Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ПРОНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ИСЛАМА НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОГО КАЗАХСТАНА В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Автор: 
Наиль Янборисов (Астрахань, Россия)

История и культура Казахстана уже много столетий связана с исламом. История исламизации территории Казахстана прошла несколько ключевых этапов, повлиявших на масштабы и степень распространения исламской религии в этой части Центральной Азии. Процесс проникновения ислама не был единовременным актом, а растянулся на несколько столетий, вплоть до XVI века, когда образовавшаяся казахская общность, осознала себя и как мусульманская (суннитского толка, ханифитской школы). В то же время, утверждение ислама в степи продолжалось и дальше.

Проникновение мусульманских идей на территорию Центральной Азии и Казахстана датируется VII-VIII вв. н. э. Первые арабы-миссионеры появились в регионе еще в VII в. В период правления первого омейядского халифа Муавии Ибн-Суфьяна. Процесс установления Ислама на территории современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов. Первоначально Ислам утвердился среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарье в конце Х века. Например, Ислам был уже в Империи Караханидов в конце X века.1

Уже к концу Х в. ислам утвердился среди оседлого населения в Жетысу и на Сырдарье. Вначале X в. мусульманство принял родоначальник династии Караханидов Сатук, а его сын Богра-Хан Харун Муса в 960 г. объявил ислам государственной религией.2

Большой вклад в распространение ислама среди кочевого тюркского населения Южного Казахстана внес Ходжа Ахмет Ясави (ум. в 1166 или 1167 г.), основатель суфийского ордена Ясавийа. В честь Ясави по приказу эмира Тимура в XIV-XV вв. был воздвигнут мавзолей, ставший шедевром мирового зодчества и крупнейшим памятником мусульманской архитектуры в Казахстане.

Часть населения Центральной Азии считает Ходжу Ахмеда Ясави знатной духовной личностью. С целью возобновления национального статуса в Казахстане придают серьезное значение Ходже Ахмеду Ясави и городу Туркестану в нравственном аспекте.3 Туркестан – это древний город со старой и богатой историей в котором захоронен великий мусульманский богослов Ходжа Ахмед Ясави. В 1998 году проводились торжественные мероприятия в честь 1500-летия основания этого города.

Ходжа Ахмед Ясави – это крупнейшая личность в культуре Центральной Азии и Турции. Он оставил после себя многочисленные духовные произведения, вошедшие в культуру различных наций Центральной Азии. Среди народов Центральной Азии Ясави считается одним из главных представителей суфийства. У Ходжи Ахмеда Ясави есть свое учение и путь, известные под названием «Ясавия», которые являются одним из вероисповеданий суфизма в Центральной Азии. Это учение сыграло заслуженную роль в религиозном формировании населения региона.

Необходимо подчеркнуть, что основными факторами сохранения и развития ислама в регионах Центральной Азии являлись различные пути и интерпретации мистики и суфизма. Только с этой позиции можно изучать и анализировать принципы и пути сохранения религиозных традиций и верований в душе значительной части мусульманского населения этого региона.

В течение долгих веков на территории Центральной Азии развивались различные религиозные секты и вероисповедания суфизма, среди которых можно отметить такие, как Нагшбандине, Кобравия, Кадерия и Ясавия. Ориенталисты считают, что в качестве покровителей «неофициального ислама» приверженцы различных сект суфизма сыграли важную роль в сохранении исламских традиций, которые составляют значительную часть повседневного быта населения региона. Суфийские духовные лица в течение долгих лет считались основными исполнителями неофициального ислама, наставлявшими народ на путь истины.

Одно из первых стадий проникновение ислама в обширную евразийскую степную зону, включавшую и территорию современного Казахстана – это VIII-IX веках. Особенности, присущие этой стадии, в значительной степени определили природу процессов исламизации в дальнейшем. Во-первых, в отличие от соседних городских центров региона (Мавераннахра), территория Казахстана была зоной преобладания кочевого и полукочевого скотоводства. Лишь в ее юго-восточной части развивались оседло-земледельческое хозяйство, городская культура. И именно в этих районах ислам получил наибольшее распространение, что отразилось и в дальнейшем.

Во-вторых, к моменту проникновения ислама на территорию Казахстана ее населяли древнетюркские кочевые племена, чья духовно-религиозная жизнь отличалась большим разнообразием. Начиная с самых ранних эпох, здесь сосуществовали различные культурно-идеологические системы, среди которых огромный пласт автохтонных древнетюркских верований, в чьей основе поклонение природе и почитание предков, развитая магия, обожествление неба (тенгрианство). Эти верования испытали внешнее, в первую очередь, восточно-иранское влияние (зороастризм).4

Таким образом, дальнейшее проникновение ислама в регион и его влияние на политическую жизнь происходили в неразрывной связи с домусульманскими, а с приходом монгольских войск, и с монгольскими идеологиями. Эти процессы не были результатом борьбы идей, а скорее, гибкой аккультурации и адаптации различных идей.

Но ислам продолжал распространяться в последующие столетия. Так Ислам принял хан Золотой Орды Берке (1255—1266) и Хан Узбек (1312—1340).5

Религия превратилась в один из инструментов, обеспечивающих единство различных племен. Велась целенаправленная пропаганда ислама среди кочевников. Проповедники шли в степи из Поволжья и Средней Азии, из разных районов мусульманского мира. Среди миссионеров было немало представителей суфийского духовенства.6 Ислам был признан официальной идеологией Казахского ханства, основоположниками которого в ХV в. стали султаны Жанибек и Керей. Ислам стал одним из идеологических факторов, способствовавших укреплению верховной власти ханов и слиянию различных казахских племен в единую этническую общность. Жители Казахского ханства придерживались суннитского ислама ханафитского мазхаба, но при этом в общественной и частной жизни складывался своеобразный синтез ислама с элементами тенгрианства и шаманизма.7

Казахская государственность с момента своего зарождения опиралась на мусульманские правовые нормы. Свою приверженность шариату утверждали все казахские ханы от Керея и Жанибека до последнего общеказахского хана Кенесары (погиб в 1847 г.). Значительным шагом к внедрению ислама в общественную жизнь и юридическую практику стал кодекс законов «Жете Жаргы» (свод обычного права казахов), утвержденный ханом Тауке (ум. около 1718 г.). Нормы административного, уголовного и гражданского права, зафиксированные в этом документе, в значительной степени опирались на положения шариата.8

Столетиями жизненный уклад, традиции, кочевой образ жизни накладывал свои отпечатки на тот ислам, которые исповедовали и продолжают исповедовать казахский этнос. Огромное влияние на ислам в Казахстане повлияли древние верования протоказахов и древних тюрок и монгол – это так называемый суфизм и тенгрианство – комплекс верований, основанный на поклонение духам природы со своей мифологией. Особенности проникновения ислама и его эволюция в период средневековья наложили свои отпечатки на дальнейшее развитие как казахского этноса в целом, так и на развитие ислама внутри него.

 

Литература:

  1. Абуов А. Мировоззрение Ходжа Ахмета Яссави. Алматы, 1997.

  2. Галиев А. Традиционное мировоззрение казахов. Алматы. 1997.

  3. Жусупов С. Ислам в Казахстане: прошлое, настоящее, будущее во взаимоотношениях государства и религии // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001.

  4. Санан Мехти, Путь Ясави и его роль в развитии ислама в Центральной Азии // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. N 23. С. 150-159.

  5. Султангалиева К.А. Ислам в Казахстане // Восток/Oriens. М., 1994. №3. С. 72-80.

  6. Султангалиева К.А. Ислам в Казахстане: история, этничность и общество. Алматы. 1998.

 

 

1 Абуов А. Мировоззрение Ходжа Ахмета Яссави. Алматы, 1997.

2 Султангалиева К.А. Ислам в Казахстане // Восток/Oriens. М., 1994. №3. С. 72-80.

3 Санан Мехти, Путь Ясави и его роль в развитии ислама в Центральной Азии // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. N 23. С. 150-159.

4 Галиев А. Традиционное мировоззрение казахов. Алматы. 1997.

5 Султангалиева К.А. Ислам в Казахстане: история, этничность и общество. Алматы. 1998.

6 Жусупов С. Ислам в Казахстане: прошлое, настоящее, будущее во взаимоотношениях государства и религии // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001.

7 Султангалиева К.А. Ислам в Казахстане // Восток/Oriens. М., 1994.

 

8 Жусупов С. Ислам в Казахстане: прошлое, настоящее, будущее во взаимоотношениях государства и религии // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. – М., 2001.