Автор:
Вероника Руденко, Светлана Метлушко (Гомель, Беларусь)
Активная внешнеэкономическая деятельность приобретает в Республике Беларусь приоритетное значение и во многом определяет общий характер развития хозяйственного комплекса. Беларусь участвует в процессах интернационализации мирового хозяйства, реализуя через сферу внешней торговли значительную часть производимой продукции. В связи с этим рост конкурентоспособности на внешнем рынке является ключевой задачей белорусских производителей.
Успешность функционирования любой организации зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой потребителям. Низкий уровень технологического развития остается одним из препятствий в повышении конкурентоспособности продукции белорусских промышленных предприятий. Постановлением Совета Министров от 26 мая 2011г. № 669 была утверждена «Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 г.г.». Целью данной программы является системная модернизация экономики и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках. Проблема обеспечения конкурентоспособности выдвигается на первый план всей экономической политики государства, а одним из важнейших ее факторов является инновационная активность организации.
Инновациями, определяющими конкурентоспособность, являются те, которые связаны:
-
с повышением качества продукции;
-
с обеспечением соответствия продукции современным стандартам;
-
со снижением себестоимости продукции;
-
с расширением ассортимента;
-
с улучшением дизайна;
-
с обеспечения доступности и известности торговой марки.
Увязывать инновационную активность организации и конкурентоспособность продукции можно с помощью инновационной конкурентоспособности организации. Под ней понимается способность организации приобретать конкурентные преимущества за счет осуществления инновационной деятельности [1, с. 58].
Необходимо осуществить оценку инновационной конкурентоспособности, которая позволит разработать рекомендации по направлениям структурных изменений с целью повышения эффективности и активизации инновационной деятельности.
Обзор существующих методик позволил выделить следующую систему показателей для оценки инновационной конкурентоспособности:
-
доля стоимости инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции;
-
доля персонала, занятого разработкой новой продукции;
-
коэффициент годности основных средств;
-
уровень затрат на технологические инновации в общем объеме затрат предприятия.
Рост данных показателей свидетельствует об увеличении инновационной активности организации.
Дальнейшим этапом оценки инновационной конкурентоспособности организации является разработка универсального интегрального показателя, который может рассчитываться как отношение суммы произведений частных показателей инновационной конкурентоспособности данной организации и их весовых коэффициентов к сумме произведений частных показателей инновационной конкурентоспособности организации-конкурента и их весовых коэффициентов. Если данный показатель меньше 1, то анализируемая организация уступает организации-конкуренту по уровню инновационной конкурентоспособности, и наоборот.
Таким образом, интегральный показатель инновационной конкурентоспособности позволит обобщить результаты инновационной деятельности организации. Он характеризует относительный уровень инновационного развития исследуемого хозяйствующего субъекта, с позиции его конкурентоспособности.
Применение и использование интегрального показателя инновационной конкурентоспособности позволит:
- во-первых, оценить положение организации в сфере развития инновационной деятельности в целом, в том числе, по отдельным направлениям;
- во-вторых, на основе факторного анализа выявить сильные и слабые стороны в инновационном развитии и в развитии отдельных сфер, напрямую влияющих на активизацию инновационной деятельности;
- в-третьих, разработать рекомендации по направлениям структурных изменений в условиях экономической модернизации и инновационного развития.
Оценка инновационной конкурентоспособности, с одной стороны, характеризует достигнутый уровень инновационного развития и положения организации на рынке, а с другой - позволяет выявить направления, наиболее резервоемкие с позиции повышения конкурентоспособности производимой продукции.
Таким образом, инновации играют значительную роль в деятельности организации. Своевременное выявление факторов, оказывающих негативное влияние на уровень инновационной конкурентоспособности, позволит проводить грамотную политику по их устранению. Это даст возможность не только повышать конкурентоспособность продукции организации, но и занимать лидирующие позиции на рынке.
Литература:
1. Мингалева Ж.А. Формирование инновационной конкурентоспособности хозяйствующих субъектов // Мингалева Ж.А., Гайфутдинова О.С. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2007. – 317 с.