Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Автор: 
Олеся Асадчая (Омск, Россия)

При создании Евразийского экономического сообщества перед тремя государствами, а именно Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, были поставлены три основные задачи: обеспечить режим свободной торговли, сформировать Таможенный союз, образовать Единое экономическое пространство.

В формировании единой таможенной территории выделяют три этапа:

  • введение единого таможенно-тарифного и нетарифного регулирования – с 1 января 2010 года;

  • введение в действие Таможенного кодекса Таможенного союза; осуществление переноса контроля на внешнюю границу Республики Беларусь; введение механизма зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин; отмена таможенного оформления товаров во взаимной торговле – с 1 июля 2010 года;

  • перенос таможенного контроля на внешнюю границу Республики Казахстан – с 1 июля 2011 года. [7; с.21]

Как интеграционное объединение Таможенный союз предусматривает регулирование товарообмена и движения денежных средств, что повышает уровень интеграции. При этом необходимо единое общее налоговое законодательство и сближение налоговых систем стран-участниц ТС. Поэтому для реализации поставленных целей и задач были определены основные направления работы по развитию Таможенного союза.

Так совершенствование принципов и методов налогового администрирования стало одним из направлений работы.

В этом направлении огромное внимание было уделено администрированию процесса взимания косвенных налогов, ведь именно они оказывают наибольшее влияние на взаимную торговлю, ценообразование товаров и состав­ляют наибольший удельный вес в объеме налоговых поступлений всех государств - членов ТС.

С целью гармонизации системы косвенных налогов были определены следующие направления работы:

- исключение двойного налогообложения при переходе на их исчисление и взима­ние по принципу «страны назначения»;

- совершенствование налогового и таможенного администрирования;

- выравнивание ставок акцизного налога на импортируемую и производимую продукцию;

- унификация методики исчисления и перечня подакцизных товаров.

В результате реализован принцип взимания косвенных налогов по стране назначения в условиях отмены таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних границах. [2; с.6].

Следующим направлением работы стало укрепление информационного обмена между налоговыми службами стран - участниц ТС. Обмен информацией между налоговыми службами стран-участниц осуществляется в форме реестров Заявлений в виде файлов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к информации поступающей в электронном виде. Налоговые органы обязаны предоставлять и обеспечивать полноту и достоверность информации о суммах косвенных налогов, уплачиваемых в бюджеты государств - членов ТС.

Здесь преследуется одна цель – это построение системы администрирования косвенных налогов, позволяющей оперативно отслеживать документооборот хозяйствующих субъектов и одновременно формировать статистическую информацию об объемах взаимной торговли этих государств. Одним из значимых направлений развития Таможенного союза, является гармонизация налоговых законодательств стран - участниц. Основным направлением здесь было выбрано косвенное налогообложение в странах ТС.

В связи с этим была проведена огромная работа с целью приведения налоговых законодательств в соответствие с международными нормативно-правовыми актами Таможенного союза. В результате в налоговой сфере была сформирована нормативно-правовая база Таможенного союза в области косвенного налогообложения, а также подписан ряд основополагающих документов. Реализация данного направления деятельности позволила осуществить взимание НДС и акцизов на единой таможенной территории Таможенного союза с 1 июля 2010 года в условиях отсутствия таможенного оформления, а с 1 июля 2011 года — отсутствия таможенного контроля.

Результаты работы по осуществлению указанных направлений показывают, что создание Таможенного союза явилось большим шагом к формирова­нию Единого экономического пространства.

С 1 января 2012 год государства - члены Таможенного союза перешли к следующей стадии интеграции национальных экономик - начало функционировать Единое экономическое пространство. Единое экономическое пространство — это пространство, состоящее из территорий сто­рон, на котором существуют однотипные меха­низмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармо­низированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласован­ная налоговая, денежно-кредитная, валютно- финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Данная стадия является переходом к следующему этапу интеграционного развития - экономическому и валютному союзу. Формированием ЕЭП достигается большая цель государств - членов Евразийского экономического сообще­ства на сотрудничество и интеграцию.

Создать Единое экономическое пространство и обеспечить равные конкурентные условия хозяйственной деятельности резидентов различных стран было бы невозможным без Таможенного союза и опыта гармонизации налогообложения.

Помимо гармонизации косвенного налогообложения в развитии ТС и ЕЭП необходимым является и осуществление гармонизации прямого налогообложения.

Совершенствование косвенного и прямого налогообложения становятся основными вопросами, представляющими взаимный интерес для сторон.

Так в части акцизов приоритетными задачами являются:

- формирование и проведение согласованной политики в отношении подакцизных товаров;

- ведение реестров производителей товаров, экспортеров-импортеров маркиро­ванных подакцизных товаров, лицензиатов;

- формирование баз данных по акцизным маркам, производителям, экспортерам-импортерам подакцизной маркируемой продукции;

- подготовка предложений по переходу на единую акцизную марку ТС и ЕЭП, а также по передаче функций по администрированию акцизов от таможенных органов налоговым органам.

Акцизная политика ТС и ЕЭП должна быть направлена на уменьшение количества акцизов и гармонизацию их ставок. При этом принцип гармонизации акцизного налога требует согласования минимальной ставки налога, структуры облагаемых товаров и порядка уплаты налога [3; с.11].

Законодательная база регулирования прямого налогообложения в ТС и ЕЭП сформирована и закреплена нормативными правовыми актами.

Налогоплательщики и элементы налогообложения в значительной степени схожи. Но при этом в каждом из государств имеются свои особенности.

В связи с этим необходимо проведение гармонизации и унификации национальных налоговых законодательств сторон, а также совершенствование налогового администрирования и налогового контроля с целью исключения двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов.

Таким образом, в сфере регулирования прямого налогообложения необходимо осуществить гармонизацию и унификацию национальных налоговых систем; ввести эффективные методы контроля за трансфертным ценообразованием; создать благоприятные условия для трудовой миграции.

В целях совершенствования межстранового контроля в ТС И ЕЭП необходимо внедрить интегрированную информационную систему взаимодействия налоговых и таможенных органов. Для достижения этой цели необходимо обеспечить информационное взаимодействие между налоговыми органами государств - членов ТС и ЕЭП при взимании косвенных налогов во взаимной торговле на единой таможенной территории; создать интегрированную инфор­мационную систему взаимодействия налоговых и таможенных органов, предусматривающую интеграцию в нее информационных систем других контролирующих органов государств - членов ТС и ЕЭП; решить вопрос по применению единых средств защиты информации при ее передаче по электронным каналам связи.

Использование электронного документооборота счетов-фактур существенно повысит качество и оперативность сбора информации, упростит и ускорит процедуры проверок деятельности налогоплательщиков, что положительно скажется на эффективности администрирования НДС.

Таким образом, процесс интеграции государств вызывает высокую потребность в гармонизации национального законодательства, в частности налогового. Перед странами ставятся все новые и новые задачи по развитию ТС и ЕЭП.

Например, в области косвенного налогообложения необходимо ввести согласованный перечень экспортируемых и импортируемых товаров, работ и услуг, необходимо унифицировать порядок их обложения в странах Таможенного союза; необходимо ввести единый перечень подакцизных товаров либо сохранить его минимальный перечень, так как по мере развития производства и потребностей бюджетов список подакцизных товаров постоянно пересматривается.

В связи с тем, что прямые налоги оказывают влияние на экономическую интеграцию; их различия влияют на уровень налоговой нагрузки и ведут к созданию различных условий привлечения инвестиций в экономику, в данной области следует исключить двойное налогообложение и уклонение от уплаты налогов: необходимо построение рациональной системы налогообложения и формирование согласованной системы налогового администрирования. Сокращение количества налогов позволит упростить процедуру их администрирования и увеличит объем налоговых поступлений.

Все эти меры требуют развития и совершенствования, так как следующим шагом будет создание Экономического и валютного союза, что представляет собой единый рынок, где проводится единая экономическая и валютная поли­тика на основе единой валюты.

На пути к созданию Экономического и валютного союза необходимо обеспечить соответствие законодательства сторон договорно-правовой базе ТС и ЕЭП, для чего необходимо на постоянной основе осуществлять мониторинг нормативно-правовых актов, а также обеспечить эффективность налогового администрирования посредством формирования соответствующих согласованных принципов и процедур, включая совершенствование информационного обмена между налоговыми и другими контролирующими органами государств - членов ТС и ЕЭП.

Следовательно, основой налоговой политики в ЕЭП может стать создание «единого налогового пространства», включающего гармонизацию налогового законодательства, налогового администрирования и информационный обмен.

Таким образом, государства - члены ТС и ЕЭП в области налоговой политики должны держать курс на содействие повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и устранение налоговых барьеров, влияющих на развитие экономических связей между государствами-членами Таможенного союза и Единого экономического пространства.

 

Литература:

  1. Протокол от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе" (с изм., внесенными Соглашениями между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010);

  2. Протокол от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе";

  3. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (в ред. Протокола от 11.12.2009);

  4. Адясов, И . Таможенный союз: первые итоги [Текст] / Адясов И. // ИА «REGNUM@». - 18 ноября 2010 г.;

  5. Аристов, С. Таможенный союз – это переходный этап к единому экономическому пространству [Текст] / Аристов С. // РБК. – 30 ноября 2010 г.;

  6. Медведев, Д. Формирование ЕЭП – не возрождение СССР, а взаимовыгодная интеграция / Медведев Д. // Интерфакс.by – 23 января 2013 г.

  7. Товкайло, М. Сделано в союзе [Текст] / Товкайло М. // Ведомости. -2011. - № 67.

 

Научный руководитель:

к.э.н., доцент, профессор Завгородняя Татьяна Васильевна.