Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

О ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ПРОГРАММИРОВАНИЮ В ВУЗАХ

Автор: 
Собирджон Мараджабов (Душанбе, Таджикистан)

«Обучению принадлежит важное место в педагогической практике. Теория обучения именуется дидактикой. Обучение обычно проводится лучше других направлений педагогической работы, а его результаты выше образовательных, воспитательных и развивающих. Это объясняется его традиционностью, меньшей трудностью формирования обученности человека, выраженностью и облегченной оценкой достигаемых результатов, лучшей методической и учебно-материальной проработанностью и обеспеченностью, более хорошей подготовленностью к нему обучающихся, учителей и преподавателей. Однако это не означает, что в обучении все просто и решается без проблем. Нужно глубоко разбираться в вопросах дидактики, чтобы достигать высоких результатов» [4, с. 369]. Так писал на своем книге Столяренко А.М. Поэтому, для достижения высоких результатов в обучении программированию необходимо создавать новые методики преподавания или совершенствовать уже существующие. Во многом это связано с тем, что сегодня языки программирования развиваются очень высокими темпами, появляются новые языки программирования, и соответственно, эффективное обучение принципам объектно-ориентированного программирования особенностям отдельных языков требует развития и создания новых методик преподавания.

Методика обучения программированию – можно сформулировать как науку о программировании, как учебном предмете и закономерностях процесса обучения программированию обучаемых различных групп и уровней подготовки. В своих исследованиях и вы­водах она опирается на новые методы о программирования, педаго­гику, психологию, частично математику и обобщенный практический опыт ра­боты преподавателей программировании.

Согласно общим целям обучения перед методикой преподавания курсов по объектно-ориентированному программированию стоят следующие основные задачи:

1. Определить конкретные цели изучения программировании и содержа­ние учебного предмета в вузах.

2. Разработать наиболее рациональные методы и организацион­ные формы обучения, направленные на достижение поставленных целей.

3. Рассмотреть необходимые средства обучения и разработать рекомендации по их применению в практике работы преподавателя.

Методика преподавания объектно-ориентированному программированию должен дать ответы на следующие вопросы:

1. Зачем учить объектно-ориентированные программирования?

2. Что изучить в объектно-ориентированные программирования?

3. Как изучить объектно-ориентированные программирования?

Содержание учебного предмета методики обучения объектно-ориентированному программированию составляют вопросы ее общих теоретических основ и вопросы изуче­ния отдельных разделов, тем курса.

Преподавателю необходимо ознакомиться с литературы по ис­тории программирования, в которых дается интересный фактический материал. Это позволяет не только лучше понять богатую историю возник­новения и развития учебного предмета, но и выбрать для сообщения студентам поучительные примеры. Например, необходимо акцентировать внимание учащихся на развитии философии (методологии) программирования в историческом аспекте, с возникновения идеи модульного программирования и ее развития через структурное программирование (с использованием функций) к философии объектно-ориентированного программирования.

Концепция объектно-ориентированного программирования базируется на фундаментальных понятиях, таких как класс с набором функции (или методов) класса, с фундаментальными их свойствами, такими как наследование, полиморфизм и инкапсуляция.

Навыки мыслительной деятельности, приобретаемые учащимися в процессе правильно организованного обучения программирование, форми­руемая при изучении предмета готовность к упорному труду, к пре­одолению трудностей будут нужны им в будущем.

Важной задачей обучения объектно-ориентированного программирования в вузах являются подготовка студентов к продолжению образования в работе, требующим дальнейшего изучения программирования и ее приложений, особенно с развитием визуальных методов программирования, воспитание у них стремления к непрерывному по­полнению своих знаний в избранном направлении путем самообразо­вания, поскольку идет непрерывное развитие и совершенствование объектно-ориентированных языков и создаются новые, более эффективные языки и технологии программирования.

Изучение программирование от каждого студента требует больших усилий и много времени. Полученные при этом навыки учебного предмета позволяют студентам в их дальнейшей профессиональной деятельности, эффективно овладевать навыками выполнения работы и с должным пониманием относиться к тому, что хорошее выполнение любой работы требует значительных усилий и ответственности.

В обучение языков объектно-ориентированного программирования, важную роль играют:

  1. Использование современных технических средств обучения, таких как электронные доски, проекторы, компьютеры и мультимедийные средства обучения;

  2. Использование новейшие интегрированные среды разработки в обучении языкам программирования. Однако, при использовании таких систем, можно отметить и следующие пункты:

а) При обучении языкам программирования и технологии программирования, несмотря на наличие большого числа и разнообразия интегрированных сред разработки программного обеспечения, желательно использовать наиболее широко распространенные и доступные системы программирования;

б) Желательно использовать наиболее простые программно-вычислительные средства, на изучение, которых требуется меньше времени, с тем, чтобы студент мог больше сосредоточиться на изучение непосредственного объектно-ориентированного языка программирования и основных приёмов и методик программирования.

  1. В лекционных занятиях необходимо дать наиболее полную информацию о языке объектно-ориентированного программирования: философия и методология языка, основные понятии, основные принципы, концепции, особенности использования специфических операторов языка, функции, классы и т.д.

  2. На практических занятиях преподаватель должен продемонстрировать студентам приёмы создания программ для решения каких-либо интересных и увлекательных задач. Задание, который преподаватель даёт студентам, тоже должно быть интересным и увлекательным, чтобы разбудить интерес и привить любовь к программированию. Это связано с тем, что изучение языков программирования, привитие навыков и умений практического программирования весьма сложная и трудоемкая задача, поэтому интересные задачи и атмосфера увлеченности студентов будет способствовать эффективному обучению.

  3. Ход выполнения лабораторных работ должен сопровождаться контролем теоретических знаний, регулярным контролем хода выполнения заданий, и, при необходимости, регулярными консультациями при возникновении сложностей при выполнении лабораторных занятий.

Таким образом, в данной статье рассмотрены основные принципы организации эффективного обучения объектно-ориентированному программированию студентов высших учебных заведений. Здесь мы не коснулись вопросам обучения в визуальных системах объектно-ориентированного программирования. Эти проблемы будут рассмотрены в последующих статьях.

 

Литературы:

  1. Лапчик М.П. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/Под общей ред. М. П. Лапчика.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 624с.;

  2. Р.Лафоре. Объектно-ориентированное программирование в С++. 4-е издание.- Москва. Санкт-Петербург. Воронеж. Новосибирск. Киев. Минск, 2004;

  3. Пышкин Е.В. Основные концепции и механизмы объектно-ориентированного программирования.- СПб.: БХВ-Петербург, 2005.-640с.;

  4. Столяренко А.М. – Психология и педагогика. Учебник 3-е издание. - Юнити-Дана, 2010. - 544 с.

 

Научный руководитель:

д.ф.-м.н., Член корреспондент АН РТ Муминов Хикмат Халимович.