Автор:
Жанибек Ахметов (Талдыкорган, Казахстан)
Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъем-лемую часть гармоничного развития личности. Оно осуществляется совместно с нравственным, эстетическим и умственным воспитанием, так как целью народного образования является формирование всесторонне развитой личности, физически здоровой, обладающей духовным богатством и способной к долголетнему творческому труду и защите Родины.
В Казахстане много внимания уделяется возрождению национальных видов спорта, а также сохранению исторических традиций и культуры казахского народа. Связано это с необходимостью формирования национальной идеи, способной объединить нацию вокруг одной цели.
Использование народных игр, физических упражнений в воспита-тельных и образовательных целях — явление не только историческое, но и уникальное. Эти средства физического воспитания занимали большое место в народном быту, прежде всего, в силу того, что они имели не только военно-патриотическую, но и оздоровительно-прикладную направленность.
В народной педагогике физического воспитания, определяется созидательная роль воспитания, с нею связаны истоки духовной жизни народа. У всех народов веками складывалась собственная концепция физического воспитания, разрабатывалась своя программа, определяемая условиями жизни, историческими особенностями. Спецификой и одновременно основной функцией народной системы физического воспитания является физическое развитие и совершенствование. Но это не только внутренняя ценность человека, осуществленная в его двигательных умениях, навыках, качествах, уровнях физических способностей, а также естественная основа для развития его психических и интеллектуальных способностей, сохранения социальной, творческой и нравственной активности в течение всей жизни.
Возрождение, оживление и развитие прогрессивных народных традиций в области физического воспитания положительно сказывается на улучшении физкультурно-спортивной и воспитательной работы в школе, правильному поведению детей в семье, в обществе друзей и сверстников. Это обстоятельство и определяет необходимость обратиться к истокам народной педагогики физического воспитания. Поскольку в них рассматриваются различные формы, средства и методы использования многообразных по характеру и содержанию игр, физических упражнений.
Физическая культура как общественное явление занимала важное место в жизни человека на протяжении всей истории его существования. Наряду с другими видами воспитания, физическое воспитание всегда составляло часть народной, а в последующем национальной культуры, по своему развиваясь в каждом отдельном случае, приобретая специфические особенности и многообразные формы. Это подтверждает положение о том, что нет в мире ни одного народа, у которого не было бы своих физических упражнений и игр, составляющих основную функцию физического воспитания. Бесспорным подтверждением этому является наличие мировой сокровищницы средств физического воспитания людей, большого количества самобытных физических упражнений и игр, часть из которых не только продолжает бытовать у того или иного народа, но и получила широкое распространение и вышла на международную арену, олимпийские игры, составив тем самым основу интернациональных средств и методов физического воспитания и спорта высших достижений. Из этого можно сделать вывод, что истоки формирования национальных видов спорта уходят в глубокую древность, освещенные в отдельных работах М. Таникеева [1, с. 5] и некоторых исследованиях академика Н.И. Пономарева [2, с. 50].
Гармоничное сочетание интеллекта, физических и духовных сил высоко ценилось человеком на протяжении его развития и совершенствования. Великие мужи в своих трудах подчеркивали необходимость всестороннего развития молодежи, не выделяя приоритет физического или духовного воспитания, понимая, насколько переоценка, акцентированное формирование каких-либо качеств приводят к нарушению гармоничного развития личности.
Термин «культура», появившийся в период возникновения человеческого общества, далеко неоднозначен, тесно связан с такими понятиями, как «возделывание», «обработка», «воспитание», «образование», «развитие», «почитание». Этот термин в современном обществе охватывает широкую сферу преобразовательной деятельности и ее результаты в виде соответствующих ценностей, в частности «преобразование своей собственной природы».
Физическая культура – это часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере развития, оздоровления и воспитания людей.
Одной из древнейших и интересных, активно воздействующих на развитие логического мышления народных игр казахского народа, является настольная спортивная игра Тогызкумалак. В процессе занятий народными играми осуществляется умственное развитие занимающихся, имеющее разно-сторонние связи с другими сторонами воспитания. Эти стороны развития личности многообразны и сложны, потому что сам процесс воспитания средствами народных игр связан с действиями целого ряда закономерностей: социальных, биологических, психологических и педагогических. Освоение этих закономерностей влияет на умственное развитие детей и подростков.
В казахском народе, Тогызкумалак был в особом почете среди многочисленных национальных игр и развлечений. Еще в начале ХХ века о нем с большой теплотой и уважением писали русские авторы А.Краснов, Р.Карутц и некоторые другие [3, с. 5].
Первое наиболее полное описание игры у казахов было сделано в 1906 г. в статье члена-сотрудника Российского Археологического Общества Н.Н. Пантусова «Киргизская игра «Тогуз-кумалак», опубликованной в 4 выпуске ХХII тома “Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете» [4, с.249-252]. В этой работе автор совершенно справедливо заметил, что Тогызкумалак, широко распространенный во всех киргизских (казахских) жузах, играется людьми степенными, умеющими думать, мыслить и считать.
Тогызкумалак интеллектуальная игра, искусство логического мышления, которая по данным археологических исследований имеет историю более 4000 лет, и она считается самой сложной среди игр интеллектуального характера.
Игра развивает соображение, память и математическое мышление. Имеет массу комбинаций и требует от игрока исключительной выдержки и умелого сочетания тактики защиты с активными наступательными действиями. Игра была придумана нашими предками, которые придавали большое значение умственному развитию подрастающего поколения. В настоящее время известна всему миру и имеет не менее важное значение, чем другие всемирно известные интеллектуальные игры.
Литература:
1. Таникеев М. Мир народного спорта. – Алматы: Санат, 1998. – 288 с.
2. Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. М.: ФИС, 1974. – 310 с.
3. Акшораев А. Молодость древней игры Тогызкумалак. - Тараз, 2000.
4. Пантусов Н. Киргизская игра Тогызкумалак. Известия Общества археологии, историй и этнографии при Казанском университете. - Казань, 1906.
Научный руководитель:
к.п.н., доцент Канапьянов С.С.