировать и модернизировать почти 200 тыс. км автодорог. В это же время в международных экономических отношениях является обязательным строительство автомагистралей мирового уровня.
Сегодня при принятии большинства решений, касающихся развития транспортной системы Украины, практически отсутствует комплексный учет экономических, социальных и экологических факторов. Уже не первый раз планируется выделять достаточно большие средства на развитие автомобильного транспорта, в то время как в более надежном и безопасном железнодорожном транспорте доходы направляются в госбюджет вместо развития рельсовых систем в городах. Как известно, на развитие автомобильных дорог в Украине в 2007 г. было направлено более 7 млрд. грн., а в 2008 г. свыше 9 млрд. грн. Мало того, что такие огромные средства направляются на развитие транспорта, который наносит огромный вред обществу, так эти средства еще и расходуются крайне неэффективно, поскольку результаты от потраченных средств практически отсутствуют.
Для того чтобы хоть как то повлиять на проблемную ситуацию необходимо осуществить ряд мер, направленных на улучшение ситуации в автомобильном транспорте, а именно:
• разработка нормативно-правовых актов по вопросам утилизации неработоспособной техники и организации ее переработки;
• создавать с помощью иностранных инженеров в области автомобилестроения современного производства автомобильной техники, комплектующих, узлов, агрегатов и запасных частей;
• обеспечить производство надежной высокотехнологичной продукции;
• осуществить значительное техническое обновление автомобильного транспорта;
• запустить производство новых конкурентоспособных моделей автомобилей и автобусов;
• внедрять новые технологии;
• повысить уровень безопасности перевозок пассажиров и грузов путем усиления государственного контроля качества топлива.
В случае выполнения данных мероприятий автомобильная промышленность, как и автомобильный транспорт, сможет выйти на новый уровень развития.
Также не стоит забывать о негативном влиянии автомобильного транспорта на окружающую среду. К счастью, все чаще и чаще ученые всего мира обращаются к теме перехода к экологически-чистым видам транспорта. Все большее распространение получает транспорт на электрической и безвыхлопной основе.
Однако, несмотря на связанные с распространением автомобилей экологические проблемы, без них невозможно представить современный мир. Это и огромное разнообразие автомобилей специального назначения, которыми пользуются такие организации как: милиция, газовые службы, инкассаторы, служба телефонных станций и т.д. И легковые автомобили – эти средства передвижения уже давно перестали быть средством роскоши и превратились в самый настоящий предмет первой необходимости. Именно личный автомобиль помогает нам вовремя попасть в нужное место, сокращая время, необходимое для достижения цели. Их по праву можно назвать важным экономическим инструментом, который позволяет сокращать экономическое время и пространство и, тем самым, способствует достижению наших экономических целей.
Литература:
-
Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет. Под ред. Королева И.С., М.: Юристъ, 2003. — 604 с.
-
Взаимосвязь автомобильного транспорта с другими его видами. Значение автомобильного транспорта [электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.day-travel.ru/travels-192-1.html
-
Ефимова Е.Г. Транспорт в мировом хозяйстве. Анкил. – М:, 2007.– 352с.
-
Дунаев Н.В. Транспорт в современной экономике // Транспортная безопасность и технологии, 2008. - №1.
-
Гутаревич Ю.Ф., Зеркалов Д.В., Говорун А.Г., Корпач А.А., Мержиевская Л.П. Экология и автомобильный транспорт: Учеб. пособие. - К.: Аристей, 2006. - 292 с.
-
Зеркалов Д.В. Транспорт Украины: Справочник. В двух книгах. Кн. 1. - К.: Основа, 2002. - 462 с.
-
Зеркалов Д.В. Транспорт Украины: Справочник. В двух книгах. Кн. 2. - К.: Основа, 2003. - 564 с.
Научный руководитель:
кандидат экономических наук, Песоцкая Євгения Игоревна