Автор:
Нина Кузнецова, Валентина Шпак (Магнитогорск, Россия)
Экономика, бизнес, управление относятся к фундаментальным характеристикам жизни общества. При этом следует учитывать, что экономика и бизнес создают материальные основы жизнедеятельности, а управление обеспечивает эффективное функционирование экономики. Для обеспечения эффективного их взаимоотношения необходимо учитывать еще один фундаментальный аспект – а именно этика управления, бизнеса и деловых отношений с целью повышения уровня культуры этих отношений.
Этика, изучая нравственное значение действий, мотивов, характеров, с одной стороны остается серьёзной философской наукой, а с другой становится одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его членов. Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которого является общение людей в процессе совместной деятельности, в процессе управления. Поэтому в качестве одной из причин, вызвавших появление интереса к этике управления, сегодня можно отметить - тот суммарный вред неэтичного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, и превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой.
Этика (греч. ethika, от греч. ethos — привычка, нрав) — философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни. Этика управления – это наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, в том аспекте, в каком действия менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения менеджеров и подчиненных. В фокусе её внимания – цели и средства, используемые для их достижения теми и другими [5, с. 23]. В этом случае речь идет о нормах поведения менеджера, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.
Современный менеджмент оказывает влияние на общество – на направление его развития, культуру, систему этических норм и духовных ценностей, устремлений, на систему оценки образа жизни, уровня жизни, на систему управления организации. Контроль за соблюдением или не соблюдением этических норм и правил осуществляется общественным мнением и человеческой совестью. Человек должен сам осознавать общие принципы, нормы и понятия добра и зла, внутренне их принимать и соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем.
По мнению Р. Н. Ботавиной [1], этика играет роль своеобразного фильтра при реализации методов, стиля управления, при создании структуры управления, при принятии решений. Разработке этических норм и правил поведения в бизнесе в настоящее время уделяется большое внимание, особенно фирмам, которые стремятся завоевать рынок на длительный период, думают о будущем.
Обращаясь к истории управленческой мысли можно отметить, что один из первых национальных кодексов деловой этики был сформулирован купеческой гильдией России в 1912 г. Основополагающие принципы данного кодекса можно сформулировать следующим образом: 1) уважай власть; 2) будь честен и правдив; 3) уважай право частной собственности; 4) люби и уважай человека; 5) будь верен слову; 6) живи по средствам; 7) будь целеустремленным [6, с.97]. Также в России 90-х годов был принят ряд профессиональных этических кодексов, среди которых Кодекс чести банкира (1992), Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка (1994), Кодекс чести членов Российской гильдии риэлторов (1994), Кодекс профессиональной чести членов российского общества оценщиков (1994). Сегодня профессиональные кодексы уже приняты или находятся в процессе обсуждения в большинстве сфер предпринимательства [7].
В 2004 г. В России на 8 Всемирном Российском Соборе был принят «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании» определяющий нормы делового поведения. Красной линией проходит идея о том, что современный менеджер должен создавать такой экономический уклад, который поможет гармонично реализовывать как духовные устремления, так и материальные интересы личности и общества. В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты. Нужно уважать институт собственности, право владеть и распоряжаться имуществом.
Россия, отказавшись от командно-административной системы в экономике, стоит ныне перед задачей формирования иной деловой культуры, такой, которая бы позволила эффективно включиться в мировой рынок [4, с. 31-34].
Мы согласны с мнением Р.Н.Ботавиной [1] А.К.Семенова [4,5], Е.П.Масловой [5] и др., что особенности этики в системе управления в российских компаниях, можно охарактеризовать следующими тезисами: 1) Наличие командной (тоталитарной) системы во многих организациях подавляющих инициативу подчиненных, что мешает организациям приспособиться к новым экономическим условиям. 2) Менеджеры высшего звена избегают делегировать полномочия и ответственность второму эшелону менеджмента, пытаются все сделать сами, лично контролировать. Без начальника не принимается ни одно решение, с упором на осуществление функции контроля. 3) Неуважение к людям и игнорирование этики управления, что приводит в свою очередь к бесправию работников всех уровней во многих организациях и возникновению чувства беззащитности перед произволом руководства. 4) Законы, предписания и правила не имеют обязательного характера. 5) В отдельных случаях резкая смена настроений в отношении партнера: от проявления дружелюбия до крайне холодного официального отношения. 6) Обычно подбор новых сотрудников осуществляется не по деловым качествам. Рабочие места распределяются часто среди родственников и знакомых. 7) Специфическое отношение менеджеров к ошибкам (когда что- то случается, то чаще интересуются, кто виноват; а причины, повлекшие ошибку, редко анализируются).
Для того чтобы этические принципы, нормы, правила и стандарты превратились в реалии деловой жизни, они должны быть включены в процесс принятия решений на всех уровнях управления, а также в практику работы всех сотрудников, т. е. быть частью реальной кадровой политики. Проблемы с этичностью поведения в настоящее время есть во многих организациях, особенно это касается российских фирм. Для того чтобы решить данную проблему организации прибегают к использованию различных мероприятий, способствующих повышению этичности поведения [3, с. 120].
Одним из механизмов внедрения этических норм в практику деловых отношений менеджера является разработка и реализация в системе управления Кодекса корпоративного поведения – как основополагающего свода правил, регулирующего отношения, как между сотрудниками организации, так и другими субъектами экономической деятельности.
Кодекс должен как можно полнее отражать реальную ситуацию и специфику организации, в которой он принимается. Этический кодекс приносит компании реальную пользу, так как он дает ясное представление о допустимых и недопустимых действиях при выполнении служебных обязанностей. Распространяясь на всех работников фирмы, кодекс облегчает поддержание дисциплины и законности. Этический кодекс, как правило, разрабатывается специально созданным органом – комитетом, комиссией.
Разрабатывая Кодекс руководство компании должно получить ответы на ряд вопросов [5, с. 263-264]: 1) Каких принципов придерживается фирма во взаимоотношениях с обществом, деловыми партнерами, клиентами? 2) Как строятся отношения между сотрудниками организации, руководителями и подчиненными, между работниками фирмы и её клиентами? 3) Какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации разделяют сотрудники организации? 5)Какое поведение можно считать допустимым или недопустимым?
Наиболее часто в кодексах затрагиваются отношения с клиентами и партнерами, отношения с подчиненными, с конкурентами, к исполнительной власти, правила работы с информацией, разрешения конфликтов, основы делового этикета, в том числе требования к внешнему виду сотрудников. При создании этических правил упор следует делать на этические нормы поведения, как ценностей и правил этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности [2, с.112].
К сожалению, ценность кодекса поведения часто снижается из-за того, что он плохо составлен и не введен должным образом в жизнь организации. Чтобы кодекс был эффективным, в компаниях с позиции системы управления оговариваются определенные дисциплинарные меры, направляемые на наказание нарушителей кодекса и поощрение поступков, совершенных в соответствии с правилами этического поведения. Каждый сотрудник призван ощущать свою личную ответственность за репутацию фирмы, поэтому так важна честность, внимательность и надежность.
Следующий механизм – этический тренинг, как набор этических норм, своеобразных этических модулей, которые включаются в общую программу подготовки менеджеров низового и среднего звена [1, с. 193]. Обучение этичному поведению считается новым, но необходимым направлением деятельности в современной действительности. При этом работников нужно знакомить с этикой бизнеса и повышать их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут возникнуть перед ними па практике.
Для оценки роли и значения этики в системе управления организации руководству необходимо осуществлять социальный аудит, представляющий собой попытку оценивать социальное поведение компаний в общественной среде. Аудит призван проверить и дать информацию о том, в какой степени действия компании соответствуют ожиданиям общества, государственным нормам по здравоохранению, безопасности или по контролю за загрязнением окружающей среды.
На основании материалов этических аудитов в настоящее время в организациях для повышения уровня этического поведения руководителей и рядовых сотрудников проводятся следующие мероприятия: 1) разрабатываются этические нормативы на предприятии; 2) создаются комитеты и комиссии по этике; 3) проводятся социально-этические ревизии, по материалам которых, руководители и рядовые сотрудники обучаются этическому поведению; работников знакомят с этикой бизнеса.
В заключении следует отметить, что этика управления – это один из важнейших факторов эффективной жизнедеятельности организации. Это не только философская наука, но и важнейший ресурс эффективного управления современной организацией. Этику можно рассматривать как систему социально одобряемых норм, правил поведения, направленных на регулирование человеческих взаимоотношений, выживание и развитие социума. Этика управления включает культуру взаимоотношений между руководителями и подчиненными, базирующуюся на принципах честности, справедливости, ответственности, долге, уважении достоинства, корпоративной и человеческой солидарности, лояльности и порядочности. Принципы этики управления обязывают менеджера соблюдать общечеловеческие нормы поведения, культурные традиции, а также корпоративные и профессиональные кодексы чести, нормы субординационной этики.
Литературa:
1. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений./ Р.Н.Ботавина – М.: Финансы и статистика, 2003. – 208 с.: ил.
2. Кузнецов И. Н. Бизнес – этика / И. Н. Кузнецов. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 498 с.
3. Пустынникова, Е. В. Основы менеджмента : учеб. пособие для вузов / Е. В. Пустынникова. – М.: КНОРУС, 2008. – 316 с.
4. Семенов, А.К. Основы менеджмента: Учебник. / А.К.Семенов, В.И.Набоков.– М.: «Дашков и К», 2005. – 300 с.
5. Семенов, А.К. Этика менеджмента./ А.К.Семенов, Е.П.Маслова. – М.: «Дашков и К», 2007. – 272 с.
6. Столяренко, А.М. Психология менеджмента: учеб пособие для студентов вузов./ А.М.Столяренко.– М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2011.– 455 с.
7. Чуев, Е.Н. Менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов./ Е.Н.Чуев, Г.Б.Казначеевская. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 384 с.