Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ИЗ ИСТОРИИ ВАЛЬСОВОЙ МУЗЫКИ В РОССИИ

Автор: 
Назгуль Аужанова (Талдыкорган, Казахстан)

В русской вокальной лирике уже в 20-30-е годы прошлого столетия устанавливается традиция использовать вальс для характеристики женского образа.

Это как бы женский портрет, нарисованный на блестящем и поэтическом фоне бала, праздника, маскарада. В   русской литературе таких примеров очень много. Достаточно напомнить эпизоды из «Евгения Онегина» А.С.Пушкина, из «Маскарада» М.Ю. Лермонтова, из романов Льва Толстого [4, с.126].

В этом произведении М.И.Глинка переосмыслил жанр вальса. Поднявшись над бытовым вальсом, композитор создал лирико-романтическую поэму о людях своего времени, об их чув­ствах и переживаниях. Некоторые исследователи находят в этом произведении якобы «портретное» сходство с возлюблен­ной М.И.Глинки – Катюшей Керн.

Музыкальная форма «Вальса-фантазии» неповторимо инди­видуальна. Побочные части вальса разрастаются в самостоя­тельные мелодические эпизоды, по их игривей искрящийся ритм неизменно сменяет одна и та же печальная главная тема. Как неотступная мысль, она возвращается снова и снова, до­минируя над всем произведением и придавая ему черты како­го-то осеннего очарования [4, с.201].

Влияние «Вальса-фантазии», всего строя его художественных образов ощущается в лирических сторонах многообразного симфонизма П.И.Чайковского. Вальсовость поэтических образов П.И.Чайковского складывалась в про­цессе глубокого развития традиций «Вальса-фантазии» как вер­шины глинкинского лирического симфонизма и лучшего, что было создано в этой области другими русскими композитора­ми первой половины XIX века [3, с.834].

Академик  Б.В.Асафьев в одной из своих работ справедливо отмечает, что «...Чайковский любил часто пользоваться фор­мулой вальса и претворял ее с изумительной гибкостью, лег­костью и остроумием, насыщая различнейшим «содержанием» [5, с.238].

В этих «формулах вальса», композитор сумел передать не только разнообразные душевные состояния, но и индивидуаль­ные черты, которые связаны с национальными корнями его музыкального мышления.

С помощью вальса П.И.Чайковский передавал самые разно­образные настроения: и беззаботное веселье, и праздничную радость, и тихую задумчивость, и юмор, и задор, и глубокую грусть.

В этих произведениях очень искренно переданы и наивный детский восторг, и «первые грезы о счастье ином». Вальсовый ритм здесь является выражением поэтических представлений о заманчивой красоте еще непознанной жизни. В «Подснежни­ке» с удивительной тонкостью передано весеннее Настроение, какое-то радостное и трепетное ожидание счастья, которое ох­ватывает человека, когда он вдыхает запах весеннего возду­ха. Любовь к природе здесь выражена средствами «город­ской» музыки вальса для того, чтобы передать чувства людей, живущих в городе и лишенных возможности постоянно об­щаться с природой.

Вальсы и вальсообразные движения являются опорными точками его балетов. Это обычно моменты светлой лирики, вы­ражение торжествующей красоты, мощи и чувственного обая­ния жизни.

Ритм вальса обладает свойствами мягковолнистого, как бы «парящего» движения. У П.И. Чайковского эти свойства полу­чили широкое эмоциональное истолкование: вальс у него становится выражением освобожденного чувства, романтически «парящей» души. Вместе с тем «вальсовость» (как признак бытового жанра) придает этому высокому полету чувств зем­ную теплоту и лиричность.

Хочется подчеркнуть роль вальса в формировании самого популярного жанра музыки – массовой песни.

Жанровые признаки вальса только во второй половине 30-х годов стали проникать в массовую лирическую песню. До этого времени в быту пользовались популярностью вальсовые песенки городской окраины, созданные еще до революции – «Прощайте, ласковые взоры», «Бывали дни весе­лые», «Кочегар», «Златые горы», «Мой костер» и другие. Они пелись в свое время под аккомпанемент гитары или гармони­ки [6].

«Возрождение» вальса в песне началось с валь­совой песенки. Эта жанровая разновидность отличается от вальса как бального танца простотой формы и наличием ли­рического сюжета.

Особо следует подчеркнуть роль вальса в музы­ке. Вальс можно назвать самым популярным танцем нашей молодежи. Именно поэтому многие русские композиторы отдали большую дань этому жанру и создали много интересных образцов вальсовой музыки. Здесь можно отметить многочисленные эстрадных вальсы И.О.Дунаевского, Крюкова, А.Цфасмана, Е.Л.Шварца, С.Н.Кнушевицкого, А.Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского, И.А.Слонова и других русских композиторов.

Они часто звучат по радио и хорошо известны.

Вначале вальсовая песенка зазвучала в кино в качестве песни рабочей заставы – «Крутится, вертится шар голубой», из кинофильма «Юность Максима», «Тучи над городом встали» из кинофильма «Человек с ружьем».

Затем появилось несколько лирических песен в этом жан­ре, сразу получивших широкую популярность – «Парень куд­рявый», «Чайка» Г.С.Милютина, «Синий платочек» Гольда и Петербургского, «Песня о Москве» Т.Н.Хренникова и некоторые дру­гие песни из кинофильма «Свинарка и пастух». В них возро­дились не только типичные темы и сюжеты старой вальсовой песенки (разлука, письмо с приветом любимому, подарок в знак верности), но и характерный для нее музы­кальный язык [5, с.57].

Обращение к вальсовой песенке городской окраины обога­тило русскую лирическую песню, дало ей новые средства воплощения образов простых людей, привлека­тельных бесхитростностью и задушевностью своих лирических чувств.

Успехи, достигнутые в песенной лирике 30-х годов, подгото­вили ее расцвет в годы Великой Отечественной войны.

В этот трудный для нашей страны период количество ли­рических песен вальсообразного характера увеличилось во много раз. По популярности в быту жанр вальсовой песенка занял одно из самых первых мест.

Русские композиторы в годы войны стремились переос­мыслить старый жанр, очистить его от излишней сентименталь­ности и развить его в соответствии с изменившимся характе­ром героя песен.

Центральное место в песенной лирике Великой Отечествен­ной войны заняла тема любви людей к Родине. Пер­вым композитором, которому удалось ярко воплотить эту тему в лирической песне-вальсе, был В.П.Соловьев-Седой. В конце июня 1941 года он написал замечательную песню «Играй, мой ба­ян». Герой этой песни – простой паренек из рабочего поселка. Он показан в тот момент, когда «вражья стая над нами, как туча взвилась» и «застава дорогая за Родину поднялась». В этот момент его сердце наполняет горячее чувство любви к Родине. Притом патриотизм героя высказывается не в автор­ском призыве или торжественной клятве, а в сердечном ли­рическом обращении к друзьям:

Играй, мой баян, и скажи всем друзьям,

Отважным и смелым в бою,

Что, как подругу,

Мы Родину любим свою.

Перед композитором стояла задача создать такой музы­кальный образ героя песни, чтобы слушатели действительно поверили, что любовь к Родине является для него глубоким личным чувством, нежным, чистыми сильным, достойным горячо любимой подруги.

Подобный герой, выросший в рабочем поселке или в кол­хозном селе, скромный и отважный, сердечным и жизнерадостным появился в советском искусстве перед самой войной.

Скромный и потому незаметный в повседневной жизни, этот новый герой в годы военных испытаний раскрыл свои заме­чательные душевные качества. Под именем Антоши Рыбкина, Пети Огонькова, Фомы Смыслова он появлялся на страницах различных литературных произведений, в кино, во фронтовых газетах, на плакатах и рисунках.

В.П.Соловьев-Седой общую характеристику этого героя дает через жанр лирической песенки-вальса того типа, какой сло­жился на городской окраине, – с наивно-простодушной мело­дикой и гармошечным или гитарным сопровождением.

С помощью чистой и задушевной вальсовой мелодии ком­позитор сумел естественно и просто раскрыть большую тему любви к Родине. При этом ему удалось убедительно обрисо­вать героя песни и создать первый образ простого человека в лирике военных лет [2, с.1].

Правда, следует отметить, что эта раз­новидность была слишком определенно связана с мирными образами (праздника, гулянья и т. п.), поэтому она в годы войны была меньше распространена, чем вальсовая песенка.

Массовая песня постепенно сближается    с романсом, концертной или эстрадной песней. И в этом сближении ритм вальса оказывает нашим композиторам неоценимую помощь.

Играй, мой баян, и скажи всем друзьям,

Отважным и смелым в бою,

Что, как подругу,

Мы Родину любим свою.

В годы Отечественной войны появилась и другая разновид­ность песни-вальса, сохранившая прямую связь с бальным танцем, более сложная и развитая по форме. Эта песня предос­тавила возможность более развернутого выражения лиричес­кого чувства, и в этом ее положительное значение для песен­ной лирики военного периода. Примером может служить пес­ня М.И.Блантера «В лесу прифронтовом», «Казахский вальс» Л.Хамиди и многие другие. Правда, следует отметить, что эта раз­новидность была слишком определенно связана с мирными образами (праздника, гулянья и т. п.), поэтому она в годы войны была меньше распространена, чем вальсовая песенка.

В последнее время границы песенного искусства еще более расширились, появилось большое количество песен, написан­ных специально для исполнения самодеятельными коллекти­вами или певцами с концертной эстрады для массового слушателя. Массовая песня постепенно сближается    с романсом, концертной или эстрадной песней. И в этом сближении ритм вальса оказывает нашим композиторам неоценимую помощь. Можно назвать много замечательных песен-вальсов, создан­ных советскими композиторами после войны: «Севастополь­ский вальс» К.Листова, «Школьный  вальс»  И.О. Дунаевского, «Ве­сенний карнавал»   А. Хачатуряна,     «Сосны шумят» Ю.Слонова, «Вальс на льду» Зары Левиной, вальсы Феркельмана, Г.Носова, Ф.Г.Волкова, Компанейца, В.П.Соловьева-Седого и многих    других композиторов. Все они свидетельствуют о том, что ритм вальса живет и процветает в музыке [1, с.46].

Необходимо отдельно  выделить вальсы из балетов, отметить выдающуюся роль в этой области Р.М.Глиэра, А.Хачатуряна и ряда других композиторов и, резюмировать, что этот жанр музыкального искусства отличается необычайной жизненной силой.

Каждая эпоха, каждая страна вносит в него свои харак­терные черты, старается обогатить его и сделать более разно­образным, и именно поэтому жанр вальса бессмертен. Он всег­да будет оставаться одним из любимейших танцев человечест­ва и всегда будет служить композиторам неиссякаемым источником художественного вдохновения.

 

Литература:

1.     Аужанова Н.Б. Методические рекомендации по организации и проведению вечера вальса. ‒ Алматы: ГРЮБ, 1981. – 74 с.

2.     Тарасов В. В мире вальса. /Статья к музыкальному сборнику, фирма «Мелодия», 1989.

3.     Детская энциклопедия. Т. IV, VII, 2- изд. – М.: Просвещение, 1965, 1966. – 921 с.

4.     Друскин М. Очерки по истории танцевальной музыки. – Л: Музыка, 1980. – 202 с.

5.     Милан Кундера. Вальс на прощание. – Прага: Изд-во «Азбука-классика», 2002. – 288 с.

6.     e-mail: kastaliya@narod.ru