Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ПРИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОМ НАРУШЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Автор: 
Мария Ткаченко (Павлодар, Казахстан)

У детей с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи в картине речевого нарушения на первый план выступает несформированность звуковой стороны речи. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, они выражены и недостаточным их различением, и затруднением в звуковом анализе речи, и лексико-грамматическим недоразвитием. Нередко наблюдается смазанность речи, сжатая артикуляция, бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя речи.

Проявления речевого недоразвития у данной группы детей выражены в большинстве случаев нерезко. И только при специальном обследовании речи выявляются разнообразные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении предлогов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными и т. п.

Так как в дошкольном возрасте у детей игровая деятельность является ведущей, мы считаем, что при коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста использование игр и игровых приемов будет способствовать более быстрому и эффективному развитию речи и преодолению речевых расстройств.

Наиболее часто и плодотворно на логопедических занятиях используются дидактические игры. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к процессу познания.

Дидактические игры- это поучающие игры. Незаметно для себя дети получают те или иные сведения и умения, но их главным побудителем является интерес чисто игрового характера — занимательность действия, радость достижения результата, выигрыш и т. д. [3; 480]

Дети дошкольного возраста, как правило, с удовольствием относятся к игровым задачам: отгадать, найти, сказать, назвать. Проявляют интерес к качеству решения игровой задачи: красиво сложить узор, правильно подобрать картинку и т. д.

Используя игровой материал и ничуть не уменьшая общеобразовательного и воспитательного значения дидактических игр, тем не менее, следует заметить, что основной задачей в логопедических занятиях с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи остается воспитание у них правильной речи и речевого поведения. Дидактические игры обычно проводятся на занятиях и максимально оречевляются, т.е. ребенок играет не молча, а проговаривает свои действия. Например, в «Лото»: - «У кого земляника?» — «У меня земляника». — «Я кладу землянику». В «Мозаику»: «Я беру синюю фишку». «А теперь — зеленую», «Я сделаю сейчас красивый цветок» и т. д.

В настоящее время широкое распространение получили компьютерные обучающие игры как один из видов дидактических игр. Возможности компьютера в развитии речи детей неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать занятие более содержательным, интересным, привлекательным и по — настоящему современным.

Особое внимание, на наш взгляд, в применении ИКТ на занятиях по развитию речи следует уделять мультимедийным средствам. Ведь мультимедиа дает возможность представить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации, звука. Детей привлекает новизна данных занятий. На логопедических занятиях используются мультимедийные презентации, где в игровой форме ребенку предлагается выполнить задания по определенной теме, например, на автоматизацию или дифференциацию звуков. В работе по развитию речи с применением ИКТ нами применяются следующие варианты: составление предложений из слов по картинке, по схеме, по опорным словам; составление рассказа по серии сюжетных картинок; выделение картинок на заданный звук для развития фонематического слуха; рассказы по цепочке и т.п.

В ходе проведения занятий в группе необходимо создавать обстановку реального общения, при которой дети будут с желанием выполнять предложенные задания, проявлять стойкий интерес к новому, стремиться выразить свои эмоции от увиденного и т.д. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей занятия.

В процессе дидактических игр на логопедических занятиях у детей воспитывается неторопливый темп речи, ее звучность и выразительность; совершенствуется звукопроизношение, слово и фразообразование, увеличивается словарный запас.

Литература:

1. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

2. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

3. Хрестоматия по логопедии. В 2-х томах. Т. 1. /Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 1997.

4. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: «ВЛАДОС», 1994.

  1.  
    1. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. Москва – Воронеж, 1998.

Научный руководитель:

ст. преподаватель кафедры анатомии, физиологии и дефектологии Павлодарского государственного педагогического института (Казахстан)

Вист Наталья Вильямовна.