Автор:
Татьяна Шушпанова (Оренбург, Россия)
Человек как существо биосоциальное неизбежно сталкивается с необходимостью повседневного общения и взаимодействия с другими представителями человеческого общества. При этом коммуникативные контакты не всегда ограничиваются кругом лиц, принадлежащих только к родственному этносу, – зачастую мы так или иначе получаем информацию и о других национальных группах. Знания о людях, накопленные как в личном опыте, так и из других источников, обобщаются и закрепляются в сознании людей в виде устойчивых представлений, которые распространились в науке под термином «стереотип».
В научный обиход термин был введен благодаря американскому журналисту и политологу У. Липпману, который впервые использовал его в 1922 году в книге «Общественное мнение» для обозначения предвзятых представлений и мнений при анализе влияния имеющегося знания о предмете на его восприятие и оценку при непосредственном контакте. «Согласно У. Липпману, стереотипы – это упорядоченные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые, во-первых, экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и, во-вторых, защищают его ценности, позиции и права. Иными словами, стереотипы ориентируют человека в море социальной информации и помогают сохранить высокую самооценку» [4, с.38].
В современном мире понятие «стереотип» чрезвычайно распространено и многоаспектно, поэтому следует прежде всего отметить, что данная статья посвящена такой разновидности изучаемого явления как этнический стереотип, под которым понимается «упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко переносимый на всех представителей этой группы» [3, с. 320].
Следует также отметить, что ученые различают автостереотипы (представления о собственном народе) и гетеростереотипы (образы других народов). К. Вагнер предлагает дополнить общепринятую классификацию понятием метастереотипа или метапортрета, который, по ее выражению, соответствует «ожидаемому гетеростереотипу»: «Исходя из описания гетеростереотипа как того, что француз думает о поляке, можно представить метапортрет как то, что с точки зрения француза думает о нем поляк. Содержания этих портретов, а точнее стереотипов, могут резко отличаться друг от друга» [7, с. 19].
Явный интерес при исследовании этнических стереотипов представляет вопрос об особенностях их формирования. В свете данной проблемы следует отметить, что согласно некоторым источникам, стереотипы формируются в достаточно юном возрасте. В.Н. Куницына, ссылаясь на эксперимент американского психолога Г. Оллпорта, конкретизирует: «Стереотип формируется у человека в возрасте от 11 до 13 лет» [3, с. 319]. В.С. Агеев, опираясь на исследования Г. Тэшфела, утверждает, что «стереотипы формируются очень рано. «Рано» не только в прямом, онтогенетическом смысле, но и в значительно более широком: стереотипы усваиваются с того момента, как только человек начинает идентифицировать себя с группой, в полной мере осознавать себя ее членом» [1]. На наш взгляд, подтверждением тому может служить и список источников, влияющих на формирование стереотипов. То есть, возникновение их обусловлено, прежде всего, тем, что человек начинает получать определенную информацию о других народностях чуть ли не с рождения, неизбежно усваивает ее и перерабатывает с тех самых пор как его мозг становится способным к анализированию этих данных. Перечислим выявленный нами в результате подробного изучения тематической литературы список источников:
1) большое влияние на формирование мнения о других национальностях оказывают средства массовой информации;
2) логично, что межличностное общение также привносит большой вклад в копилку стереотипов. Речь в этом случае идет как о контактах с представителями своего этноса, которые «навязывают» свой опыт, так и о взаимодействии с другими этносубъектами, позволяющем сформировать собственное мнение;
3) несомненно, еще одним источником, поставляющим информацию о других народностях, является художественная литература, в которой образы героев описываются достаточно ярко для создания определенного впечатления у читателя. Уместен в этом случае пример А.С. Баронина: «Широко распространенный в Италии стереотип русского представляет собой, по свидетельству итальянского публициста Энцо Рава, романтический образ доброго и самоотверженного человека, навеянный произведениями Л. Толстого и Ф. Достоевского» [2, с. 88].
Если говорить о причинах, способствующих формированию стереотипов, то к таковым относятся:
1) стремление человеческой психики к упрощению огромного объема поступающей информации;
2) нежелание анализировать каждого представителя нации в отдельности (которое можно считать прямым следствием стремления к экономии умственных усилий);
3) стремление этнических общностей сохранить между собой социальную дистанцию, о чем свидетельствует выражение В.Е. Чертихина: «Формирование этнических стереотипов обусловлено развитием этнического самосознания, осознания собственной принадлежности к конкретной этнической общности» [6, с.180]. В этой связи можно говорить и о стремлении защитить групповые ценности, утвердить специфичность своего этноса, что подтверждают тезисы Ю.П. Платонова: «Образно говоря, стереотипы – это крепость, защищающая традиции, взгляды, убеждения, ценности индивида, ему уютно за стенами этой крепости, ибо там он чувствует себя в безопасности. Поэтому любое посягательство на стереотипы есть покушение на безопасность индивида, он расценивает такие действия и как покушение на основы своего миропонимания» [5, с.284].
Резюмируя все вышесказанное, приходим к выводу о том, что этнические стереотипы (как и любые другие разновидности стереотипов) неизменно проникают в наше сознание, оккупируют всевозможные сферы общественной жизни в результате циркулирования потоков информации при коммуникации, являющейся неотъемлемой частью бытия. При этом успешному их усваиванию служит предрасположенность психики к упрощению образов, стремление к обособлению своей индивидуальности на фоне безликой толпы, конфронтирующее с нежеланием выделять из той же толпы других индивидов.
Особое внимание в свете изучаемой проблемы следует уделить вопросу о влиянии стреотипов на жизнь и взаимодействие социумов. Прежде всего, хочется привести в пример выводы В.Н. Куницыной, сделанные в результате исследования, посвященного дипломной работе, руководителем которой она являлась:
1) чем выше стереотипность восприятия, тем хуже умение ладить с людьми (отрицательные корреляции с этим свойством, а также с проницательностью и интуицией);
2) слишком низкие показатели стереотипности также ухудшают возможности успешного взаимодействия;
3) у тех людей, кто руководствуется в оценках стереотипами, хорошо развита коммуникативная компетентность, что объясняется умением пользоваться коммуникативными штампами [3, с. 324].
В этой связи справедливо утверждать, что стереотипы имеют как положительное, так и отрицательное влияние на взаимоотношения этносов. Однако, доводов в пользу отрицательности явления все-таки больше. Та же В.Н. Куницына в одном из своих тезисов утверждает: «Сокращая путь анализа, раздумья, оценивания, они нередко вносят искажения в процесс взаимопонимания между людьми» [3, с. 326].
И.А. Ламанов, говоря о стереотипах как о грубом механизме межгруппового восприятия, как о схематичных, оценочных и устойчивых образах, выделяет такие недостатки: «Этнические стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению. К сложностям при налаживании взаимопонимания между людьми могут привести не только негативные, но и вполне положительные стереотипы. Если американцы будут ожидать – в соответствии со стереотипами, выявленными в нашем исследовании, что русские дисциплинированы и трудолюбивы, то российские партнеры могут не оправдать их надежд. С другой стороны, наши соотечественники ждут от американцев общительности и сердечности и бывают разочарованы, осознавая, что общение в США часто определяется деловой ценностью человека» [4, с. 45].
Ю.П. Платонов, подводя итог своих рассуждений на тему стереотипов, делает такие выводы:
1) стереотип есть «необходимое зло», изначально присущее человеку и неизбежно искажающее реальность;
2) стереотип лишь в крайне малой степени соответствует тем фактам, которые пытается отразить;
3) стереотип близок к истине, хотя при попытках обобщения реальных фактов действительности происходит их определенное искажение;
4) стереотип – это факт психологической реальности, детерминирующий межэтнические отношения независимо от того, соответствует ли он действительности или нет [5, с. 298].
Из названных выше положений сложно сделать однозначный вывод. Автор удачно называет стереотип «необходимым злом», что свидетельствует как в пользу их негативной значимости, так и в пользу позитивной. Камнем преткновения, как можно заключить из тезисов автора, служит искажение фактов действительности, характерное для этнических стереотипов. В данной связи интересно мнение Т.Г. Стефаненко о том, что «детерминанты содержательной стороны стереотипов следует искать в факторах социального, а не психологического порядка. Именно враждебные, полные предрассудков этнические стереотипы, а не механизм стереотипизации сам по себе – явление сугубо отрицательное, способствующее стабильности межэтнических отношений, основанных на господстве и подчинении» [8, с. 284]. Таким образом, как явление психологическое, этнические стереотипы вряд ли могут нанести большой вред. А вот как явление социальное, при условии, что контакты с другим этносом были нарушены усугубляющими факторами, а также с учетом свойства ригидности, этнические стереотипы могут способствовать сохранению враждебности между народами.
Дальнейшее изучение предмета исследования представляет не только личный интерес, но и научно-практическую значимость. Поэтому в настоящий момент нами осуществляется работа по проведению онлайн-опроса, на основе которого будут сделаны выводы о влиянии возрастных и гендерных характеристик на особенности формирования этнических стереотипов. Опрос проводится в различных возрастных группах русских и немецких участников, в частности задействованы мужчины и женщины в возрасте от 18 до 25 лет, а так же в возрасте более 50 лет. Кроме того, привлекаются респонденты промежуточной возрастной группы с целью создания более полной и ясной картины.
Литература:
-
Агеев, В.С. Психологическое исследование этнических стереотипов [Электронный ресурс] / В.С. Агеев. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/stereotype6.htm
-
Баронин, А.С. Этнопсихология: Учеб. пособие / А.С. Баронин. – К. : МАУП, 2000. – 116 с.
-
Куницына, В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В.М. Погольша. – Спб. : Питер, 2001. – 544 с.
-
Ламанов, И.А. Основы этнопсихологии: психология межэтнических отношений: рабочий учебник для ВУЗов: в 2 ч. / И.А. Ламанов. – М. : Современный Гуманитарный Университет, 2000. – Ч. 2. – 93 с.
-
Платонов, Ю.П. Народы мира в зеркале геополитики (структура, динамика, поведение): Учеб. пособие / Ю.П. Платонов. – Спб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. – 432 с.
-
Чертихин, В.Е. Социальная и этническая психология для дипломатов: Учебное пособие / В.Е. Чертихин. – М. : Дипломатическая академия МИД РФ, 2002. – 195 с.
-
Wagner, K Stereotype und Fremdsprachenunterricht. Über den Umgang mit Vorurteilen und Stereotypen im interkulturellen Fremdsprachenunterricht / K. Wagner. – Saarbrücken : Verlag Dr. Müller Aktiengesellschaft & Co. KG, 2008. – 104 S.
-
Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2004. – 368 с. – ISBN 5-7567-0328-4
Научный руковолитель:
к.ф.н., доцент кафедры НФиМПНЯ Захарова Татьяна Владимировна.