Автор:
Анна Диль (Караганда, Казахстан)
Реализация Конституции, как важнейшая форма ее бытия, возможна только в рамках конституционной законности, т.е. неукоснительного соблюдения, исполнения, использования и применения конституционных норм, основываясь на верховенстве и стабильности, полном воплощении Основного закона страны в жизнь. Одним из механизмов обеспечения конституционной законности является конституционный контроль. Как отмечает, Г.Г. Арутюнян, главная миссия конституционного контроля - обеспечение верховенства и стабильности Конституции, сохранение конституционного разделения властей и гарантирование защиты конституционно закрепленных прав и свобод человека [1, с.6].
Конституционный контроль в Казахстане, осуществляется квазисудебным органом - Конституционным Советом Республики Казахстан. Его правовой статус определен в Конституции Республики Казахстан и Конституционном законе «О Конституционном Совете в Республике Казахстан» [2]. Главное функциональное назначение Конституционного Совета - обеспечение верховенства Конституции Республики Казахстан на всей территории республики.
В создании Конституционного Совета Республики Казахстан, определении его правового статуса и компетенции прослеживается некоторая ориентация на опыт Франции, где аналогичный институт функционирует с 1958 г. В то же время между ними имеются различия, которые все больше проявляются в практике деятельности органов конституционного контроля. В частности, эти отличия касаются порядка формирования названных органов. Так, срок полномочий членов Конституционного Совета Франции продолжительнее, чем у их коллег в Казахстане, и составляет 9 лет, при обновлении 1/3 его состава каждые 3 года (в Казахстане 6 лет, обновляется 1/2 часть его состава). Количество членов Совета Франции значительно больше: не 7 членов, как в Казахстане, а 9 [3, с.122].
Большинство государств, использующих континентальную модель конституционного контроля, устанавливают особые требования к членам органа конституционного контроля, которыми традиционно являются: наличие юридического образования и стажа работы по юридической специальности. Членом Конституционного Совета Республики Казахстан может быть гражданин республики не моложе тридцати лет, проживающий на территории республики, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет [2].
Относительно компетентности членов Конституционного Совета в казахстанской научной литературе высказывается мнение о том, что необходимо конституционно закрепить усложненные требования к уровню профессионализма. Ученые объясняют это действующей практикой работы органов конституционного контроля в зарубежных странах.
Например, в Индии судьей Верховного Суда может быть лицо, имеющее индийское гражданство, известное как выдающийся юрист, состоящее на протяжении, по крайней мере, десяти лет адвокатом при высоком суде или последовательно при двух и более судах (п. 3 ст.124 Конституции Индии) [4, с.176]. В Австрии, согласно ч. 2 ст. 147 австрийского Федерального конституционного закона Председатель Конституционного суда, его заместитель, шесть других членов и три запасных члена Суда назначаются Федеральным президентом по предложению Федерального правительства из числа судей, чиновников администрации и университетских профессоров права[5, с.263].
Семнадцатилетняя практика формирования Конституционного Совета в Казахстане показывает, что его состав всегда отличался самым высоким уровнем юридического профессионализма. За указанный период в состав Конституционного Совета входили (входят) 9 докторов юридических наук, все остальные бывшие и действующие члены являются заслуженными деятелями Казахстана, имеют почетные звания и награды[6].
Как верно отмечает С.Ф. Ударцев, в текущей жизни, пожалуй, только Конституционный Совет как орган, синтезирующий теорию, практику, юридическую науку и правоприменительный опыт, работающий на уровне основ позитивного права и порой выходящий на уровень взаимодействия позитивного права, законодательства и других форм права, основ права и справедливости, объективно ближе всего к научному пониманию права[7, с.20]. Отсюда вытекает тот факт, что именно на Конституционный Совет «возложена важная задача по формированию особой школы конституционного толкования, в основе которого должны лежать ценности казахстанского конституционализма: интересы человека, как высшей ценности общества, создание благоприятных условий его жизни, расширение его прав и свобод, охраняемых при помощи верховенства права, и поддерживаемых опорой на закон» [8, с.90] . Вследствие этого высокий профессиональный теоретический и практический юридический уровень знаний членов Конституционного Совета является залогом достижения вышеназванных задач деятельности.
Конституционное положение членов Конституционного Совета предполагает ряд ограничений, среди которых несовместимость совмещения с предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, депутатским мандатом, членством в политических партиях. В тоже время допускается преподавательская, научная и творческая деятельность членов Конституционного Совета. Особый статус члена предполагает также обладание иммунитетом народных представителей.
Круг вопросов, подлежащих компетентному рассмотрению органами конституционного контроля не всегда был таким, каким мы видим его сейчас. Как пишет Н.В. Витрук, исторически конституционное правосудие возникло для проверки конституционности законов парламента. Затем предметом рассмотрения конституционного суда стал вопрос конституционной ответственности главы государства за государственную измену, нарушение конституции и т.д. (импичмент). Предмет юрисдикции конституционных судов постепенно расширяется. В современных условиях компетенция конституционных судов в различных государствах разнообразна и индивидуальна [9, с.174].
Полномочия Конституционного Совета достаточно четко прописаны и законодательно закреплены в статье 72 Конституции Республики Казахстан и более подробно раскрываются в статьях17,18 Конституционного Закона «О Конституционном Совете Республики Казахстан» [2].
Все полномочия Конституционного Совета Республики Казахстан, соотносятся с тремя основными функциями государства: правоустановительной (правотворческой), правореализационной и правозащитной.
Говоря о роли Конституционного Совета в правотворчестве, С.Ф. Ударцев пишет, что эта деятельность направлена на проверку конституционности действующего законодательства, толкование смысла конституционных положений. В своей деятельности орган конституционного контроля выполняет две взаимосвязанные функции: стабилизации правовой системы (консервативная функция) и ее развития (динамики), обеспечивая оптимальное функционирование Конституции как оси и основы «живого права» [7, с.20].
Реализация проустановительной функции конкретизируется в следующих направлениях деятельности Конституционного Совета. Во-первых, это осуществление предварительного (превентивного) конституционного контроля еще не вступивших в законную силу принимаемых нормативно-правовых актов и международных договоров до их ратификации. Эффективность данной функции выражается в признании неконституционными законов, отдельных статей законов, принятых Парламентом, а также отдельных международных договоров по обращению Президента и иных субъектов обращения в Конституционный Совет. Всего за весь период деятельности Конституционного Совета было принято 25 нормативных постановлений о несоответствии нормативно-правовых актов Конституции Республики Казахстан [10].
Во-вторых, правотворческая деятельность Конституционного Совета начинается, на стадии его планирования. Нередко в актах Конституционного Совета обращается внимание субъектов законодательной инициативы на отдельные аспекты правового регулирования, требующие принятия законодательных мер, которые в последующем включаются в Планы законопроектных работ Правительства [10].
Важнейшей функцией Конституционного Совета является официальное толкование норм Конституции. Причем деятельность по разъяснению смысла конституционных норм является прерогативой только Конституционного Совета Казахстана и оказывает влияние, как на правотворчество, так и на правореализацию и защиту конституционных прав и свобод человека. Из всех обращений, поступивших в Конституционный Совет, более 40% составляют обращения об официальном толковании норм Конституции[11, с. 35].
В процессе осуществления официального толкования Конституционный Совет может открыть, высветить новые, порой не заметные с первого взгляда смыслы конституционных норм, что позволяет принять или не принять новое законодательство, открыть дверь для развития целых направлений правотворчества. Например, расширить смысл буквального текста в пределах смысла конституционной нормы, выделяя его новые, ранее не очевидные смысловые оттенки, Конституционный Совет открывает возможность для приращения назревшего нового пласта законодательства, вводит в конституционное поле новые секторы правовой сферы» [7, с.21].
Вся деятельность Конституционного Совета носит характер правозащитной, т.к. путем осуществления конституционного контроля, достигается конституционная законность, а, следовательно, охрана конституционных прав и свобод человека и гражданина. Пример этому - рассмотрение уже вступивших в законную силу законов Республики и иных нормативно-правовых актов на соответствие Конституции по обращениям специального круга субъектов, в котором нет граждан Казахстана. Это означает, что граждане Казахстана не имеют возможности напрямую обратиться в Конституционный Совет, а вправе осуществлять защиту своих конституционных прав и свобод опосредованно, т.е. через суды общей юрисдикции, которые при рассмотрении конкретного дела могут узреть несоответствие того или иного закона (нормы) Конституции, составить грамотное обращение к Конституционному Совету. На период, когда Конституционный Совет рассматривает обращение суда, судебное дело приостанавливается. Вопрос о расширении круга субъектов обращений в Конституционный Совет Казахстана является дискуссионным среди казахстанских ученых, большинство из которых настаивают на включении в число субъектов обращений Уполномоченного по правам человека и Генерального прокурора, в связи с тем, что эти государственные органы достаточно часто встречаются с нарушениями прав человека.
Огромное значение Конституционного Совета в деле гарантирования Конституции, а также в силу несудебного характера полномочий по конституционному контролю, надведомственный статус и юридическая сила принимаемых решений, позволяет говорить о его особом месте в системе разделения власти в Казахстане. В связи с этим, можно сделать вывод о том, что Конституционный Совет Республики Казахстан обладает статусом гаранта Конституции, осуществляющего конституционно-контрольные функции.
Литература:
1. Арутюнян Г.Г. Конституционный контроль: характер функционирования и развития системы. Монография. - М., 1997. - 183с.
2. Конституционный закон Республики Казахстан от 29 декабря 1995 года N 2737 "О Конституционном совете Республики Казахстан"// Официальный сайт Конституционного Совета Республики Казахстан. //www.constcouncil.kz/rus.
3.Остапович И.Ю. Образование Конституционного Совета Республики Казахстан, его конституционно-правовые основы//Вестник Томского государственного университета. 2010. №341 С. 122-125
4. Сравнительное конституционное право. Отв.ред. проф. Чиркин В.Е. – М.: издательская фирма «Манускрипт», 1996. – 760с.
5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Отв. ред. доктор юридических наук, профессор Б.А. Страшун. 3-е издание, обновленное и доработанное. – М.: Изд-во Бек, 2000. - 810с.
6. http://www.constcouncil.kz. //Официальный сайт Конституционного Совета Республики Казахстан.
7. Ударцев С. Конституционный Совет и правотворчество. //Зангер. 2011. №1 С. 20-22.
8. Кубеев Е.К., Амандыкова С.К. Конституция Республики Казахстан: теоретико-правовой анализ. — Алматы: Білім, 2008. — 301 с.
9. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс. – М.: Издательское объединение "ЮНИТИ", 1998. - 520с.
10. Доклад Председателя Конституционного Совета Республики Казахстан Рогова И.И. Влияние решений Конституционного Совета Республики Казахстан на законодательство и правоприменительную практику//www.constcourt.tj/rus/index.php?option =article&id=43.
11. Абайдельдинов Е. Некоторые аспекты деятельности Конституционного Совета Республики Казахстан в нормотворческом процессе. // Зангер.- 2011.- №1.- С.34-36
Научный руководитель:
д.ю.н., проф. КарГУ им. Е.А. Букетова, С.К. Амандыкова