Автор:
Галина Агапова (Астана, Казахстан)
Изучая состояние здоровья населения в ряде индустриально развитых стран мира, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выделила так называемые «факторы риска», т. е. причины, способствующие развитию различных заболеваний, среди которых несбалансированное питание и связанное с этим ожирение. Энергозатраты человека резко уменьшились и, по данным ВОЗ, находятся в большинстве случаев, на грани необходимого для поддержания нормальной жизнедеятельности уровня.
Проведенное на базе шейпинг-зала спортивного комплекса «Алатау» города Астана (Казахстан) тестирование показало, что в среднем женщины:
- в возрасте от 15 до 19 лет (97 человек) имеют лишнего веса 10,62 кг;
- в возрасте от 20 до 24 лет (85 человек) – 9,56 кг;
- в возрасте от 25 до 29 лет (90 человек) – 11,14 кг;
- в возрасте от 30 до 34 лет (70 человек) – 9, 04 кг лишнего веса.
Тестирование с учетом возраста включало измерение: веса, продольных размеров, плечевых показателей, обхватов (поперечных размеров) и калиперометрии.
Процента жира в организме женщин составлял: в возрасте от 15 до 19 лет – 34,57%, в возрасте от 20 до 24 лет – 34,19%, в возрасте от 25 до 29 лет – 36,53%, в возрасте от 30 до 34 лет – 33,99%, (в норме – от 15,5% до 24,5%). При этом во всех возрастных категориях, у женщин при избытке подкожного жира: 12, 54 кг; 11,76 кг; 14,08 кг; 11,49 кг наблюдался недостаток мышечной массы: -1,93 кг; -2,04 кг; -2,87 кг; -2,27 кг соответственно.
Как видим женщины от 15 до 34 лет во всех возрастных категориях стабильно имеют лишний вес, который складывается из избытка подкожного жира и недостатка мышечной массы. Отсюда и высокий процент жира.
Движение – биологическая потребность организма, самый естественный фактор и стимулятор жизнедеятельности [2, с. 6], поэтому восполнить дефицит двигательной активности можно с помощью регулярных занятий физическими упражнениями.
В последнее время физическая культура личности рассматривается в качестве цели физического воспитания в системе непрерывного образования [3, с. 428]. Государственный общеобразовательный стандарт образования республики Казахстан (ГОСО РК), образование высшее предусматривает обязательные занятия физической культурой в течение всего периода обучения по 4 часа в неделю [1, с. 8]. На наш взгляд, в целях интенсификации учебного процесса на занятиях физической культурой у студенток ВУЗов можно широко использовать шейпинг.
Программа занятий шейпингом была разработана ленинградскими специалистами под руководством И.В. Прохорцева в 1988 году. Название «шейпинг» является производным от английского слова «shape», что в переводе означает «формирование», «придание формы». Занятия шейпингом направлены на формирование внешних форм тела, позволяет корректировать отдельные параметры внешнего оформления телосложения, изменять фигуру и состав тела. Классический шейпинг – это система общеразвивающих упражнений гимнастического характера повышенной двигательной активности, направленная на физическое совершенство женского организма путем изменения соотношения между отдельными элементами состава тела.
Как у занятия физической культурой, структура практического занятия шейпингом, состоит из трех частей: подготовительной (разминки), основной и заключительной. В подготовительной части занятия используются 12–14 упражнений танцевального характера. Основная часть состоит из одиннадцати общеразвивающих упражнений определенной интенсивности и продолжительности, которыми оказывается локальное воздействие на следующие области занимающихся: шея, предплечья, руки спереди, руки сзади, плечи, грудь сверху, грудь снизу, спина, талия сверху, талия снизу, талия сбоку, талия сзади, ягодицы снизу, ягодицы сбоку, бедро спереди, бедро внутри, бедро сзади, бедро сбоку, голень. В отличие от общепринятого, в основной части занятия используется принцип проработки мышечных групп «снизу – вверх». Заключительная часть состоит из упражнений на гибкость и растяжку (стретчинг).
Основные упражнения в шейпинге
Двуглавая мышца плеча:
1. Руки вниз, вперед, в стороны ладонями наружу. Сгибание и разгибание рук. Плечо неподвижно, акцент на сгибание. Можно делать с небольшим отягощением.
Трехглавая мышца плеча:
1. Руки вверх. Сгибание рук до касания шеи и разгибание. Плечо неподвижно, акцент на разгибание. Можно делать с небольшим отягощением.
2. Руки назад. Сгибание рук и разгибание. Плечо неподвижно, акцент на разгибание. Можно делать с небольшим отягощением.
3. Упор лежа, упор лежа согнув ноги, кисти наружу. Сгибание и разгибание рук. Акцент на разгибание.
4. Упор сидя сзади, упор сзади прогнувшись, кисти вперед. Сгибание и разгибание рук. Акцент на разгибание. Плечи не поднимать, таз не опускать.
Широчайшие мышцы спины:
1. Наклон прогнувшись, руки вперед. Поднимание рук в стороны до сведения лопаток и опускание. Акцент на поднимание. Можно делать с небольшим отягощением.
2. Наклон прогнувшись, руки вперед – кверху. Сгибание рук назад до сведения лопаток и разгибание. Акцент на сгибание. Можно делать с небольшим отягощением.
3. Руки в стороны – кверху. Сгибание рук через стороны вниз до сведения лопаток и разгибание. Акцент на сгибание. Можно делать с небольшим отягощением.
Мышцы, выпрямляющие туловище:
1. Лежа на животе, руки вверх. Поднимание туловища и ног. Акцент на поднимание. Можно делать с небольшим отягощением.
2. Стоя. Наклон прогнувшись, руки назад, выпрямиться. Акцент на наклон. Можно делать с гимнастической палкой.
3. Глубокий наклон прогнувшись. Поднимание и опускание туловища. Акцент на поднимание.
Прямая мышца живота:
1. Лежа на спине. Поднимание и опускание туловища. Акцент на поднимание. Можно делать на наклонной доске.
2. Лежа на спине. Поднимание и опускание ног. Акцент на поднимание. Можно делать на наклонной доске.
3. Лежа на спине. Поднимание и опускание туловища и ног одновременно. Акцент на поднимание. Можно делать на наклонной доске.
Косые мышцы:
1. Наклоны туловища вперед, вправо, влево. Повороты туловища направо, налево.
2. Стоя на коленях. Отведение таза вправо, влево.
3. Стоя на коленях. Сед на правое, левое бедро.
4. Лежа на боку. Поднимание туловища, ног, туловища и ног одновременно. Акцент на поднимание.
Большие ягодичные мышцы:
1. Стоя, стоя на коленях в упоре, стоя на коленях в упоре на предплечья, лежа на животе. Поднимание и опускание ноги назад. Акцент на поднимание.
2. Стоя, стоя на коленях в упоре. Махи ногой к плечу.
3. Лежа на спине согнув ноги, упор сиди сзади, упор сзади прогнувшись. Поднимание и опускание таза. Акцент на поднимание.
4. Сед. Ходьба на ягодицах.
5. Стоя. Глубокие приседы, выпады.
Средние ягодичные мышцы:
1. Стоя, стоя на коленях в упоре, лежа на боку. Поднимание и опускание ноги в сторону, колено внутрь. Акцент на поднимание. Из положении лежа на боку можно делать на наклонной доске.
2. Стоя, стоя на коленях в упоре. Поднимание и опускание ноги назад-в сторону, колено наружу. Акцент на поднимание.
Четырехглавая мышца бедра:
1. Стоя, сидя, лежа. Поднимание ноги вперед, в сторону, коленом кверху. Акцент на поднимание.
2. Стоя, сидя лежа, подняв ногу вперед, в сторону, коленом кверху. Сгибание и разгибание ноги. Акцент на разгибание.
3. Стоя. Выпады вперед, в сторону.
Двуглавая мышца бедра:
1. Стоя, стоя на коленях в упоре, лежа на животе, нога назад. Сгибание и разгибание ноги. Акцент на сгибание и разгибание.
2. Стоя ноги врозь, ноги врозь правая, левая на полусогнутых. Наклон прогнувшись. Акцент на наклон.
Приводящие мышцы бедра:
1. Сед, сед углом упор сзади. Разведение и сведение ног.
2. Стойка ноги врозь, широкая стойка, стопы по прямой линии, колени наружу. Приседания и полуприседания.
Икроножные мышцы:
1. Стойка стопы параллельно, пятки вместе носки врозь, носки вместе пятки врозь. Поднимание на носки и опускание. Акцент на поднимание.
Практика применения шейпинга на занятиях физической культурой у студенток Евразийского национального университета улучшила эмоциональный фон занятий физической культурой, повысила заинтересованность студенток в регулярных занятих физическими упражнениями и увеличила моторную плотность занятий, что свидетельствует об эффективности использования шейпинг-методики.
Литература:
1. Государственный общеобразовательный стандарт образования республики Казахстан. Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения. ГОСО РК 5.04.019 – 2011. Астана, 2011.
2. Мехнин Ю.В., Мехнин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384 с.
3. Физическая культура: учебн. пособие / Под общ. ред. Е.В. Коневой. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 558 с.