Автор:
Ирина Пылишева (Гомель, Республика Беларусь)
Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода получения образования – непременное условие успешной деятельности профессиональной подготовки будущего специалиста. Важной задачей высшего образования, помимо формирования профессиональных навыков и профессионально важных качеств, является содействие молодежи в формировании нравственных качеств личности.
Актуальностью процесса образования и воспитания в Республике Беларусь являются: социальная адаптация молодежи, ее становление в качестве сознательных, идеологически зрелых граждан своего общества, где этика гражданственности выступает нравственным основанием и важнейшим идеологическим компонентом формирования гражданской и политической культуры будущего специалиста.
Проблема воспитания личности всегда была объектом исследования социологов, педагогов, психологов, которые рассматривали ее в соответствии с общей тенденцией развития общества и государства. Вопросы формирования гражданственности как важного качества личности нашли свое отражение в исследованиях Л. Н. Боголюбова, В. В. Мартыновой, Б. Т. Лихачева, И. Ф. Харламова, А. В. Петровского и др.
Нравственным идеалом этики гражданственности является активная гражданская позиция личности, которая характеризуется чувством сопричастности, ответственности за свое отечество и стремлением к деятельностному участию в ней. Помочь молодежи в приобщении к морально-идеологическим ценностям гражданственности и включении их в систему личных регулятивов, призвана вся система образования и в первую очередь – ее главное действующее лицо – педагог, который должен для этого сам обладать достаточно высокой политической, гражданственной и идеологической культурой [1, с. 88].
В настоящее время существуют самые разнообразные подходы к выделению структурных компонентов личности будущего специалиста, его деятельности и общения, разные взгляды на особенности и своеобразие его профессиональной и личностной компетентности.
К наиболее важным компонентам структуры личности будущего специалиста относятся: профессионально-педагогическая направленность; профессиональная активность; профессиональные знания и умения; профессиональные педагогические способности, память, мышление и воображение; профессиональное самосознание. Знание собственной профессионально-педагогической направленности, ее слабых и сильных сторон выступает в качестве условия определения перспективных линий саморазвития.
В процессе воспитания личности наиболее важное значение имеет ее нравственное формирование. Внедрение моральных норм, принципов, идеалов решается путем нравственного воспитания личности. Воспитание в педагогическом смысле – это специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.
Необходимость регулирования обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи: во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла; во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем, чтобы он смог сам направлять и контролировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, то есть предъявлять требования к другим людям и оценивать их поступки. Эта вторая задача и решается путем нравственного воспитания.
Содержание процесса нравственного воспитания в обществе определяется, прежде всего, его целями, которые обусловлены характером общественных отношений и соответствующей идеологией. Нравственное воспитание – составная часть единого процесса общественного воспитания, которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных склонностей, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств личности [2, с. 86].
Нравственное воспитание будущих специалистов представляет собой непрерывный и организуемый процесс деятельности в учреждениях образования, где молодежь включена в такие виды деятельности как учебная, общественная, патриотическая, коммуникативная и др.
Так, культура общения обеспечивается совокупным действием многих факторов: нравственных, психологических, социокультурных. Наиболее тесным образом уровень культуры общения связан с нравственными установками, ценностями, коммуникативными идеалами и стереотипами – с тем, что составляет понятие нравственной культуры личности. Нравственная культура любого общества в целом или отдельных личностей проявляется в определенном уровне их морального сознания; специфике нравственных отношений с окружающими; особенностях поведения и общения [1, с. 143].
Основными признаками нравственной культуры личности будущего специалиста являются:
-
уважительное отношение к однокурсникам, преподавателям, умение вести диалог;
-
активное слушание, умение слышать собеседника, а так же ставить перед собой ясные цели в ходе общения;
-
постоянное самосовершенствование, саморазвитие, умение давать обратную связь, анализ и рефлексия коммуникативной деятельности;
-
соблюдение принципа толерантности в общении;
-
умение решать проблемные и конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, профессиональной коммуникации, а так же в ходе неформального общения.
Основами нравственного воспитания личности будущего специалиста являются: формирование активной личностной и социальной позиции; развитие национального самосознания; формирование экологической грамотности и коммуникативной культуры; развитие готовности к личностному и профессиональному росту.
Целью идеологической и воспитательной работы в учреждениях образования Республики Беларусь является формирование у обучающихся основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности, позволяющих формировать глубокое уважение к национальному наследию народа Беларуси, чувство гордости за свою страну и готовность к выполнению социальной роли гражданина Республики Беларусь [3, с. 21].
В формировании личности обучающегося как будущего специалиста, патриота нашей страны можно добиться успешных результатов только в том случае, если в профессиональной деятельности педагогов, кураторов использовать системные и долгосрочные формы работы.
Нравственная культура охватывает все сферы личности – как духовную, так и волевую, все ее поведенческие проявления. Как интегральная характеристика растущего человека, нравственная культура определяет его существование и функционирование в соответствии с системой моральных ценностей, принципов, норм, идеалов и потребностей [4, с. 31].
В процессе формирования нравственной позиции молодежи в учреждениях образования необходимо решать следующие задачи:
1) сформировать теоретические представления о нравственном воспитании личности;
2) оказать помощь в приобщении молодежи к морально-идеологическим ценностям общества и гражданской позиции;
3) включить будущих специалистов в практическую деятельность по формированию патриотического сознания и нравственного воспитания личности;
4) совместно организовывать и осуществлять работу преподавателям, кураторам, педагогу социальному и педагогу-психологу по формированию идеологической, нравственной и гражданственной культуры личности обучающихся;
5) в ходе практических, семинарских и тренинговых занятий осуществлять работу по формированию нравственной сферы личности будущего специалиста.
Развитие нравственной позиции обучающихся на различных видах занятий в учреждениях образования должно осуществляется через предметно-тематическое содержание и комплекс основных методов, направленных на формирование саморазвития личности: игровое моделирование, коррекционные упражнения, тематические задания, анализ конфликтных ситуаций, групповая дискуссия и т.д. При этом необходимо чтобы молодежь принимала активное участие в общественной деятельности учреждения образования, различных научно-практических конференциях и семинарах.
Таким образом, процесс формирования нравственного воспитания личности студенческой молодежи в учреждениях образования должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества личности будущих специалистов: устойчивость научного мировоззрения, патриотизм, трудолюбие, сознательную дисциплину и культуру поведения.
Литература:
1. Мишаткина, Т. В. Педагогическая этика : учеб. пособие // Серия «Высшее образование» // Т. В. Мишаткина. – Ростов н / Д: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 304 с.
2. Новейший психолого-педагогический словарь // сост. Е. С. Рапацевич; под общ. ред. А. П. Астахова. – Минск : Современная школа, 2010. – 928 с.
3. Иванова, Е. М. Идеологическая и воспитательная работа: проблемы и перспективы // Е. М. Иванова // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2011. – № 7. – С. 20 – 23.
4. Поддубная, А. Ф. Формирование нравственности трудных подростков // А. Ф. Поддубная, Л. И. Лесун // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2011. – № 10. – С. 30 – 33.