Автор:
Г. Рахимбекова (Астана, Казахстан)
Исследователи, занимающиеся проблемой контроля, подчеркивают его роль в процессе обучения. Контроль является, как известно, важнейшим фактором в процессе обучения любому предмету, в том числе и иностранному языку. Он позволяет не только установить уровень успешности, но и выявить недостатки в знаниях, умениях и навыках и тем самым определить необходимые изменения, которые следует внести в методику работы. Разработка проблемы контроля неразрывно связана с решением вопроса о таких его компонентах как функции контроля
Проблема функции контроля является одним из главных в системе в контроля.
По мнению ученых-методистов, вопрос о функциях контроля в обучении иноязычному общению нужно рассматривать с учетом структуры самого учебного процесса, которая состоит из взаимодействия обучающей деятельности преподавателя и учебной деятельности обучающегося.
Функция определяется, в общем плане, как внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений [1, с.13]. Ряд авторов Брейгина М.Е., Климентенко А.Д.[2], Мусницкая Е.В.[3], Мажуолене З.К.[4] выделяют большое количество функций контроля, так как само понятие контроль сложно и многогранно.
Обширность номенклатуры функции контроля, приводимых разными авторами, свидетельствует о разнообразии точек зрения при рассмотрении влияния контроля на процесс обучения. Как считает Рысс В.С., основными функциями контроля должны быть функции, совпадающие с основными целями обучения.[5] В дидактических и методических исследованиях по проблеме контроля выделяют следующие функции контроля: контролирующая, корригирующая, обобщающая, стимулирующая, мотивирующая, психологическая, обучающая, управляющая, оценочная, воспитательная, развивающая, констатирующая, предупреждающая.
Рассмотрев выделенные функции контроля перечисленных выше авторов, мы считаем, что наиболее удачный подход в определении номенклатуры функции контроля у Мажуолене З.К., которая делит функции контроля на дидактические с подгруппой специфических и неспецифических функций, воспитательные.
Ряд авторов Миньяр-Белоручев Р.К., Пассов Е.И., Старков А.П. рассматривают контроль лишь как форму осуществления обратной связи. В соответствии с данной точкой зрения Миньяр-Белоручев Р.К. выдвигает функцию обратной связи в качестве основной функции контроля. Исходя из того, что контроль есть совокупность перцептивных действий и операций учителя по сопоставлению воспринятого с реально существующим или воображаемым эталоном [6, с. 65], в качестве дополнительной функций Миньяр-Белоручев Р.К. выдвигает стимулирующую функцию. Автор считает, что ожидание контроля стимулирует учебные действия обучающихся, дополнительно активизируя их. Контроль отличается от обратной связи наличием определенных функций, которые появляются в зависимости от конкретных условий. Нам представляется правомерным рассмотрение каждой из этих функции в отдельности и во взаимосвязи.
Анализ функций контроля убеждает в том, что в процессе обучения иностранному языку функции контроля не расчленяются, а реализуются в единстве. Определение и классификация функций контроля осуществляется с учетом двусторонности процесса обучения. Контроль необходим преподавателю для определения уровня обученности студентов, а также самооценки своей деятельности (и в связи с этим ее корректировки) и носит управленческий характер, выполняя диагностическую, оценочную и корректировочную функции. Студентам также необходимо знать свой уровень владения иностранным языком для сознательной корректировки своей деятельности; в этом случае контроль выполняет корректировочную, оценочную и мотивационно-стимулирующую функции и носит учебный характер [7, с.29]. При рассмотрении и анализе функций контроля нам представляется целесообразным выделение еще одной функции контроля - мониторинговой функции, которая обеспечивает отслеживание и оперативное наблюдение за процессом обучения и призвана реализовать принцип информационного обеспечения качества обучения.
Мониторинговая функция контроля выявляет уровень усвоения учебного материала, типичные и индивидуальные ошибки студентов на каждом этапе обучения и обеспечивается надежной обратной связью.
Практика показывает, что полученные с помощью обратной связи сведения о процессе обучения позволяют вносить в него коррективы. При этом корректирование может осуществляться тремя способами:
-
реагирование на ожидаемые изменения ситуации, т.е. предвосхищаются, ошибки и, в соответствии с их характером, производится перестройка программы обучения;
-
реагирование на поступившие изменения в ситуации, т.е. коррекция программы обучения, осуществляется в соответствии с изменившимися условиями системы обучения;
-
реагирование на ошибки, т.е. коррекция производится на основе анализа ошибок.
В обучении, как правило, применяется третий способ коррекции. В процессе обучения могут быть обнаружены ошибки, учет которых позволяет быстрее достигнуть цели (результата, на достижение которого была направлена деятельность) [8,с.52-53].
Литература:
1 Андронкина Н.Н. Использование различных форм приемов контроля в обучении чтению в неязыковом ВУЗе: дисс. к.п.н:.13.00.02.- Ленинград, 1985