Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Автор: 
Наталья Шипицына (Омск, Россия)

В экономическом комплексе страны действует значительное количество бюджетных учреждений. Это учреждения, организации, содержание которых обеспечивается за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов.

Подавляющая часть бюджетных организаций выполняет различные социальные функции. Поэтому от величины средств, предоставляемых из бюджетной системы этим организациям, от эффективности их использования зависит выполнение социальных задач, стоящих перед обществом.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ) бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера и финансируемая из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Из данного определения следует, что статус бюджетной организации имеет только организация, обладающая одновременно следующими признаками [3, c.15]:

  • В качестве учредителей организации должны выступить органы государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления. Акционерные общества, кооперативы и другие аналогичные хозяйствующие субъекты не могут создать бюджетную организацию.

  • В качестве цели создания бюджетной организация в учредительных документах могут быть определены исключительно функции некоммерческого характера. В то же время указанное ограничение нельзя понимать так, что бюджетной организации запрещено оказывать платные услуги и самостоятельно получать доходы.

  • Бюджетная организация должна финансироваться из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, муниципального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда.

  • Основой финансового планирования бюджетной организации является смета доходов и расходов. До начала финансового года бюджетная организация обязательно составляет этот документ, по истечении отчетного периода обязательно составляется баланс исполнения сметы.

Хотя деятельность бюджетных организаций носит объективный характер и развивается по определенным законам, она нуждается в управлении со стороны государства. Чтобы быть эффективным, такое управление, во-первых, должно основываться на познании и использовании механизмов действия законов экономического развития, проявляемых на уровне отдельных субъектов хозяйствования, и, во-вторых, реализовываться посредством определенного набора функций, к числу которых относится и функция анализа.

Анализ является неотъемлемой частью процесса принятия решений в системе управления бюджетной организацией. Его место и взаимосвязь с другими управляющими функциями — планированием, учетом и регулированием.

Функция планирования задает определенную программу действий бюджетной организации, а также уровень технических, экономических и финансовых параметров, которые необходимо достичь в результате хозяйственной деятельности.

Актуальность темы определяется тем, что для ознакомления с любой организацией необходимо изучение возможно большего числа сторон её деятельности, формирование на этой основе объективного мнения о положительных и отрицательных моментах в работе. При этом необходимо использовать ряд ключевых показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности анализируемой организации, которые непосредственно влияют на финансовые результаты работы и её финансовое состояние. Важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы.

При сложившейся экономической ситуации, когда бюджетного финансирования становится недостаточно для покрытия текущих расходов, перспектива развития любого учреждения в экономическом и финансовом плане наряду с объективными макро – и микроэкономическими факторами во многом обусловлена субъективным фактором, а именно финансовой политикой, проводимой руководством организации. В этой связи существенное значение имеет комплексный анализ деятельности организаций, финансируемых из бюджета.

Следует отметить, что существенным отличием бюджетной организации от всех других организаций является ведение своей уставной деятельности за счет целевых средств юридических и физических лиц, либо за счет членских взносов участников, что обусловливает непредсказуемость и нерегулярность таких поступлений. В то же время бюджетная организация для достижения своих уставных целей может выполнять различные программы или проекты.

Выполнение анализа финансовых результатов хозяйственной деятельности бюджетного учреждения возможно при условии применения научного метода познания и соответствующих ему методов исследования.

Выделяют следующие методы анализа финансовых результатов.

1. Метод финансового анализа – это способ комплексного изучения хозяйственной деятельности бюджетного учреждения, обеспечивающий выявление, измерение и обобщение влияния отдельных факторов на динамику хозяйственного их развития путем специальной аналитической обработки плановых и отчетных показателей. В этом определении кратко отражены общие принципы и особенности изучения экономики бюджетного учреждения. Более углубленная характеристика метода связана с рассмотрением его по двум основным направлениям.

Во-первых, метод изучения хозяйственной деятельности бюджетного учреждения характеризуется определенным порядком, последовательностью ее рассмотрения. Обусловлено это тем, что процесс познания экономических явлений сложный и протекает прежде всего во времени.

Во - вторых, метод анализа хозяйственной деятельности бюджетного учреждения характеризуется различными подходами к рассмотрению объектов анализа. В анализе применяются традиционные методы экономической статистики, средних, абсолютных и относительных величин, наблюдение, группировки, графический, эксперимент, индексный, моделирование, формализация, абстрагирование, элементарные методы обработки рядов динамики.

В целях контроля за использованием всех видов ресурсов необходимо проводить сопоставление фактических показателей с нормативными, с нормами расходов. В процессе сравнения выявляются изменения тех или иных показателей.

2. Индексный метод основывается на относительных показателях. Он исчисляется сопоставлением соизмеряемой (отчетной) величины с базисной. Используя индексный метод, можно выявить влияние на изучаемый совокупный показатель различных факторов. Используя агрегатную формулу индекса и соблюдая установленную вычислительную процедуру, можно определить влияние факторов на изменение результативного показателя.

3. Метод абсолютных отклонений является разновидностью приема цепных подстановок (производной от этого метода). Он основан на исчислении абсолютных отклонений между фактическими и базисными частными показателями и умножении их по каждому показателю на абсолютное значение другого частного показателя.

4. Метод начисления определяет финансовый результат бюджетных учреждений, путем сопоставления сумм начисленных расходов учреждения с суммами начисленными доходами и определяется по формуле:

ФР = НД − НР, (1)

где ФР - финансовый результат,

НД - начисленные доходы,

НР – начисленные расходы.

При положительном финансовом результате будет (+), при отрицательном (−) [2, с.320].

Для оценки деятельности бюджетного учреждения и в целях проведения анализа исполнения сметы расходов проводится:

- анализ исполнения сметы доходов и расходов;

- анализ между кассовыми и фактическими расходами;

- финансирования и др.

Одним и важнейших этапов анализа исполнения расходов является изучение соотношения между кассовыми и фактическими расходами. На данном этапе изучается равенство между расходами, а именно превышение кассовых расходов над фактическими или фактических расходов над кассовыми.

В ходе выполнения анализа кассового исполнения сметы расходов организации особое внимание уделяется недорасходу или перерасходу выделенных из бюджета средств. Выявление факторов недоиспользования открытых кредитов или их перерасхода в разрезе отдельных статей расходов имеет важное значение и способствует организации использования бюджетных средств по назначению.

Анализ фактических расходов позволяет судить об эффективности использования бюджетных средств, установить степень соответствия расходов объему выполненной работы или установленным нормам.

В процессе анализа основных средств изучают состав, структуру, состояние, уровень обеспеченности и эффективность их использования учреждением.

Важность анализа основных средств обусловлена необходимостью соблюдения режима жесткой экономии бюджетных ресурсов, спецификой деятельности бюджетного учреждения, которая заключается в высокой социальной значимости конечных результатов их работы. Значение анализа основных средств заключается в том, что с его помощью можно определить пути повышения эффективности использования объектов основных средств [1, с.150].

Таким образом, многообразие методов анализа деятельности бюджетных организаций позволяет получить всестороннюю характеристику финансово-хозяйственной деятельности организации.

Изучив теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности бюджетного учреждения следует сделать вывод о том, что анализ финансовых результатов деятельности является неотъемлемой частью процесса принятия решений и целей в системе управления деятельностью бюджетных учреждений.

По мнению автора, эффективное управление бюджетными учреждениями предусматривает принятие руководителями учреждений обоснованных, мотивированных и экономически целесообразных управленческих решений на основании полученных результатов финансового анализа.

 

Литература:

  1. Данилов, Б.Н. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях [Текст] / Б.Н. Данилов - Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2010. - 336 с.

  2. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций [Текст]: учебное пособие / Под ред. Д.А. Панкова - М.: Новое издание, 2009. – 631 с.

  3. Поляк, Г.Б. Финансы бюджетных организаций [Текст] / Г.Б. Поляк. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 363 с.

 

Научный руководитель:

ст.преподаватель Кучеренко Ольга Викторовна