Автор:
Собирджон Мараджабов (Душанбе, Таджикистан)
«Обучению принадлежит важное место в педагогической практике. Теория обучения именуется дидактикой. Обучение обычно проводится лучше других направлений педагогической работы, а его результаты выше образовательных, воспитательных и развивающих. Это объясняется его традиционностью, меньшей трудностью формирования обученности человека, выраженностью и облегченной оценкой достигаемых результатов, лучшей методической и учебно-материальной проработанностью и обеспеченностью, более хорошей подготовленностью к нему обучающихся, учителей и преподавателей. Однако это не означает, что в обучении все просто и решается без проблем. Нужно глубоко разбираться в вопросах дидактики, чтобы достигать высоких результатов» [4, с. 369]. Так писал на своем книге Столяренко А.М. Поэтому, для достижения высоких результатов в обучении программированию необходимо создавать новые методики преподавания или совершенствовать уже существующие. Во многом это связано с тем, что сегодня языки программирования развиваются очень высокими темпами, появляются новые языки программирования, и соответственно, эффективное обучение принципам объектно-ориентированного программирования особенностям отдельных языков требует развития и создания новых методик преподавания.
Методика обучения программированию – можно сформулировать как науку о программировании, как учебном предмете и закономерностях процесса обучения программированию обучаемых различных групп и уровней подготовки. В своих исследованиях и выводах она опирается на новые методы о программирования, педагогику, психологию, частично математику и обобщенный практический опыт работы преподавателей программировании.
Согласно общим целям обучения перед методикой преподавания курсов по объектно-ориентированному программированию стоят следующие основные задачи:
1. Определить конкретные цели изучения программировании и содержание учебного предмета в вузах.
2. Разработать наиболее рациональные методы и организационные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей.
3. Рассмотреть необходимые средства обучения и разработать рекомендации по их применению в практике работы преподавателя.
Методика преподавания объектно-ориентированному программированию должен дать ответы на следующие вопросы:
1. Зачем учить объектно-ориентированные программирования?
2. Что изучить в объектно-ориентированные программирования?
3. Как изучить объектно-ориентированные программирования?
Содержание учебного предмета методики обучения объектно-ориентированному программированию составляют вопросы ее общих теоретических основ и вопросы изучения отдельных разделов, тем курса.
Преподавателю необходимо ознакомиться с литературы по истории программирования, в которых дается интересный фактический материал. Это позволяет не только лучше понять богатую историю возникновения и развития учебного предмета, но и выбрать для сообщения студентам поучительные примеры. Например, необходимо акцентировать внимание учащихся на развитии философии (методологии) программирования в историческом аспекте, с возникновения идеи модульного программирования и ее развития через структурное программирование (с использованием функций) к философии объектно-ориентированного программирования.
Концепция объектно-ориентированного программирования базируется на фундаментальных понятиях, таких как класс с набором функции (или методов) класса, с фундаментальными их свойствами, такими как наследование, полиморфизм и инкапсуляция.
Навыки мыслительной деятельности, приобретаемые учащимися в процессе правильно организованного обучения программирование, формируемая при изучении предмета готовность к упорному труду, к преодолению трудностей будут нужны им в будущем.
Важной задачей обучения объектно-ориентированного программирования в вузах являются подготовка студентов к продолжению образования в работе, требующим дальнейшего изучения программирования и ее приложений, особенно с развитием визуальных методов программирования, воспитание у них стремления к непрерывному пополнению своих знаний в избранном направлении путем самообразования, поскольку идет непрерывное развитие и совершенствование объектно-ориентированных языков и создаются новые, более эффективные языки и технологии программирования.
Изучение программирование от каждого студента требует больших усилий и много времени. Полученные при этом навыки учебного предмета позволяют студентам в их дальнейшей профессиональной деятельности, эффективно овладевать навыками выполнения работы и с должным пониманием относиться к тому, что хорошее выполнение любой работы требует значительных усилий и ответственности.
В обучение языков объектно-ориентированного программирования, важную роль играют:
-
Использование современных технических средств обучения, таких как электронные доски, проекторы, компьютеры и мультимедийные средства обучения;
-
Использование новейшие интегрированные среды разработки в обучении языкам программирования. Однако, при использовании таких систем, можно отметить и следующие пункты:
а) При обучении языкам программирования и технологии программирования, несмотря на наличие большого числа и разнообразия интегрированных сред разработки программного обеспечения, желательно использовать наиболее широко распространенные и доступные системы программирования;
б) Желательно использовать наиболее простые программно-вычислительные средства, на изучение, которых требуется меньше времени, с тем, чтобы студент мог больше сосредоточиться на изучение непосредственного объектно-ориентированного языка программирования и основных приёмов и методик программирования.
-
В лекционных занятиях необходимо дать наиболее полную информацию о языке объектно-ориентированного программирования: философия и методология языка, основные понятии, основные принципы, концепции, особенности использования специфических операторов языка, функции, классы и т.д.
-
На практических занятиях преподаватель должен продемонстрировать студентам приёмы создания программ для решения каких-либо интересных и увлекательных задач. Задание, который преподаватель даёт студентам, тоже должно быть интересным и увлекательным, чтобы разбудить интерес и привить любовь к программированию. Это связано с тем, что изучение языков программирования, привитие навыков и умений практического программирования весьма сложная и трудоемкая задача, поэтому интересные задачи и атмосфера увлеченности студентов будет способствовать эффективному обучению.
-
Ход выполнения лабораторных работ должен сопровождаться контролем теоретических знаний, регулярным контролем хода выполнения заданий, и, при необходимости, регулярными консультациями при возникновении сложностей при выполнении лабораторных занятий.
Таким образом, в данной статье рассмотрены основные принципы организации эффективного обучения объектно-ориентированному программированию студентов высших учебных заведений. Здесь мы не коснулись вопросам обучения в визуальных системах объектно-ориентированного программирования. Эти проблемы будут рассмотрены в последующих статьях.
Литературы:
-
Лапчик М.П. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/Под общей ред. М. П. Лапчика.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 624с.;
-
Р.Лафоре. Объектно-ориентированное программирование в С++. 4-е издание.- Москва. Санкт-Петербург. Воронеж. Новосибирск. Киев. Минск, 2004;
-
Пышкин Е.В. Основные концепции и механизмы объектно-ориентированного программирования.- СПб.: БХВ-Петербург, 2005.-640с.;
-
Столяренко А.М. – Психология и педагогика. Учебник 3-е издание. - Юнити-Дана, 2010. - 544 с.
Научный руководитель:
д.ф.-м.н., Член корреспондент АН РТ Муминов Хикмат Халимович.