Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Автор: 
Рамзия Валиуллина, Гаухар Камза (Алматы, Казахстан)

Создание игровой ситуации на музыкальных занятиях способствует занимательности и активизации интереса детей. Игра – наиболее плодотворный источник развития личностных качеств ребенка. Психологические особенности ребенка таковы, что применение игровых приемов необходимо и обязательно. На сегодняшний день накоплено более чем достаточно теоретических исследований и практических наблюдений, подтверждающих данный тезис. Д.Б.Эльконин подчеркивает важность и педагогическую незаменимость применения игры в эстетическом воспитании ребенка. Психолог отмечает, что детская игра становится проводником усвоения ребенком общественных отношений, эмоционально значимых ценностей и личностных ориентиров [6]. Правильно организованная игровая ситуация способна дать психологическую установку и необходимый настрой ребенка на тот или иной вид музыкальной деятельности. Важно отметить, что музыкальное искусство и игровая деятельность имеют некое психологическое «родство»: творческая свобода, большая степень эмоциональной окрашенности, некая условность действий в рамках воображаемой действительности и, главное, получение удовольствия от деятельности. Л.С.Выготский видел сходные качества игры и искусства в наличии эмоциональной реакции, творческом проявлении и социальной значимости [2]. Не меньшее значение имеет выражение личностного отношения к происходящему. По мнению А.Н.Леонтьева игра-драматизация является одной из форм перехода к продуктивной эстетической деятельности, то есть «предэстетической» деятельностью, воспроизводящей наиболее типичные черты обобщенных действий и имеющей творческое построение [5]. Сущность детской игры с элементами творчества заключается в возможности усвоения социального опыта общения. В то же время такая игра требует применения ребенком индивидуального жизненного и эмоционального опыта. Одной из творческих составляющих таких игр является процессуальность, придающая новизну, элемент неожиданности, что способствует занимательности и неослабевающему интересу, привлекательности. Музыкальная игра имеет свою специфику: тематическое построение, элемент познавательности, эмоциональный настрой, вызванный характером звучащей музыки. Ценность музыкальной игры заключается в практическом отсутствии каких-либо волевых усилий при решении дидактических задач. Игра способна создать непринужденную атмосферу, доброжелательный настрой при восприятии произведений музыкального искусства. В условиях музыкальной игры ребенок находится в воображаемой ситуации, воспринимает и анализирует происходящее с точки зрения личного чувственного опыта. Сюжет музыкально-дидактической или ролевой игры можно выстроить как сказку или путешествие. «Виртуальной средой» может служить фабула литературного произведения или сюжет, придуманный самими детьми. В игровом пространстве дети становятся действующими лицами, героями-персонажами и, одновременно, слушателями и активными исполнителями музыки. Следовательно, музыкальная игра активизирует проявление эмоционального отклика, сопровождая познавательную деятельность, способствуя решению проблемных задач и, соответственно, стимулируя творческое самовыражение детей. Таким образом, основная ценность игровой ситуации заключается в том, что она формирует оптимальные условия для воспитания потребности дошкольников в восприятии произведений музыкального искусства. Известно, что музыка – искусство, базирующееся на комплексе специфических средств выразительности, среди которых немаловажное значение имеют ладовая окраска, тембр, ритмические и динамические нюансы. Их осознанное восприятие достаточно сложно для нетренированного слуха ребенка. Однако психологами доказано, при ознакомлении с тем или иным объектом важное значение приобретают перцептивные действия и, в частности, двигательный компонент. Так, при восприятии музыки дети невольно воспроизводят определенные движения глазами, руками, всем телом, голосовыми связками. Возможны покачивания головой, дирижирование, ритмичные движения ногами. Проявление моторного компонента становится в данном случае «скрытым озвучиванием слышимого» (Б.Теплов). Наличие моторики является показателем внутреннего переживания музыкально-ритмического содержания. Таким образом, именно моторный компонент формирует двигательную «модель» воспринимаемого музыкального образа, способствующую осознанному «впитыванию» элементов музыкальной выразительности. Следовательно, процесс восприятия музыки дошкольником не может быть полноценным без включения двигательных проявлений, без построения ребенком пространственной картины вызванных ощущений и образов. Выразительные движения ребенка становятся как бы процессуальными версиями воспринимаемого музыкального произведения. Обращаясь к двигательному компоненту, педагог может направить переживание ребенком музыки в определенное русло, воздействовать на развитие эмоциональности или усилить интеллектуальный аспект восприятия. Движение под музыку привлекает детей дошкольного возраста. Мелкая моторика рук и пальцев, пластическое интонирование, ритмичные движения, образные и творческие отклики на звучащую музыку способствуют гармоничному развитию многих компонентов музыкальности ребенка. Сочетание естественных движений с развитием интонации дают такие игры, как «Где мои детки?», «Лесные голоса», звуковые инсценировки сказок. Активно развивают воображение игры «Музыкальные скульптуры», «Подражания», «Придумай танец». Музыкальные игры способствуют выработке внимания, сосредоточенности. А такие игры, как «Медведь и зайцы» или «Кот и мыши» при использовании соответствующей музыки вырабатывают выразительность движений, учат детей согласовывать движения с музыкой.

 

Литература:

  1. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. - М.: АПН РСФСР, 1958. - 247 с.

  2. Выготский Л.С. Психология искусства / Общ. ред. В.В.Иванова. -М.: Искусство, 1986. - 573 с.

  3. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. - М.: Педаго­гика, 1975, - 112 с.

  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просве­щение, 1991.-160 с.

  5. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Про­блемы развития психики. – М., 1981. - С. 481-508.

  6. Эльконин Д.Б. Психология игры - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.