Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТУАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СПОСОБАМ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИЙ

Автор: 
Дарья Коврижкина (Санкт-Петербург, Россия)

Умения выражать свои эмоции в русской речи являются одними из наиболее актуальных умений для иностранных учащихся. Иностранец, не умеющий выразить эмоции, не может считаться владеющим языком в полной мере, так как не способен выразить свое отношение к различным событиям и ситуациям. Без усвоения способов выражения эмоций разговорная речь учащегося остается искусственной, высказывания лишены экспрессивности и живости, речевые действия не адекватны ситуации.

На наш взгляд, эмоция – это непосредственная реакция человека на волнующую его ситуацию. Мы будем обучать иностранных учащихся способам выражения таких эмоций как радость, восхищение, удивление, грусть и страх. Данные виды эмоций эволюционно значимы, имеют ярко выраженные физиологические и поведенческие реакции, а также языковое выражение.

Мы создали методику обучения способам выражения перечисленных видов эмоций. В сфере повседневного общения и социально-культурной сфере обозначенные нами эмоции являются наиболее актуальными, так как обеспечивают необходимую базу выражений, применимых к разным ситуациям общения, в том числе к ситуациям, указанным в Программе по русскому языку как иностранному [1, с. 13].

Одним из видов упражнений, которые мы создали для усвоения учащимися способов выражения эмоций, являются ситуативные упражнения.

По мнению Е. И. Пассова, ситуация - это динамичная система взаимоотношений двух (и более) субъектов, отраженная в их сознании, порождающая потребность к целенаправленной деятельности в решении речемыслительных задач и питающая эту деятельность [2, с. 23].

С нашей точки зрения, ситуация должна являться стимулом к речевому действию, только в этом случае ситуативные упражнения вызовут интерес студентов и будут способствовать развитию речевого умения и умения выражать необходимый вид эмоции. Мы создавали ситуации таким образом, чтобы их описание вызывало конкретного рода эмоцию - радость, восхищение, удивление, грусть или страх. Например, неожиданный выигрыш, покупка автомобиля вызывают эмоцию радости. Ссора с близким человеком - грусть. Описание ситуации должно являться стимулом к речевой реакции. Например, представьте, что вы встретили друга (подругу), с которым не виделись несколько лет. Выразите ваши эмоции.

С нашей точки зрения, упражнения, с помощью которых преподаватель обучает учащихся способам выражения эмоций, должны быть максимально воссоздающими значимые для учащихся ситуации общения.

Ситуативность процесса обучения рассматривается нами и как способ стимулирования речевой деятельности, и как условие развития речевых умений.

Итак, мы используем коммуникативные ситуации для обучения учащихся выражению эмоций в речи, а также для формирования у них компетенции в говорении.

Опираясь на указанную выше работу Е. И. Пассова, мы выделили следующие виды ситуаций:

1. Естественные ситуации.

В данных ситуациях перед учащимися имеется ряд предметов, побуждающих к высказыванию, независимо от того, создан ли этот ряд преподавателем или он уже существовал. Например, после введения способов выражения эмоции восхищения, преподаватель может предложить студентам отреагировать на следующую ситуацию: Наташа сегодня пришла на урок в красивом платье. Выразите свое восхищение, сделайте ей комплимент. При этом преподаватель называет имя студентки, учащейся в данной группе. Лексема платье может быть заменена на тот вид одежды, в котором пришла на урок девушка.

Рассмотрим еще один пример естественной ситуации. Студенты вместе с преподавателем находятся на экскурсии в Эрмитаже, учащиеся, обходя залы, выражают эмоцию восхищения. Также эмоция восхищения может быть выражена студентами при походе в театр, парк и т. д. Здесь вспомогательным средством может выступать словесное описание преподавателя (пояснение, установка). Преподаватель может сам попросить студентов выразить свои впечатления после экскурсии.

2. Искусственные ситуации.

Рассматриваемые ситуации могут создаваться с помощью следующих средств:

а) воображения. Преподаватель может предложить учащимся принять участие в воображаемой ситуации: представьте себе, что вы гуляли по берегу моря и нашли золотой браслет, поделитесь своей радостью с другом (подругой).

б) наглядности. Наглядным материалом, побуждающим к говорению и выражению эмоций, могут служить популярные иллюстрированные журналы, рекламные издания, журналы мод. Например, преподаватель заранее может выбрать в журнале красивое вечернее платье и если в группе есть студентка, попросить ее выразить свою эмоцию, скорее всего, это будет эмоция восхищения, для молодых людей можно подобрать изображение дорогой машины и дать им то же задание. При обучении учащихся способам выражения эмоции радости и восхищения мы предлагаем выполнить следующее задание. Демонстрируем рисунок, на котором изображен молодой человек с букетом красных роз, протягивающий их девушке. После этого студент и студентка разыгрывают эту ситуацию, при этом девушка выражает эмоции восхищения и радости.

Рисунки, иллюстрации, фотографии, используемые в качестве стимулов для развития компетенции в говорении учащихся и при обучении способам выражения эмоций, могут оформляться, создаваться и использоваться по-разному. С помощью средств наглядности мы сможем снять дополнительную нагрузку на память учащихся, получим рациональную возможность для создания типичных ситуаций, провоцирующих требуемые высказывания. Применение зрительной наглядности дает возможность стимулировать высказывания, основанные главным образом на употреблении конкретной лексики. Преподаватель может подбирать специальные иллюстрации к каждому конкретному виду эмоции.

в) просмотра специально подобранных мультфильмов, отрывков из фильмов, где присутствуют способы выражения различных эмоций. Например, можно использовать на занятии мультфильм «Новый год в Простоквашино», в нем встречается выражение таких эмоций как:

- удивление: Ну и ну!? Раньше шубу и мотоциклы доставали, а теперь детей доставать начали!; Ничего себе! Вашу маму и там, и тут передают! До чего техника дошла!

- восхищение: Ой! Сейчас наша мама петь будет!

- грусть: Ой! Как жалко, что мы маму не слышим! Она к этому выступлению полгода готовилась!

- радость: Урааааа!!! Наша мама приехала!

После просмотра преподаватель может попросить студентов сказать, выражения каких эмоций они услышали, и привести эти выражения. Данный способ работы направлен на развитие таких видов речевой деятельности, как аудирование и говорение.

г) ролевой игры. Мы составили ситуативные задания, при выполнении которых учащимся потребуется выражать различные эмоции. Выполнение таких упражнений развивает устную речь учащихся и их самостоятельность – умение спонтанно дополнять, уточнять реплики диалога, строить собственные монологические высказывания.

Элементы игры, умение «перенестись» в определенную обстановку очень важны на занятиях, так как они максимально приближают псевдокоммуникацию к реальному общению.

При проведении ролевых игр присутствует элемент эмоциональности – веселья, небольшой разрядки, очень нужной учащимся любого возраста при усиленной работе над языковым материалом.

Из рассмотренных нами видов ситуаций можно сделать вывод о способе их создания:

1. Внеязыковые или экстралингвистические, создаются с помощью неязыковых средств (иллюстрации, макеты).

2. Языковые или лингвистические, когда стимул создается с помощью описания.

Таким образом, мы видим, что ситуация выступает как способ презентации материала – способов выражения эмоций.

Под презентацией мы понимаем показ речевого образца (способов выражения эмоций) в говорении. В случае ситуативной презентации учащийся сразу осознает, что главное - использование речевого образа. Речевые единицы, произнесенные или воспринятые вне ситуации, не остаются в памяти, так как не являются значимыми для человека. Если они и сохраняются, то польза от них будет небольшая, так как вне ситуации они лишаются способности к переносу: студент знает, а использовать не может.

Для создания на уроке какой-то ситуации важным моментом с методической точки зрения является постановка четкой речевой цели. Должна быть конкретная задача, например: удивитесь услышанному, обрадуйтесь, выразите свое восхищение и т. д.

Таким образом, коммуникативной ситуацией можно назвать лишь такую ситуацию действительности, которая вызывает ту или иную речевую реакцию.

Условия ситуации должны отвечать следующим требованиям:

1) вызывать интерес у учащихся;

2) учитывать жизненный опыт учащихся. Чем больше мы опираемся на жизненный опыт, тем меньше информации приходится давать об условиях ситуации, тем экономнее, следовательно, ее описание;

3) сообщаться в предельно сжатой, компактной форме. Эффективность ситуации определяется отношением между объемом речевой реакции и описанием ситуации. В большинстве случаев, чем больше речевая реакция, тем лучше ситуация;

4) учитывать языковые возможности учащихся. Следует предлагать лишь такие ситуации, о которых учащиеся практически в состоянии что-либо сказать [3, с. 87].

Итак, с помощью ситуаций мы сможем:1) сформировать у студентов речевой навык выражать эмоции; 2) мотивировать речевую деятельность учащихся; 3) связать способы выражения эмоций с общей деятельностью студентов.

Литература:

1. Программа по русскому языку для иностранных граждан. Первый сертификационный уровень. Общее владение / Н. П. Андрюшина и др. СПб., 2009. - 176 с.

2. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. М., 1977. - 216 с.

3. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991. - 223 с.

 

Научный руководитель: д.п.н., профессор

Московкин Леонид Викторович