Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Автор: 
Екатерина Калинская, Светлана Лопатина (Краснодар, Россия)

Изменения, происходящие во внутренней и внешней политике страны, начавшийся экономический рост влечет за собой существенное увеличение спроса на энергетические ресурсы. Однако, наличие накопившихся экономических проблем, делает теплоэнергетический сектор экономики инвестиционно не привлекательным. Тепловая энергия широко используется в различных отраслях производственного сектора, а также жилищно-коммунального хозяйства. Невозможно переоценить роль теплоэнергетики, как важнейшего сектора российской экономики, затрагивающей интересы различных групп, в том числе производителей, поставщиков и потребителей услуг теплоснабжения с одной стороны, а также государства с другой стороны. Надежное и эффективное функционирование данной отрасли является основой поступательного развития экономики страны, повышения национальной безопасности и неотъемлемым фактором обеспечения цивилизованных условий жизнедеятельности, что соответствует положениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (далее - Концепция).

Поэтому, проводимая государственная политика в области развития теплоэнергетического комплекса включает мероприятия, направленные на реформирование всех областей деятельности отрасли и реализуется по следующим ключевым направлениям:

- тарифная политика, направленная на развитие рыночной инфраструктуры теплоэнергетики и ее инвестиционной привлекательности;

- энергетическая политика, направленная на снижение энергоемкости предприятий, повышение уровня их энергоэффективности;

- административная политика, направленная на разграничение полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также создания необходимой нормативно-правовой базы, регулирующей основы экономических отношений, связанных с производством, передачей и сбытом тепловой энергии.

В целях обеспечения достижения долгосрочных качественных ориентиров перехода экономики страны на инновационный путь развития в соответствии с принятой Концепцией, определена стратегия развития энергетического сектора, в том числе теплоэнергетики, как отдельного его направления. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года № 1715-р.

Рассмотрим основные проблемы и пути их решения при реализации каждого направления государственной политики реформирования энергетического комплекса.

Тарифная политика.

В соответствии с принятой Энергетической стратегией определены следующие цели теплоснабжения:

- достижение высокого уровня комфорта в жилых, общественных и производственных помещениях, включая количественный и качественный рост комплекса услуг по теплоснабжению, высокий соответствующий ведущим европейским странам уровень обеспеченности населения и отраслей экономики страны этим комплексом услуг при доступной их стоимости;

- кардинальное повышение технического уровня систем теплоснабжения на основе инновационных, высокоэффективных технологий и оборудования;

- сокращение непроизводительных потерь тепла и расходов топлива;

- обеспечение управляемости, надежности, безопасности и экономичности теплоснабжения;

- снижение негативного воздействия на окружающую среду. [1,с.59]

Однако достижение вышеуказанных целей сдерживается вследствие наличия накопившихся проблем, связанных, как с неудовлетворительным уровнем финансового и технологического состояния теплоэнергетических предприятий, так и отсутствием нормативно-правовой базы в полной мере обеспечивающей возможность эффективной реализации государственной тарифной политики.

В основе реализации государственной политики в области регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, лежат принципы обеспечения доступности тепловой энергии (мощности) для потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), стимулирования повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения, обеспечения стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов, создания условий для привлечения инвестиций, организации обязательного раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

До настоящего времени основным методом установления тарифов на тепловую энергию являлся метод экономически обоснованных расходов, то есть «затраты плюс», учитывающий объемы ожидаемых затрат на содержание системы и минимального уровня прибыли, при этом наличие ежегодных ограничений по максимальному росту тарифов на тепловую энергию и изменения размера платы граждан, вводимых на федеральном и краевом уровнях и существенный рост цен на энергоносители, не позволяли учесть в тарифах все экономически обоснованные расходы, а также затраты на проведение мероприятий по энергосбережению, что и сдерживало развитие всей отрасли.

Поэтому осознание острой необходимости изменения порядка регулирования отразилось в положениях нормативно-правовых актов, принятых за последнее время, в том числе Федеральном законе от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлении Правительства РФ от 22 октября 2012 г. N 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» и др. Указанными документами устанавливаются правовые основы экономических отношений возникающих в связи с производством, передачей и потреблением тепловой энергии, а также принципиально новый подход к определению тарифов на тепловую энергию на основе долгосрочных параметров регулирования, утверждаемых на срок от трёх до пяти лет. Основной целью системы долгосрочного тарифообразования является привлечение долгосрочных частных инвестиций в целях модернизации основных производственных фондов. Однако, отсутствие методических указаний по расчету тарифов и правил утверждения инвестиционных программ сдерживает реализацию намеченных целей.

Энергетическая политика

Главными стратегическими ориентирами долгосрочной государственной энергетической политики являются: энергетическая безопасность, энергетическая эффективность экономики, бюджетная эффективность энергетики, экологическая безопасность энергетики. Основным инструментарием для достижения поставленных целей энергетической политики является Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», положениями которого закреплены правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Реализация энергетической политики предусматривает последовательное осуществление комплекса мероприятий, включая синхронизацию планов и программ развития энергетического сектора, как регионов, так и в целом страны, инновационное обновление производственных мощностей, включая непосредственную замену основного технологического оборудования, за счет отечественных технологий, материалов и оборудования, полученных в результате активного взаимодействия топливно-энергетического комплекса и промышленности. Кроме того, государственная политика в области повышения энергоэффективноности направлена не только на улучшение фактических производственных показателей, но и на формирование принципиально нового сознания участников энергетического рынка. Сформировать способность производителей услуг надежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний спрос на энергоносители соответствующего качества и приемлемой стоимости, при этом потребительский сектор экономики должен эффективно использовать энергоресурсы, предотвращая нерациональные затраты общества на собственное энергообеспечение.

Однако, основными причинами препятствующими успешному выполнению поставленных задач является отсутствие полной нормативно-правовой базы. Необходимо провести введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость и стимулирующих реализацию важнейших приоритетов и ориентиров развития энергетики, включая повышение энергоэффективности экономики. Кроме того, оперативное принятие правительственных решений, регламентирующих права и обязанности инвесторов, позволят ускорить процесс финансирования намеченных мероприятий. Особое внимание следует уделить подготовке высококвалифицированных кадров, как производственно-технического направления, так и управленческого, отвечающих требованиям нового времени.

Административная политика

Основной целью административной государственной политики является определение границ и зон ответственности между всеми ветвями власти. При этом, принятые законодательные акты определяют не только полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, но и повышает ответственность органов местного самоуправления, как лиц, непосредственно отвечающих за экономические и социальные процессы, происходящие на вверенных им территориях. При этом, роль государственного участия в развитии энергетического сектора будет заключаться преимущественно в поддержке инновационных направлений развития энергетического сектора, а также в регулировании и обеспечении устойчивой институциональной среды для эффективного функционирования энергетического сектора. [1,с.12]

Принципиально новый подход к государственному регулированию, осуществляемый путем установления тарифов на тепловую энергию, исходя из формирования финансовых средств, необходимых для реализации производственных и инвестиционных программ исключает возможность учета экономически необоснованных расходов в финансовых потребностях регулируемых организаций, что позволяет соблюсти главный принцип государственного регулирования, то есть соблюдения баланса интересов теплоснабжающих предприятий и потребителей, при условии надежности теплоснабжения и эффективности работы предприятия.

 

Список используемых источников:

1.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // «Собрание законодательства РФ», 30.11.2009, N 48, ст. 5836

2.Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О теплоснабжении» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // «Российская газета», N 3, 11.01.2013.

 

Научный руководитель:

Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Прикладной экономики и управления персоналом» Кубанского государственного университета Калинская Екатерина Сергеевна.