Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

МОЛОДЕЖНЫЙ РЫНОК ТРУДА

Автор: 
М. Ю.Слюсаренко (Харьков, Украина)

Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе и во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор и получение профессии, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения подразделяется на ряд групп, определяющих положение на рынке труда.

Продолжающийся экономический кризис вызывает множество проблем и противоречий на рынке труда Украины. Особенно это касается сектора молодежного рынка труда, который охватывает население в возрасте с 15 до 35лет [1]. Среди молодежи в возрасте 15-24 года каждый шестой — безработный. Трудности в трудоустройстве молодежи связаны с тем, что она имеет наименьшую конкурентоспособность на рынке труда в связи с недостаточной профориентацией, низким уровнем профессиональной подготовки и отсутствием опыта практической работы.

Несмотря на кризис, в экономике все больше ощущается рост потребности в повышении общеобразовательного уровня работников, увеличивается спрос на профессиональное образование. Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменяется, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и, прежде всего молодых людей, которые не продолжают дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации. Поэтому необходима рациональная организация профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием отечественной экономики, так и с тенденциями на мировом рынке труда. В последнее время все большее число молодых людей считают получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения.

Несмотря на такие не состыковки, многие предприятия испытывают недостаток квалифицированной рабочей силы. В составе работающих, каждый четвертый человек, является низко квалифицированным работником. Именно по этой причине, многие молодые люди с новыми силами и огромным потенциалом, уезжают за границу - в поиске “лучшей жизни”, следовательно, они едут работать на экономику других стран. По данным Института демографии и социального исследования НАН Украины около 3 млн. работоспособных граждан Украины за последние три года покинули родину, из них каждый восьмой в возрасте от 25 до28 лет. Следует отметить, что государственная политика в последние годы обратила внимание на профилактику безработицы среди молодежи. Но очень важно, что бы все мероприятия были долговременными, а иначе эффект от социальных программ не будет достигнут.

Анализ молодежного рынка труда будем делать по определенным возрастным группам.

Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги любым путем. Чаще всего это самозанятость, вроде мойки машин и торговли газетами или работа в «теневом» секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. Поэтому если не решать проблему государственного контроля за детской занятостью, возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.

Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.

В 25-29 лет молодые люди уже в основном имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.

Так как новый закон Украины «О занятости населения» вступает в силу с 2013 года, то возрастная группа 30 – 35 лет не анализируем. С точки зрения занятости она самая благополучная.

Снижение общего уровня жизни населения привело к сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время.
Возрастает также количество предложений за счет выпускников учебных заведений. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений, приводит, к возникновению серьезных проблем. Особенную тревогу вызывает утрата молодежью ценности профессионализма. Проявляется четкая тенденция к люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе отразится на социальной структуре общества.

Важнейшими показателями ситуации на рынке труда являются динамика уровня безработицы, емкость и конъюнктура рынка труда, соотношение спроса и предложения и его структура.

Статистический анализ структурных изменений на молодежном ринке труда позволил определить такие тенденции и закономерности за период 2000-2011гг.:

1) сокращение численности экономически активного населения в возрасте 15-24 года (на 11,6% по сравнению с соответствующим показателем 2000 года);

2) незначительный рост уровня экономической активности для лиц 15-24 года (на 0,4 п. п.) и сокращение соответствующего показателя для лиц в возрасте 25-29 лет (на 4,8 в. п.);

3) рост уровня экономической активности сельской молодежи в возрасте 15-24 года и сокращение соответствующего показателя для городской молодежи для двух возрастных групп;

4) превышение экономической активности мужчин по с равнению с женщинами (гендерный разрыв в 2011году - 10,4 п. п. для группы 15-24 года и 17,7 п. н. для 25-29-летних);

5) превышение численности занятых в возрасте 15-24 года (на 4,0%) и сокращение показателя соответственно для 25-29 -летних(на 3,2%);

6) рост показателей уровня занятости до 2008 года на 7,3% и поступательное его снижение в последующие годы;

7) увеличение гендерного разрыва в уровнях занятости (превышение мужчин на 8,1 та 13,4 п. п. для труп 15-24 и 25-29 лет соответственно);

8) рост показателей формальной занятости для возрастных групп молодежи в городах и для сельской молодежи в возрасте 15-24 лет;

9) приоритетными сферами приложения труда для молодежи как и в прежние годы, является финансовая деятельность (56,4% учетного количества штатных работников); наименее привлекательными для молодежи остается сельское хозяйство, охота, рыболовство, научная деятельность и образование;

10) увеличивается молодежная занятость в неформальном секторе экономики в основном за счет молодежи в возрасте 15-24 года;

11) превышение темпов найма в неформальном секторе почти в пять раз относительно показателей формального;

12) увеличение части экономически активной молодежи из-за выполнения домашних обязанностей, состояния здоровья и пенсий по инвалидности;

13) рост потерявших надежду, в частности лиц 24-25 лет, у четыре раза по сравнению с 2000 годом.

Наша статистика не отражает в полной мере ситуацию на рынке груда, и особенно в его молодежном сегменте. Молодежь реже регистрируется на бирже труда, чем люди в других возрастах. Статистика позволяет оценивать тенденции развития только официальной части открытого рынка труда и преимущественно в государственном секторе. Служба занятости охватывает лишь часть спроса на труд и предложений рабочей силы. В результате не учитывается все многообразие новых явлений в сфере занятости, связанных с особенностями российских рыночных отношений, и в частности скрытая безработица. Если принять во внимание спад производства, то ее можно считать равной 40%, около четверти которой составляет работающая молодёжь.

Для молодых людей скрытая безработица представляет не меньшую опасность, чем зарегистрированная, так как именно они рискуют в первую очередь оказаться за воротами предприятий. Кроме того, вынужденное безделье действует разлагающе на несформировавшееся сознание. Понятно, что в подобной ситуации большинство молодых людей стремится к стабилизации своего трудового статуса, пытается различными способами избежать возможности потери заработка.

Как показывают исследования, более 50% молодёжи занятой на предприятиях государственного сектора, работает по совместительству, около 25% - подрабатывает в различных альтернативных формах занятости. Молодые люди активно занимаются предпринимательством: около 70-80% регистрируемых предприятий альтернативного сектора экономики организуется людьми 25-30- летнего возраста. Собственное дело имеют 2.5-3.5% общей численности молодёжи [2].

При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Таким образом, безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным. Вместе с тем, положение молодежи на рынке труда определяется и деятельностью образовательных учреждений города, которые через процесс подготовки и воспитания задают профессионально-квалификационный уровень подготовки своих выпускников, формируют ценностные ориентации на труд, модель поведения на рынке труда и в сфере трудовых отношений.

Таким образом, молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию граждан, поэтому вопросы контроля и помощи являются вопросами государственной политики. Намечая перспективы организации занятости подростков и молодежи необходимо совершенствовать работу на рынке труда.

Во-первых, необходимо уделять внимание поддержке новых форм:

- создавать малые предприятия, способные более полно занять молодежь и женщин на рынке труда;

- создавать более эффективные и устойчивые механизмы организации временной занятости подростков.

Во-вторых, проводить эффективную государственную молодежную политику государству пока слабо удается мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах. В решении вопросов молодежной политики необходимо добиться также более четкого разграничения полномочий и ответственности центральных органов и органов местного самоуправления. Программы должны предусматривать более тесную увязку основных элементов государственной молодежной политики с основными механизмами реформирования украинской экономики и социальной сферы в целом.

В-третьих, необходимо вновь проработать практику бюджетных выплат на цели государственной молодежной политики. Компенсаторные действия должны быть строго ограничены четко выделенными категориями нуждающихся в помощи молодых людей с точно очерченным кругом задач. Основные же усилия должны быть направлены на конкретное воплощение инвестиций в молодежь

Литература:

1. Закон України «Про зайнятість населення» від 05.07.2012 р. № 5067 - УI [Електронний ресурс]. - Режим досту­пу:

2. http://zakonl.rada.gov.ua/cgibin/laws/main.cgi7nreg-803-12 - (База даних «Законодавство України»),

3. Офіційний сайт Державної служби статистики України [Електронний ресурс]. - Режим доступу:

4. Ринок праці України у 2011 році: Аналіт-стат. зб./Держ. центр зайнятості України.-К., 2012.

5. М.Корчун Шляхи підвищення економічної активності та зайнятості молоді на ринку праці України //Україна: аспекти праці.–2008.-№3.– С.35-39.

 

Научный руководитель: к.э.н., доц. Титарь О.А.