Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Автор: 
Жангак Зейнуллина (Актобе, Казахстан)

ступенях образовательной системы - создать конкурентоспособную основу образования, воспитывающую образованную, профессионально-квалифицированную личность, соответствующую требованием общества. Это и есть воспитать человека, дать ему образование на более высоком уровне, для того чтобы он был способен жить в современном мире. Темп развития сегодняшнего общества требует пересмотра образовательных задач. Сегодня основная цель образовательной системы - формирование личности, развитие его творческого интеллекта, раскрытие всех возможностей ребенка и их осуществления. Это мы видим в общеобразовательной концепции Республики Казахстан до 2015 года: "Содержание обучения в современной общеобразовательной школе остается фактологическим, Государственные стандарты, основанные на предметном подходе, морально устарели. Отсутствует компетентностный подход, ориентированный на индивидуальность ученика. Обучение в школе не даёт ученику чётко выраженной позитивной мотивации к выбору жизненного пути, интересов и перспектив... Цель среднего образования - формирования личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно-ответственные решения, в условиях быстроменяющегося мира».

Сегодня нам, нашей стране нужны здоровые, чистые духом, высокомыслящие люди, они ставят перед собой высокие цели, стараются достичь их. Учитель, не смотря на то, какой он предмет преподаёт, должен использовать методы обучения детей, направленные на то, чтобы стать настоящим человеком, уметь ставить перед собой цель, преодолевать трудности в ее достижении. Обучение, направленное на формирование личности – это создания условий для развития личных особенностей ученика, учитывая его возможности и способности.

Новые понятия образованности, нравственности, профессионального мастерства и способности к деятельности помогают ученикам свободно ориентироваться, саморазвиваться, раскрывать природные возможности, способности мышления, речи, деятельности и в результате чего помогают им найти свое место в жизни.

На сегодняшний день проводимые действия, новые поиски, новые работы, методы найдут свое место и будут развиваться по требованию общества. Обозначая актуальность целенаправленного обучения в начале ХХI века, мы должны учитывать, что содержание учебных предметов должно создаваться на основании следующих правил:

- гуманитарные (приоритет гуманитарное мышление в образовании);

- естественные (внутренняя и внешняя личность);

- этнические особенности (гармония всемирной практики и национальных особенностей);

- психологическое соответствие (учитывать возрастные особенности психики);

- актуальность (основывается на связи теории и практики);

- интеграция (актуальная связь всех предметов в общеобразовательной школе).

Знание данной квалификации в отрасли образования и ее значения в будущем - требование жизни.

Для ученика составная часть личностно-деятельностных отношений - деятельность.

Личность, как субъект, планирует свою деятельность заранее и направляет ее на определенную цель. Деятельность играет важную роль в развитии характера и психологических процессов, то есть, сама деятельность формирует человека как субъект. Деятельность - это особый вид отношений, который целенаправленно изменяет окружающую среду. Анализируя деятельность, психологи обращают особое внимание на её внутреннюю структуру. Например, если А.Н. Леонтьев структуру деятельности выявляет как: причина - цель - условия достижения цели (единство цели и условия деятельности выявляет её задачу), то Г.И. Щукина анализирует структуру деятельности с педагогической точки зрения (причина – цель – содержание - действие и метод - результат). Если цель - результат мысленно утвержденной деятельности, то причина – внутренняя сила, интуиция, направленная на совершение действия. По мнению Г.И. Щукиной, если цель деятельности не имеет никакого значения для личности, то такая деятельность не развивает эту личность. Поэтому учитель должен организовать учебный процесс так, чтобы цель урока воодушевляла ученика к деятельности, превращалась во внутреннюю силу-причину, толкающую ученика к деятельности. Из этого можно видеть, что деятельность, в том числе причины изучения, играет огромную роль в развитии личности.

Психологи группирует причины изучения так: социальная, познавательная, моральная, относительная, самовоспитательная. Если опираться на исследования, то причин, заставляющих личность обучаться, может быть не одна, а несколько. Причина является движущей силой человеческих действий. То, в каком направлений используются разные функциональные способности человека, связано с выбранными причинами. Итак, выбор человеком одного дела среди разных видов деятельности, достижение цели и определенного результата, тоже связано с этими причинами. Если у личности на протяжении своей деятельности есть сильные, явные причины, которые заставляют активно действовать и преодолевать трудности, то любая деятельность даст желаемый результат. Это касается и причин изучения. Поэтому, если у ученика есть познавательный интерес, желание усваивать образование, мастерство и навыки, то учебный процесс проходит гораздо лучше.

Причины обучения можно разделить на две категории. Одна из них связана с содержанием учебного процесса и достижения цели, а вторая связана с отношением личности с другими людьми и окружающей средой. К первой относится активность мышления, а ко второй - отношение личности с другими людьми, желание иметь определенное место в общественной среде.

Одно из условий мотивов обучения - сознание обучающегося направляется не только на результаты учебного процесса, но и на методы его достижения. Для формирования причин изучения надо использовать разные виды и методы обучения, организации учебных процессов. Например, рассказ, лекция, беседа и другие методы дают ученику возможность понять важность учебы (для общества и для его самого) для освоения выбранной профессии. Учитель - главная личность в высшем учебном заведении, на него возложена стратегическая роль развития профессионально-творческой личности студента.

Обычные уроки интересуют студентов только на определенном уровне. А использование активных методов имеет особое значение. Потому что активные методы на каждом уроке заставляет студента заниматься самообразованием, проявлять интерес к урокам и поднимать качество знаний.

Личностное развитие учителя и студента пока ещё не прошло глубокого психолого-педагогического анализа. Но педагогическая практика поднимет учебно-педагогический процесс на уровень межличностных отношений, то есть совместная деятельность, совместное творчество является источником созревания двух личностей - участников педагогического процесса.

В вузах профессионализм преподавателей раскрывается на основе анализа педагогических задач для решения проблем, поиска подходящего метода. В работе педагога со студентами невозможно заранее угадать все возможные ситуации. При новых ситуациях педагогу приходится быстро принимать нужные решения. Поэтому самое важное в педагогической деятельности - развитие критического мышления педагогов для правильного выбора содержания учебного материала и методов обучения.

Наглядность имеет огромную роль. Наглядность развивает интерес обучающихся к учебному материалу. Если проблемно-поисковый метод совпадает с желанием и возможностью обучающихся, тогда это станет ценным стимулятором. В учебном процессе стимулом являются и элементы самостоятельной работы. Итак, каждый метод учебно-познавательной деятельности является не только информационным обучением, но и производит мотивационные впечатления. Многолетняя педагогическая практика доказала, что есть специальные методы, которые рождают желаемые причины обучения. Эти методы, во-первых, развивают познавательную активность обучающихся, во-вторых, обеспечивают учебной информацией. Здесь стимуляция выходит на первое место и помогает другим методам успешно осуществить образовательную деятельность.

Стимулом психологи называют силу, направляющую человека на активную деятельность. Но, стимул является движущей силой тогда, когда превратится в причину. Здесь нужно не только самостоятельное желание личности, но и необходима его предыдущая практика. Как действует стимул зависит от личности, потому что стимул на всех обучающихся действует по-разному. В учебном процессе очень важно, чтобы педагогический стимул содействовал студенту в активном освоении нового материала.

Считаем, что анализ описания учебных процессов психологами занимает для студентов важное место в познавательных и относительных причинах. Потому что, как будущие специалисты они должны иметь высокий уровень связи с социальной и окружающей средой, с обществом. Психологи особо подчеркивают большую роль силы воли и эмоции личности. В 50-х годах ХХ века, исследуя эту проблему, Ф.Герцберг выдвинул идею дать ученикам право выбора. В такой ситуации человек чувствует себя хозяином, чувствует большую ответственность за действие, которое выбрал сам и за его результат.

Будущий специалист должен понять, что ценность направления его действия имеет социальную важность. По сравнению с другими видами действий, ценность направления не имеет определенного содержания и поддержки. Ценность направления деятельности определяется мнениями студентов и их настроениями. Никакая идея насильно не вводится в сознание студентов. Учитель должен учесть право самостоятельного выбора студентами источника образования и помочь найти правильный ответ на интересующие вопросы.

Во всем мире в разных странах стратегия образовательной системы направляется на формирование личности. Теперь обычная образовательная парадигма (учитель-учебник-ученик) должна измениться (ученик-учебник-учитель).

Теперь у учителя в новой парадигме образования должна быть другая роль. Если в традиционной системе образования учитель и учебник являются основными источниками образования, то в новой парадигме учитель выступает в роли организатора самостоятельно-познавательной деятельности ученика, его советником и помощником. Профессиональная квалификация учителя направляется на диагностику действия учеников, чтобы помочь им освоить образование и противостоять всяческим трудностям в практике. Эта роль труднее, чем в традиционном обучении и требует от учителя большую ответственность.

Литература:

1. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М., 1971.

2. Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 года. – Астана, 2004.

3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 2001.

4. Таубаева Ш.Т., Барсай Б. Мұғалімнің педагогикалық жаңалықтарын ұйымдастыру. Бастауыш мектеп. – Алматы, № 4 2005.