Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ПРОБЛЕМА ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ В КАЗАХСТАНЕ

Автор: 
Динара Жаркинбаева (Туркестан, Казахстан)

Компьютерные сети, как вид телекоммуникации - принципиально новый пласт социальной реальности. Наиболее широкое распространение, в наше время, получила компьютерная сеть Интернет, так же известная под названием "Всемирная паутина". Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке, утруждать себя походами по магазинам, всю необходимую Вам информацию Вы можете получить, не отходя от экрана Вашего монитора. Появился новый вид психологического расстройства - Интернет - зависимость[1,с 24].

Интернет-зависимость а Казахстане стало восприниматься проблемой лет 5-6 назад, но не смотря на не редкие жалобы родителей, учителей «увлеченность» интернетом считалось больше достижением технологий цивилизаций. А когда в СМИ появлялась информация, что какой нибудь подросток воровал, вымогал ради того чтобы лишний час просидеть в Интернете или компьютерном клубе, все списывалось на материальное положение или недочеты в воспитании, интернет здесь не причем.

Между тем, по подсчетам самого Минтранскома, в Казахстане количество пользователей, имеющих доступ к сети Интернет, превысило 9 миллионов 400 тысяч. Не слабая цифра, если учесть, что население республики еще не приблизилось к отметке в 17 миллионов. И это не смотря на то, что Интернет В Казахстане не самое дешевое удовольствие и к тому же «не блещет» скоростью.

Проблемой интернет-зависимости Казахстане начали серьезно заниматься с 2008 года, психиаторы. Актюбинские психиатры считают, что проблема зависимости от Интернета обрела небывалые масштабы, особенно среди школьников. Специалисты называют это социальной эпидемией.

В частной практике казахстанские психиаторы и психология достаточно часто сталкивался с игровой зависимостью. За помощью к специалистам обращались люди, которые не могли жить без казино и игровых автоматов. Данное психическое расстройство зарегистрировано в международной квалификации болезней (МКБ), то есть оно наравне с шизофренией или алкоголизмом признано как психическое заболевание. В скором времени в этот список может войти и Интернет-зависимость.

С появлением компьютерных клубов все чаще мамы стали приводить своих чад к специалистам. В большинстве случаев записываются на анонимные курсы: кто же захочет признаваться, что собственный ребенок находится на грани помешательства. При этом вызывать тревогу должны даже, казалось бы, безобидные вещи, которые считаются сигналами зависимости. Среди них — частая потребность проверять электронную почту, не говоря уже о постоянном общении по «агенту». В особо запущенных случаях доходит до того, что дети «бьют по клавишам» даже во сне[5,с 3].

Взрослые усиленно работают за компьютером, но при необходимости и при первой же возможности его покидают. Дети и подростки, часами просиживая за компом, получают такие эмоции, как при употреблении наркотиков или алкоголя. По данным исследований, количество молодежи в Интернете растет быстрее, чем количество представителей других возрастных групп.

В качестве причин, способствующих формированию Интернет-зависимости, различные авторы выделяют анонимность, доступность, невидимость, множественность, безопасность, простоту использования

Специалисты предостерегают, что мировая паутина таит в себе ряд угроз. Во-первых, пользуясь доверчивостью детей, виртуальный «дяденька» может обучить (или внушить) ребенку что угодно. Когда этот «дяденька» рядом — один эффект, а когда он виртуальный — совсем другой. Он хуже улицы и выступает для подростка как гуру. Реального проповедника можно вычислить, а виртуального — нет.

Помимо этого, не в каждом компьютере установлена защита от порносайтов. Также в Сети запросто можно скачать рецепты изготовления наркотических средств или инструкцию по изготовлению взрывного устройства. Немаловажное влияние оказывают и компьютерные игры. Герои виртуальных игр являются кумирами подростков. Здесь же можно поиграть в рулетку, поучаствовать в торгах. Напомним: зависимость от азартных игр уже есть в списке МКБ[2,с 33].

Сеть также может заменить недостающего папу (маму) или, наоборот, избавиться от повышенной опеки родителей. Слабого здоровьем человека может избавить от психологического комплекса. Что не получается в реалии, получается в виртуальном мире.Все это ребенок будет бесконтрольно впитывать. Манипулировать сознанием с помощью Интернета очень даже легко, утверждают специалисты.

Актуальность исследования психологических последствий Интернет-зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей - пользователей Интернета (около 40% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена Интернет-зависимости, который до настоящего времени в русскоязычной литературе практически не рассматривался. Чрезвычайно мало работ посвящено проблеме Интернет-зависимости в подростковой среде. И это еще одна причина, по которой психологическое изучение негативной стороны опосредствованной Интернетом деятельности является актуальной и перспективной областью в исследовательской деятельности[3,с 28].

Терминология проблемы еще не вполне устоялась. Применяются наименования "зависимость от Интернета", или "Интернет-аддикция", а также "избыточное патологическое применение Интернета". При обилии наименований специалисты достаточно в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к этому феномену (или синдрому). Так, отмечаются неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете. Досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях; стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени; побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег; готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность работы в Интернете. Способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе, важных личных и деловых встречах. И стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей; пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна; избегание физической активности; пренебрежение личной гигиеной; постоянное "забывание" о еде; злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами[4,с 47].

Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен пользователь. И это основная причина, объясняющая пристрастие к Интернету. Согласно данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях. Уже существуют концепции, согласно которым "алкоголем" постиндустриальной эпохи были наркотики, а в информационную им станут компьютерные игры[5,с 3].

Следует отметить,что мы не ратуем за то, чтобы запретить или ограничить доступ к достоянию современной науки. Просто сами родители должны контролировать время пребывания своего ребенка за компьютером. Пьют многие, но не все алкоголики. Интернетом тоже пользуются все, но находятся люди, у которых увлечение переходит в болезненное состояние.

Пока это психологический феномен, но очень скоро Интернет-зависимость должны включить в перечень психических заболеваний. Официальный документ, подтверждающий это, ждут в ближайшее время. А это означает, что увлечение «агентами» и «одноклассниками» — далеко не безобидное занятие, особенно для школьников с неокрепшей психикой.

 

Литература:

  1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскуновский А.Е. Мотивация пользователей Интернета. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)

  2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.)

  3. Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., 2002 г. стр.32-58.

  4. Разинов Ю.А. Интернет как событие культуры. Всероссийская научно-практическая конференция. http://www.conf.sstu.ru

  5. www.info.kz.net. Подросток и интернет