Автор:
Лидия Беккер, Жулдыз Монапова (Омск, Россия)
В связи с очередными нововведениями, призванными еще на шаг приблизить нас к МСФО, возникает необходимость создания оценочных резервов и оценочных обязательств. Не смотря на то, что создание резервов и признание оценочных обязательств сильно усложняет жизнь бухгалтерии, делать это необходимо. Ведь в соответствии с требованиями действующего законодательства, организация должна предоставлять информацию, точно отражающую ее финансовое положение.
Оценочные резервы, известные нам уже не первый год, по своей сути, представляют собой резервный фонд, создаваемый организацией для покрытия своих рисков (убытков).
В соответствии с п.3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений», резервы по сомнительным долгам, резервы под снижение стоимости материально-производственных запасов (МПЗ), другие оценочные резервы – являются оценочными значениями.[8]
Изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности (п. 2 ПБУ 21/2008).
Создание резерва по сомнительным долгам регламентируется ПБУ «По ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» (Приказ Министерства Финансов от 29.07.1998г. №34н).
В соответствии с п. 77 ПБУ по ведению бухучета, дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации.
Суммы дебиторской задолженности в бухгалтерском балансе организации отражаются за вычетом сумм резерва по сомнительным долгам.
Утвердив в учетной политике организации для целей налогового учета порядок создания резерва по сомнительным долгам, мы можем создавать резерв и в налоговом учете (п. 3 ст. 266 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 266 Налогового кодекса РФ, сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
При этом для резерва по сомнительным долгам в налоговом учете действуют некоторые ограничения. Так, например, в соответствии с п. 4 ст. 266 Налогового кодекса РФ, сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса.
Таким образом, в учете предприятия снова могут возникнуть временные, а в некоторых случаях и постоянные разницы в соответствии с ПБУ 18/02.
В соответствии с п. 38 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», организация должна проверять все свои финансовые вложения, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, на предмет их обесценения.
Если на отчетную дату и на предыдущую отчетную дату учетная стоимость финансовых вложений существенно выше их расчетной стоимости и при этом отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости финансовых вложений, то на лицо устойчивое снижение стоимости финансовых вложений (п. 37 ПБУ 19/02).
В тех случаях, когда проверка на обесценение подтверждает устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, организация обязана образовывать резерв под обесценение финансовых вложений. Резерв создается на сумму разницы между учетной и расчетной стоимостью обесценивающихся финансовых вложений.[10]
Суммы резерва под обесценение финансовых вложений не учитываются для целей налогового учета. На сумму расходов по данному резерву возникает постоянная разница и постоянное налоговое обязательство в соответствии с ПБУ 18/02.
В бухгалтерской отчетности суммовые показатели финансовых вложений отражаются за вычетом резерва под их обесценение.
В соответствии с п. 27 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», в случаях, если МПЗ: морально устаревают; полностью или частично теряют свои первоначальные качества; учтены дороже текущей рыночной стоимости (стоимости продажи); в бухгалтерском учете создается резерв под снижение стоимости таких МПЗ.
Резерв под снижение стоимости МПЗ образуется на сумму разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью, если последняя выше текущей рыночной стоимости.
В бухгалтерской отчетности суммы резерва под снижение стоимости МПЗ уменьшают стоимость соответствующих активов на всю сумму резерва.
Порядок формирования резервов под снижение стоимости МПЗ, метод определения величины резерва, нужно отразить в учетной политике для целей бухгалтерского учета (например – отсутствует движение активов в течение года, резерв создается в размере 50%, свыше года – 100%).
Этот резерв не учитывается для целей налогового учета, что влечет за собой возникновение постоянной разницы и ПНО в соответствии с ПБУ 18/02.
Оценочное обязательство - это обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения.
Оценочные обязательства могут возникать в хозяйственной жизни организации вследствие различных факторов - норм законодательных и иных нормативных правовых актов, судебных решений, договоров; в результате действий организации, которые вследствие установившейся прошлой практики или заявлений организации указывают другим лицам, что организация принимает на себя определенные обязанности, и, как следствие, у таких лиц возникают обоснованные ожидания, что организация выполнит такие обязанности.
Например, оценочные обязательства могут возникнуть в связи с тем, что в отчетном периоде в организации произошла авария, вследствие которой произошло загрязнение окружающей среды и по состоянию на отчетную дату организация ведет переговоры с органами власти относительно компенсации нанесенного ущерба; в случае вовлечения в судебное разбирательство в связи с иском покупателей к качеству ее продукции и т. п.[11]
ПБУ 8/2010 установлено, что оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:
Условие первое – неизбежность. У организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной деятельности, исполнения которой невозможно избежать (п. 5 ПБУ 8/2010).
Условие второе – расход вероятен. Уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно (п. 5 ПБУ 8/2010).
Условие третье – сумма возможного расхода может быть обоснованно оценена. Величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена (п. 5 ПБУ 8/2010).[9,7]
В соответствии с п.20 ПБУ 8/2010. В случае если предполагаемый срок исполнения оценочного обязательства превышает 12 месяцев после отчетной даты или меньший срок, установленный организацией в учетной политике, такое оценочное обязательство оценивается по стоимости, определяемой путем дисконтирования его величины, рассчитанной в соответствии с пунктами 16 - 19 настоящего Положения (далее - приведенная стоимость).
Учитывая положения ПБУ 8/2010, как вариант расчета оценочных обязательств по отпускным, организация может опираться на затраты, понесенные ей в предыдущих периодах, с учетом подразделений, количества сотрудников и прочих существенных показателей.
Для сближения налогового и бухгалтерского учета, можно установить в учетной политике для целей налогообложения создание предстоящих расходов на оплату отпусков в соответствии со ст. 324.1 Налогового Кодекса РФ.
При этом, к сожалению, полностью сблизить бухгалтерский и налоговый учет не удастся даже вновь созданным предприятиям.
В соответствии с п.3 ст. 324.1 Налогового Кодекса РФ, суммы недоиспользованного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.
В свете нормативных изменений в бухгалтерском учете, касающихся оценочных обязательств, теперь невозможно начислять резервы предстоящих расходов по тем же правилам, что и в налоговом учете. В налоговом учете остались классические резервы предстоящих расходов, которые формируются для того, чтобы можно было признать в текущем периоде расходы, которые еще будут фактически произведены.
Авторы многочисленных публикаций уверяют, что количество различий между бухгалтерским учетом и порядком исчисления облагаемой базы по налогу на прибыль столь велико, что гораздо целесообразнее организовать параллельный налоговый учет, чем пытаться организовать получение всей необходимой информации в бухгалтерском учете. На примере сравнительного анализа отражения оценочных резервов и оценочных обязательств для целей бухгалтерского и налогового учета можно сделать выводы, что в данных уверениях есть значительная доля правды. По мнению бывшего министра по налогам и сборам РФ А. Починка «нужно окончательно развести бухгалтерский учёт и налоговую отчётность. Пусть предприятия делают налоговую отчётность исходя из налоговых законов, и исключительно для целей налогообложения, а бухгалтерский учёт ведут исключительно в своих интересах. Тогда не возникнет дуализма учёта и появится возможность глубокого всестороннего анализа деятельности собственно предприятия» [1,2,4].
Разделение бухгалтерского и налогового учетов представляет собой объективный процесс, обусловленный несовпадением целей налогообложения и финансовой отчетности. В то же времяне существует никаких объективных предпосылок для разделения бухгалтерского учета, решающего задачи административного характера, и налогового учета, поэтому эти учеты должны быть полностью совмещены.
Целевая несовместимость налогового учета с бухгалтерским наблюдается только в той степени, в которой бухгалтерский учет является средством формирования финансовой отчетности, поэтому объективная проблема совмещения существует только между налоговым и так называемым «финансовым учетом». Задача сближения двух учетов может и должна решаться путем реформирования того и другого: в бухгалтерском учете должны быть выделены задачи административного характера, не направленные на формирование финансовой отчетности, и полностью приведены в соответствие с требованиями налогового законодательства; в налоговом учете там, где это не идет в ущерб интересам налоговой системы, для налогоплательщика должны быть нормативно доступны (но не обязательны) те методы учета, которые он применяет при формировании финансовой отчетности.[3,5,6]
Литература:
-
Журнал «Бухгалтер и закон», № 7, 2008
-
Журнал «Бухгалтер и закон», № 8, 2008
-
Журнал «Бухгалтер и закон», № 9, 2008
-
Журнал «Бухгалтер и закон», № 10, 2008
-
Журнал «Бухгалтер и закон», № 11, 2008
-
Журнал «Бухгалтер и закон», № 12, 2008)
-
Журнал «Аудитор» №8 опубликовано 20 сентября 2010
-
ПБУ 21/2008 « Изменение оценочных значений»
-
ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»,
-
http://www.klerk.ru/buh/articles/251771
Научный руководитель:
Захарова Жанна Жамшитовна, ст. преподаватель