Автор:
Назгуль Аужанова (Талдыкорган, Казахстан)
На сегодняшний день молодежь все больше увлекается западными танцами и ритмами. Вальс, без которого не обходился ни один вечер, постепенно приходит в забытие. А ведь он был одним из самых любимых танцев. Современной молодежи непременно нужно овладеть навыками этого удивительного, прекрасного танца – вальса. Ведь первый танец, которым начинается выпускной вечер при окончании школы – это вальс. Первый танец в день свадьбы тоже вальс. И привить любовь к вальсу, научиться его грамотно, с чувством танцевать – задача классных руководителей, кураторов групп в вузе, руководителей танцевальных кружков[1].
По своей популярности, по своему распространению и по длительности существования, вальс превосходит все другие бальные танцы. Уже в конце 18 века во многих европейских странах наблюдается повальное увлечение вальсом. Одна из немецких газет в 1794 году писала, что «вальс распространяется подобно эпидемии насморка».
В 19 веке вальс распространился по всей Европе, приняв в каждой стране особую национальную окраску. Внимательный слух музыканта сразу отличит венские вальсы от французских вальсов Л.Делиба, от известного «Грустного вальса» финского композитора Я.Сибелиуса.
Вальс насчитывает около 200 лет своей жизни. За это время многое в нем изменилось и обогатилось. Большинство европейских бытовых танцев, исполнявшихся на протяжении XVI–XIX веков в самых разнообразных общественных кругах, по своему происхождению были непосредственно связаны с народными плясками. В их числе старинная сарабанда, гавот, буррэ, жига, менуэт и многие более поздние танцы – вальс, мазурка, полька [2].
Разумеется, в новой общественной среде народный бытовой танец часто отдалялся от своего первоначального облика. Примером могут служить многие французские, народного происхождения, танцы XVII-XVIII веков, изменившиеся в придворной среде и по содержанию и по формам воплощения. Это не было случайным явлением. Уже в эпоху Ренессанса в Италии танец становится выразителем торжественного придворного этикета, обязательной частью всевозможных придворных церемоний.
С этого момента разделяются судьбы и цели народного (крестьянского) и придворного (дворянско-феодального) танца, Если крестьянский танец отличался живостью и естественной свободой движений, то дворянско-феодальный танец был сдержанным, чопорным и скопанным. Этому ограничению способствовала пышная одежда придворных.
Новая эпоха в развитии придворного танца начинается во Франции, во времена абсолютизма. Любимым танцем Европы с 1669 года становится менуэт, основанный на сдержанном, коротком шаге. Умению танцевать менуэт обычно обучались годами. И танцевали его не ради развлечения, а для поддержания сословного этикета.
Постепенно из среды окрепшей буржуазии начали выдвигаться новые течения в танцевальном искусстве.
Появляется сельский танец контрданс, попавший в Европу из Англии, который танцуют ради, веселого совместного времяпрепровождения. Под именем котильона, кадрили или лансье, контрданс в течение долгих лет остается любимым танцем публичных балов.
На смену контрдансу, в эпоху стабилизации буржуазного порядка, пришли еще более оживленные и интимные танцы. Эта новая эпоха неразрывно связана с расцветом вальса. Однако не следует думать, что с появлением вальса другие танцы прекратили свое существование. Они продолжали жить, отображая сдвиги, происходившие в различных социальных слоях буржуазного общества на рубеже XIX века. Это весьма чутко подметил В.А.Моцарт, воспроизведя в «Дон Жуане» в знаменитой сцене бала своеобразную «социологию танца». С замечательным музыкально-театральным мастерством он дал одновременное сочетание в различных углах сцены трех пар, танцующих в различных ритмах. Изысканный Оттавио с Донной Анной танцует менуэт, Дон Жуан с простодушной Церлиной – контрданс, а его слуга Лепорелло с крестьянином Мазетто отплясывают в это время незамысловатый скорый вальс [3].
Трудно назвать точную дату рождения вальса. Он появился в городском быту во 2-й половине 18 века, постепенно развившись из народных танцев Австрии, Чехии и Германии. Непосредственными предшественниками вальса были австрийский народный танец лендлер, основанный на оживленном кружащемся движении, чешский танец фуриант и польский куявяк (с характерным чередованием двух и трехдольных ритмов).
К началу XIX века вальс распространился по всей Европе, разрушая вековые представления об эстетике дворянского салонного танца. Вначале его танцевали только в демократических общественных кругах.
Аристократы считали вальс «вульгарным, низким», пришельцем из другого мира. Именно поэтому его продвижение почти во всех странах встречало препятствия и ограничения, но остановить распространение нового танца было невозможно. Демократический по своему характеру, вальс противопоставил чопорности и жеманности аристократических танцев простоту, непринужденность и естественность движения, оживленность и свободу обращения. Основу вальса составляет плавное, скользящее, как бы раскачивающееся, вращающееся движение в трехдольном размере.
Мелодии и ритмы этого нового танца стали проникать и в театральную и в инструментальную музыку. По свидетельству академика Б.В.Асафьева, «чуткий, эмоционально гибкий ритм вальса быстро охватил всю музыку Европы, внедряясь во все жанры».
Впервые па сцене вальс появился в 1786 году в опере Мартини-а-Солера «Редкая вещь». Мелодия женского квартета из этой оперы, выдержанная в скором вальсообрабразном движении, стала вскоре широко популярной.
Решающий шаг в закреплении характера музыки вальса был сделан немецким композитором К.М. фон Вебером в его концертной пьесе «Приглашение к танцу», написанной в 1819 г. для фортепиано и впоследствии переложенной Г.Л.Берлиозом для оркестра.
Вальс в своем развитии неразрывно связан с Веной, вторым (после Парижа) танцевальным центром Европы. Это была не сегодняшняя Вена, где вместо музыки часто слышится раздирающий душу визг и вой джазов – результат влияния американской и английской «культуры», где вместо прелестных и изящных движений вальса мы видим, как люди корчатся в непристойных позах, танцуя «буги-вуги». Это была Вена, где работали В.А.Моцарт, Людвиг ван Бетховен и Ф.Шуберт, где родился «король вальсов» Иоганн Штраус (сын).
Нельзя представить себе Вену XIX столетия без множества ресторанов с садом и без сада, но обязательно с оркестрами для танцев. Здесь венцы пели и танцевали венгерский чардаш, тирольские танцы, чешскую польку и, конечно, вальс.
Руководитель оркестра каждого крупного ресторана считал долгом чести создавать для своих музыкантов новую, собственного изобретения музыку.
В 30-х годах XIX века в Вене начинает звучать имя сочинителя вальсов Иосифа Ланнера, благодаря которому вальс приобретает мировое распространение. Сын перчаточного мастера, скрипач-самоучка, И.Ланнер организовал любительский квартет, в котором на альте играл 16-летний Иоганн Штраус – отец, сын владельца ресторана [4].
Ланнеровский квартет вскоре превратился в большой оркестр, популярность которого была очень велика. Так как И.Ланнер не мог поспевать во все места, куда его приглашали с оркестром, то он разделил его и во главе одной половины поставил Иоганна Штрауса-отца. И.Штраус-отец начинает писать музыку, и друзья становятся в положение конкурентов. Каждый из них изощряется в создании нового репертуара для своего оркестра
Вся интересующаяся танцами Вена разделилась на «ланнериаицев» и «штраусианцев». Конкуренты выступали в танцевальных залах, парках и садах.
Посещавший эти вечера, Г.Берлиоз писал: «Здесь молодежь предается страсти к танцу, очаровательной страсти, которая помогла венцам превратить салонный танец в предельно-художественное явление. Я проводил целые ночи напролет, наблюдал тысячи танцоров». Пусть вас не удивляет эта цифра–именно тысячи людей каждый вечер танцевали в Вене. На одной только масляничной неделе 1832 г. состоялось 772 бала, на которых перебывало 200.000 человек – ровно половина тогдашнего населения Вены.
После смерти И.Ланнера в 1842 г. слава И.Штрауса отца еще более упрочилась. Он написал свыше 250 вальсов, галопов и кадрилей, пользовавшихся в свое время популярностью.
Но «вальсовое» владычество И.Штрауса-отца было недолгим. Вскоре появляется новый конкурент, еще более талантливый и сильный. Это был его сын – Иоганн Штраус младший.
19-летним юношей, вопреки воле отца, он создал свой оркестр и выступил перед венской публикой. На следующий же день, «Венская газета» писала: «Доброй ночи, Ланнер. Добрый вечер, Штраус-отец! Доброе утро, Штраус-сын!».
15 октября 1844 года, набрав 15 человек музыкантов, И.Штраус-сын организовал свой первый танцевальный вечер! Штраус против Штрауса! Сенсация была огромной, и в танцевальном зале, где играл оркестр молодого И.Штрауса, как замечает современник, – «получить место за столиком было труднее, чем депутатское место в английском парламенте» Отныне между отцом и сыном начинается борьба за первенство в Вене. И.Штраус младший постепенно отвоевал все те районы, в которых до того властвовал оркестр его отца. Поединок продолжался с перерывами около пяти лет и прервался в 1849 году из-за смерти И.Штрауса-старшего [5].
Молодой И.Штраус уверенными шагами пробивает себе дорогу к мировой славе. Он объехал со своим оркестром все крупнейшие страны Европы, был в Америке – везде его выступления сопровождались подлинным триумфом.
Молодой И.Штраус с необычайной легкостью и быстротой сочинял музыку. Мелодии возникали подчас самым неожиданным образом и в самой неподходящей обстановке – записные книжки, ресторанное меню и даже собственные манжеты он часто превращал в нотную бумагу. Один за другим создавал Штраус свои замечательные вальсы, подкупающие поэтичностью, благородством и тонкостью художественного вкуса, яркой мелодической и ритмической изобретательностью, блестящим мастерством инструментовки, а, главное, исключительно ясным, полнокровным, жизнерадостным мироощущением. Лучшие из них словно рождены дыханием веселых улиц венских предместий того времени, навеяны поэзией огромного, как лес, венского парка. Недаром же одному из своих любимых вальсов И.Штраус дал название «Сказки венского леса». Мелодия другого вальса «Голубой Дунай», принесшего И.Штраусу мировую славу, стала настолько популярной, что считалась австрийской народной мелодией.
И.Штрауса младшего не случайно называли «королем вальса». Его музыка уже более 100 лет звучит и на танцевальных площадках и в концертах легкого жанра, и в опереточных театрах, и в серьезных симфонических концертах. И.Штраус написал 479 произведений, в числе которых 447 вальсов и 16 оперетт! [6].
В своем творчестве И.Штраус объединил понятия «серьезной» и «легкой» музыки. Он был «сочинителем танцев», но, сколько души, поэтичности, благородства, тонкости и вкуса вложил он в музыку этих танцев! Его мелодии свободно льются из души, в них, как говорил сам композитор, ему хотелось, и ликовать и все выплакать», в них слышится и шелест леса, и пение птиц, и плеск волн. Именно поэтому вальсы И.Штрауса и вся его музыка не потеряли своей прелести до настоящего времени.
Параллельно с широчайшим распространением вальса в быту, с появлением огромного количества чисто танцевальных пьес, вальс проникает и в камерную музыку многих западноевропейских композиторов и в оперную.
Очень много (около 250) вальсов для фортепиано написал крупнейший австрийский композитор Франц Шуберт. Его вальсы – это подлинные камерные миниатюры. Многие из них родились на так называемых «шубертиадах», т. е. на вечеринках в кампании друзей, где Ф.Шуберт всегда сидел за роялем и импровизировал для танцующих все новые и новые вальсы. Некоторые вальсы Ф.Шуберта появились во время его летних путешествий по Верхней Австрии, некоторые пыли специально сочинены для карнавального бала, для загородной прогулки и т. п. [4].
В вальсах Ф.Шуберта еще нет ни большого развития, ни обобщенности, которые впоследствии будут отличать «Вальс-фантазию» М.И.Глинки. В них еще очень много от быта. И все же, несмотря на их явное происхождение из бытового танца, они неизмеримо возвышаются над собственно танцевальной музыкой. Восприятие вальса русскими слушателями было многообразно и далеко от пустой развлекательности. В этом плане очень характерны обработки и простые подтекстовки вальса в русской вокальной музыке.
Каждая эпоха, каждая страна вносит в него свои характерные черты, старается обогатить его и сделать более разнообразным, и именно поэтому жанр вальса бессмертен. Он всегда будет оставаться одним из любимейших танцев человечества и всегда будет служить композиторам неиссякаемым источником художественного вдохновения.
Литература:
-
Аужанова Н.Б. Методические рекомендации по организации и проведению вечера вальса. ‒ Алматы: ГРЮБ, 1981. – 74 с.
-
Тарасов В. В мире вальса. /Статья к музыкальному сборнику, фирма «Мелодия», 1989.
-
Ивановский Н. П. Бальный танец XVI-XIX веков. – Л.-М.: Музыка, 1978.
-
Милан Кундера. Вальс на прощание. – Прага: Изд-во «Азбука-классика», 2002. – 288 с.
-
Vom Wiener Walzer zur Wiener Operette. – Hamburg., 1964.
-
e-mail: kastaliya@narod.ru