Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

направлениЕ «строительство» - МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Автор: 
Людмила Пашкова (Белгород, Россия)

В приоритетных задачах Правительства Российской Федерации указывается на жилищное строительство. Госстрой ставит задачу довести объемы строительства жилья в России в этом году до 70 миллионов квадратных метров, что на несколько процентов выше прошлогоднего показателя, сообщил журналистам и.о. главы Госстроя, замглавы Минрегиона Владимир Токарев.

"В 2013 году нам необходимо достигнуть годового объема ввода жилья на уровне 70 миллионов квадратных метров", - сказал Токарев, выступая на итоговой коллегии Госстроя. Таким образом, объемы жилищного строительства планируется увеличить примерно на 7,7%. [1]

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» направлен на существенное повышение качества возводимого жилья.

Все это обусловливает необходимость подготовки большого количества высококвалифицированных кадров для строительной отрасли.

К сожалению, в нашей стране система профессионального образования, далека от той, которая существовала в советское время. В настоящее время профессиональное образование строительных рабочих отстает на десятки лет от динамики развития стройиндустрии.

Производственные предприятия в России традиционно сталкиваются с дефицитом квалифицированных кадров, начиная с рабочих специальностей и заканчивая высшим звеном управления. [4]

 

С нехваткой профессиональных строителей пришлось столкнуться на строительстве олимпийских объектов в Сочи — их «собирали со всего мира», а так же для того, чтобы восстановить разрушенные объекты в Южной Осетии.

Требуют решения задачи профессиональной подготовки будущих работников строительного комплекса. Возможно принятие комплексной программы подготовки и переподготовки кадров в строительстве.

Необходимо систему профессионального образования привести в систему, которая предусматривала бы:

- проведение анализа рынка труда;

- проведение анализа современных учебных мощностей образовательных строительных учреждений;

- проведение анализа вариантов развития системы профессионального образования в целом, переподготовки и повышения квалификации специалистов строительной отрасли – в частности (изучение рынка труда стран Евросоюза; реставрация лучших методов профобразования в России дореформенных времен; распространение современного опыта подготовки кадров строительными фирмами; введение персональной квалификации отдельных специалистов на соответствие тому или иному международному стандарту).

Многие руководители-практики считают, что существуют два наиболее эффективных пути решения проблемы: подготовка кадров через размещение соответствующего заказа в училищах (предприятие заключает с училищем договор, где указаны количество и профиль необходимых специалистов; при этом фирма гарантирует учащимся прохождение практики и трудоустройство); внедрение на предприятии собственных обучающих программ с приглашением вузовских преподавателей (организация учебных классов, отделов, учебно-производственных центров и комбинатов; развитие традиций наставничества).

Системный подход к проблеме отраслевой подготовки кадров в строительстве требует решения, помимо вышеперечисленных, следующих практических задач: восстановление связей между системой образования и строительными предприятиями (учреждение именных стипендий, персональное распределение и т.п.); возрождение традиции назначения базовых организаций, которая не только способствовала бы укреплению материально-технического состояния учебных заведений, но и давала бы возможность их выпускникам проходить практику по специальности на строительном предприятии. В процессе такого сотрудничества происходит втягивание студента в строительный процесс, закрепление на производстве. Во время практики происходит не только ознакомление будущего специалиста с реальным процессом строительства, но и в хорошем смысле слова привязывание студента к предприятию. [2]

Формирование на основе анализа полученной информации заказа на обучение тех или иных специалистов, а также интеграция строительного образования и производства путем создания учебно-производственных комплексов, возможно, станут первыми практическими шагами в решении кадровой проблемы.

По поручению Госстроя России Союз строительных объединений и организаций совместно с Комитетом по строительству провели системный мониторинг потребностей строительных компаний Санкт-Петербурга в профильных специалистах. По результатам мониторинга будет формироваться государственный заказ на подготовку необходимых специалистов в требуемых количествах. Первые результаты мониторинга показали, что нужно резко увеличить количество специалистов по социальным аспектам проектирования среды обитания, психологии профессиональных контактов, менеджменту. Расширился и перечень требований к строительным специальностям. Запросы строительных компаний формулируются весьма конкретно. Требуются, например, специалисты, владеющие методами расчета конструкций на сейсмические воздействия; умеющие прогнозировать поведение пространственных систем при техногенных ситуациях; способные произвести расчет многослойных оболочек при контакте с деформируемым основанием. Другие анкеты дают более общее представление о потребностях компании в кадрах, например: инженер-технолог быстровозводимых малоэтажных зданий коттеджного типа. Большое количество заявок связано с профессиями реставраторов, а также специалистов по обследованию и реконструкции зданий.

- На основании государственного образовательного стандарта составлена специальная анкета-таблица строительных специальностей, которые готовят городские учебные заведения. Всем строительным организациям предлагается заполнить и выслать эту анкету в Союз строительных объединений и организаций. Это поможет обрести профессионального работника нужной для компании специальности.

- Отработана программа прогнозирования перспективных потребностей организаций строительства в подготовке и повышении квалификации специалистов и рабочих кадров.

- Руководители строительного комплекса города принимают участие в работе Государственных аттестационных комиссий по итоговой аттестации выпускников строительных техникумов, лицеев, институтов.

- Практикуется подписание трехсторонних соглашений о взаимодействии между органом исполнительной власти, общественным объединением и учебной организацией, где четко расписывается, в чем это взаимодействие будет заключаться и каким образом реализовываться.

Национальный проект «Образование» действует в Российской Федерации с 2006 года. В 2007 году к Приоритетному Национальному проекту добавились инновационные образовательные программы по подготовке рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств учреждений начального и среднего профобразования; а также региональные комплексные проекты модернизации образования.

Одно из перспективных направлений развития образования – это создание учебных многоуровневых комплексов, куда бы входили высшее, среднее и начальное профессиональное учреждения.

Одно из направлений — развитие системы поддержки талантливых детей.

Пример этого - Лицей № 38 г. Белгорода, в котором с 2010 года создан центр развития одаренных детей, с 2006 года работают инженерно-архитектурные классы. Лицей имеет многолетнее тесное сотрудничество с Белгородским Государственным Технологическим Университетом им. В.Г. Шухова.

Формирование готовности к обучению по направлению «Строительство» происходит постепенно в результате овладения личностью определенными представлениями о будущей профессиональной деятельности, о наличии собственных личностных качеств и характеристик, пригодных и необходимых; для данной профессии, а также в процессе овладения знаниями, умениями и навыками, важными для успешного выполнения профессиональных требований. [5] Для этого необходимо несколько компонентов, в т. ч. мотивация.

Мотив сформировываетя еще в детстве, юности, если рассматривать на примере творческих специальностей. Дети, прошедшие через профильные классы, осознают значимость получаемых знаний, умений, навыков для дальнейшего обучения в ВУЗе, затем эффективной профессиональной деятельности; удовлетворенность от творческой работы в процессе обучения; осознание необходимости непрерывного самообразования, саморазвития для успешной профессиональной деятельности.

Профильные инженерно – архитектурные классы создаются на базе 9-х классов. У учащихся формируется эстетическая культура, воспитывается художественный вкус, повышается уровень их художественного развития, формируется представление о художественной культуре как части духовной культуры, учащиеся приобщаются к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, осваивают опыт прошлого и настоящего. В архитектурно – строительной деятельности основным средством инженера – архитектора для фиксации композиционных замыслов в процессе своего творчества, во взаимодействии искусства, науки и техники является создание проектной модели будущего здания, которая осуществляется в построении плоского изображения пространственного объекта. Такие изображения выполняются в рамках курса черчения в профильных классах. Способность мыслить пространственными образами нужна инженеру – архитектору и в процессе обучения и в дальнейшей профессиональной деятельности. Учащиеся овладевают навыком реалистического изображения натуры, приобретают навыки точного линейного построения изображений и графической культуры.

Профильные классы охватывают область знаний и умений для расширенного обучения, ориентируя учащихся на поступление в конкретные учебные заведения. Выбирая осознанно свой дальнейший жизненный путь учащиеся, став студентами, успешно учатся и развиваются дальше, участвуют в творческих конкурсах и научных исследованиях, имеют навыки, позволяющие продолжать образование, самостоятельно определяя способы его совершенствования.

Профильные классы обеспечивают преемственность между общим и профессиональным образованием, а выпускники магистратуры должны быть подготовлены «к различным видам инновационной деятельности, требующей углубленной фундаментальной и специальной подготовки». А фундаментальная и специальная подготовка послужит базой и для дальнейшей научно-педагогической деятельности. [3]

И еще одна важная задача - подготовка образовательных стандартов нового поколения.

Чем раньше начнется освоение новой модели образования, тем быстрее впишемся в современную систему образования. Так что готовиться к этому нужно неформально и заблаговременно.

На современном этапе изменений в высшем образовании многие классические университеты рассматривают подготовку магистров как одно из приоритетных направлений своей деятельности. В ведущих вузах России накоплен определенный опыт реализации программ подготовки магистров, который позволяет говорить «в целом» о степени успешности, эффективности и привлекательности магистратуры как образовательного института в структуре российской высшей школы.

Литература:

1. http://www.advis.ru/php/view_news.php

2. Управление инновационной деятельностью: учеб. пособие: в 3 ч. Ч. III. Организация подготовки специалистов для инновационной экономики / П.П. Перерва, С.И. Глаголев, С.А. Мехович, В.С. Севостьянов, И.И. Погорелов, Ю.А. Дорошенко, В.Н. Фомин, И.А. Сомина, Н.Н. Реутов. – Белгород; Харьков: Изд-во БГТУ, 2012. –С. 143–146.

3. Фомин В.Н., Булгакова Т.И., Цомикуридзе Л.Н. Некоторые результаты эксперимента по разработке модели профориентационной работы для учащихся общеобразовательных учреждений // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: сб. матер. III Всеросс. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Ч. II. / под ред. В.С. Севостьянова, Н.Н. Реутова, В.Н. Фомина. – Белгород: Изд-во БГТУ. 2011. – С. 226–233.

4. Фомин В.Н. Профессиональное становление и профессиональное определение личности: актуализационно-потенциальный подход. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2009. – С. 56–57.

5. Глаголев С. Н., Данилюк Л. Е. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями развитиякак условие их готовности к обучению в высшей школе // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2011. №3. С. 47-49.