Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АВТО- И ГЕТЕРОСТЕРЕОТИПОВ.

Автор: 
Татьяна Шушпанова (Оренбург, Россия)

Человек как существо биосоциальное неизбежно сталкивается с необходимостью повседневного общения и взаимодействия с другими представителями человеческого общества. При этом коммуникативные контакты не всегда ограничиваются кругом лиц, принадлежащих только к родственному этносу, – зачастую мы так или иначе получаем информацию и о других национальных группах. Знания о людях, накопленные как в личном опыте, так и из других источников, обобщаются и закрепляются в сознании людей в виде устойчивых представлений, которые распространились в науке под термином «стереотип».

В научный обиход термин был введен благодаря американскому журналисту и политологу У. Липпману, который впервые использовал его в 1922 году в книге «Общественное мнение» для обозначения предвзятых представлений и мнений при анализе влияния имеющегося знания о предмете на его восприятие и оценку при непосредственном контакте. «Согласно У. Липпману, стереотипы – это упорядоченные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые, во-первых, экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и, во-вторых, защищают его ценности, позиции и права. Иными словами, стереотипы ориентируют человека в море социальной информации и помогают сохранить высокую самооценку» [4, с.38].

В современном мире понятие «стереотип» чрезвычайно распространено и многоаспектно, поэтому следует прежде всего отметить, что данная статья посвящена такой разновидности изучаемого явления как этнический стереотип, под которым понимается «упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко переносимый на всех представителей этой группы» [3, с. 320].

Следует также отметить, что ученые различают автостереотипы (представления о собственном народе) и гетеростереотипы (образы других народов). К. Вагнер предлагает дополнить общепринятую классификацию понятием метастереотипа или метапортрета, который, по ее выражению, соответствует «ожидаемому гетеростереотипу»: «Исходя из описания гетеростереотипа как того, что француз думает о поляке, можно представить метапортрет как то, что с точки зрения француза думает о нем поляк. Содержания этих портретов, а точнее стереотипов, могут резко отличаться друг от друга»1 [7, с. 19].

Явный интерес при исследовании этнических стереотипов представляет вопрос об особенностях их формирования. В свете данной проблемы следует отметить, что согласно некоторым источникам, стереотипы формируются в достаточно юном возрасте. В.Н. Куницына, ссылаясь на эксперимент американского психолога Г. Оллпорта, конкретизирует: «Стереотип формируется у человека в возрасте от 11 до 13 лет» [3, с. 319]. В.С. Агеев, опираясь на исследования Г. Тэшфела, утверждает, что «стереотипы формируются очень рано. «Рано» не только в прямом, онтогенетическом смысле, но и в значительно более широком: стереотипы усваиваются с того момента, как только человек начинает идентифицировать себя с группой, в полной мере осознавать себя ее членом» [1]. На наш взгляд, подтверждением тому может служить и список источников, влияющих на формирование стереотипов. То есть, возникновение их обусловлено, прежде всего, тем, что человек начинает получать определенную информацию о других народностях чуть ли не с рождения, неизбежно усваивает ее и перерабатывает с тех самых пор как его мозг становится способным к анализированию этих данных. Перечислим выявленный нами в результате подробного изучения тематической литературы список источников:

1) большое влияние на формирование мнения о других национальностях оказывают средства массовой информации;

2) логично, что межличностное общение также привносит большой вклад в копилку стереотипов. Речь в этом случае идет как о контактах с представителями своего этноса, которые «навязывают» свой опыт, так и о взаимодействии с другими этносубъектами, позволяющем сформировать собственное мнение;

3) несомненно, еще одним источником, поставляющим информацию о других народностях, является художественная литература, в которой образы героев описываются достаточно ярко для создания определенного впечатления у читателя. Уместен в этом случае пример А.С. Баронина: «Широко распространенный в Италии стереотип русского представляет собой, по свидетельству итальянского публициста Энцо Рава, романтический образ доброго и самоотверженного человека, навеянный произведениями Л. Толстого и Ф. Достоевского» [2, с. 88].

Если говорить о причинах, способствующих формированию стереотипов, то к таковым относятся:

1) стремление человеческой психики к упрощению огромного объема поступающей информации;

2) нежелание анализировать каждого представителя нации в отдельности (которое можно считать прямым следствием стремления к экономии умственных усилий);

3) стремление этнических общностей сохранить между собой социальную дистанцию, о чем свидетельствует выражение В.Е. Чертихина: «Формирование этнических стереотипов обусловлено развитием этнического самосознания, осознания собственной принадлежности к конкретной этнической общности» [6, с.180]. В этой связи можно говорить и о стремлении защитить групповые ценности, утвердить специфичность своего этноса, что подтверждают тезисы Ю.П. Платонова: «Образно говоря, стереотипы – это крепость, защищающая традиции, взгляды, убеждения, ценности индивида, ему уютно за стенами этой крепости, ибо там он чувствует себя в безопасности. Поэтому любое посягательство на стереотипы есть покушение на безопасность индивида, он расценивает такие действия и как покушение на основы своего миропонимания» [5, с.284].

Резюмируя все вышесказанное, приходим к выводу о том, что этнические стереотипы (как и любые другие разновидности стереотипов) неизменно проникают в наше сознание, оккупируют всевозможные сферы общественной жизни в результате циркулирования потоков информации при коммуникации, являющейся неотъемлемой частью бытия. При этом успешному их усваиванию служит предрасположенность психики к упрощению образов, стремление к обособлению своей индивидуальности на фоне безликой толпы, конфронтирующее с нежеланием выделять из той же толпы других индивидов.

Особое внимание в свете изучаемой проблемы следует уделить вопросу о влиянии стреотипов на жизнь и взаимодействие социумов. Прежде всего, хочется привести в пример выводы В.Н. Куницыной, сделанные в результате исследования, посвященного дипломной работе, руководителем которой она являлась:

1) чем выше стереотипность восприятия, тем хуже умение ладить с людьми (отрицательные корреляции с этим свойством, а также с проницательностью и интуицией);

2) слишком низкие показатели стереотипности также ухудшают возможности успешного взаимодействия;

3) у тех людей, кто руководствуется в оценках стереотипами, хорошо развита коммуникативная компетентность, что объясняется умением пользоваться коммуникативными штампами [3, с. 324].

В этой связи справедливо утверждать, что стереотипы имеют как положительное, так и отрицательное влияние на взаимоотношения этносов. Однако, доводов в пользу отрицательности явления все-таки больше. Та же В.Н. Куницына в одном из своих тезисов утверждает: «Сокращая путь анализа, раздумья, оценивания, они нередко вносят искажения в процесс взаимопонимания между людьми» [3, с. 326].

И.А. Ламанов, говоря о стереотипах как о грубом механизме межгруппового восприятия, как о схематичных, оценочных и устойчивых образах, выделяет такие недостатки: «Этнические стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению. К сложностям при налаживании взаимопонимания между людьми могут привести не только негативные, но и вполне положительные стереотипы. Если американцы будут ожидать – в соответствии со стереотипами, выявленными в нашем исследовании, что русские дисциплинированы и трудолюбивы, то российские партнеры могут не оправдать их надежд. С другой стороны, наши соотечественники ждут от американцев общительности и сердечности и бывают разочарованы, осознавая, что общение в США часто определяется деловой ценностью человека» [4, с. 45].

Ю.П. Платонов, подводя итог своих рассуждений на тему стереотипов, делает такие выводы:

1) стереотип есть «необходимое зло», изначально присущее человеку и неизбежно искажающее реальность;

2) стереотип лишь в крайне малой степени соответствует тем фактам, которые пытается отразить;

3) стереотип близок к истине, хотя при попытках обобщения реальных фактов действительности происходит их определенное искажение;

4) стереотип – это факт психологической реальности, детерминирующий межэтнические отношения независимо от того, соответствует ли он действительности или нет [5, с. 298].

Из названных выше положений сложно сделать однозначный вывод. Автор удачно называет стереотип «необходимым злом», что свидетельствует как в пользу их негативной значимости, так и в пользу позитивной. Камнем преткновения, как можно заключить из тезисов автора, служит искажение фактов действительности, характерное для этнических стереотипов. В данной связи интересно мнение Т.Г. Стефаненко о том, что «детерминанты содержательной стороны стереотипов следует искать в факторах социального, а не психологического порядка. Именно враждебные, полные предрассудков этнические стереотипы, а не механизм стереотипизации сам по себе – явление сугубо отрицательное, способствующее стабиль­ности межэтнических отношений, основанных на господстве и подчинении» [8, с. 284]. Таким образом, как явление психологическое, этнические стереотипы вряд ли могут нанести большой вред. А вот как явление социальное, при условии, что контакты с другим этносом были нарушены усугубляющими факторами, а также с учетом свойства ригидности2, этнические стереотипы могут способствовать сохранению враждебности между народами.

Дальнейшее изучение предмета исследования представляет не только личный интерес, но и научно-практическую значимость. Поэтому в настоящий момент нами осуществляется работа по проведению онлайн-опроса, на основе которого будут сделаны выводы о влиянии возрастных и гендерных характеристик на особенности формирования этнических стереотипов. Опрос проводится в различных возрастных группах русских и немецких участников, в частности задействованы мужчины и женщины в возрасте от 18 до 25 лет, а так же в возрасте более 50 лет. Кроме того, привлекаются респонденты промежуточной возрастной группы с целью создания более полной и ясной картины.

 

Литература:

  1. Агеев, В.С. Психологическое исследование этнических стереотипов [Электронный ресурс] / В.С. Агеев. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/stereotype6.htm

  2. Баронин, А.С. Этнопсихология: Учеб. пособие / А.С. Баронин. – К. : МАУП, 2000. – 116 с.

  3. Куницына, В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В.М. Погольша. – Спб. : Питер, 2001. – 544 с.

  4. Ламанов, И.А. Основы этнопсихологии: психология межэтнических отношений: рабочий учебник для ВУЗов: в 2 ч. / И.А. Ламанов. – М. : Современный Гуманитарный Университет, 2000. – Ч. 2. – 93 с.

  5. Платонов, Ю.П. Народы мира в зеркале геополитики (структура, динамика, поведение): Учеб. пособие / Ю.П. Платонов. – Спб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. – 432 с.

  6. Чертихин, В.Е. Социальная и этническая психология для дипломатов: Учебное пособие / В.Е. Чертихин. – М. : Дипломатическая академия МИД РФ, 2002. – 195 с.

  7. Wagner, K Stereotype und Fremdsprachenunterricht. Über den Umgang mit Vorurteilen und Stereotypen im interkulturellen Fremdsprachenunterricht / K. Wagner. – Saarbrücken : Verlag Dr. Müller Aktiengesellschaft & Co. KG, 2008. – 104 S.

  8. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2004. – 368 с. – ISBN 5-7567-0328-4

 

Научный руковолитель:

к.ф.н., доцент кафедры НФиМПНЯ Захарова Татьяна Владимировна.

 

1 Ausgehend von der Beschreibung eines Heterostereotyps als das, was ein Franzose über einen Polen denkt, könnte man ein Metabild beschreiben als das, was der Franzose glaubt, dass der Pole von ihm denkt. Die Inhalte dieser Bilder bzw. Stereotype können dabei stark voneinander abweichen.

2 Риги́дность (лат. rigidus — жёсткий, твёрдый) – В психологии – неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями [5].