Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ВАЛЬСА

Автор: 
Назгуль Аужанова (Талдыкорган, Казахстан)

На сегодняшний день молодежь все больше увлекается западными танцами и ритмами. Вальс, без которого не обходился ни один вечер, постепенно приходит в забытие. А ведь он был одним из самых любимых танцев. Современной молодежи непременно нужно овладеть навыками этого удивительного, прекрасного танца – вальса. Ведь первый танец, которым начинается выпускной вечер при окончании школы – это вальс. Первый танец в день свадьбы тоже вальс. И привить любовь к вальсу, научиться его грамотно, с чувством танцевать – задача классных руководителей, кураторов групп в вузе, руководителей танцевальных кружков[1].

По своей популярности, по своему распространению и по длительности существования, вальс превосходит все дру­гие бальные танцы. Уже в конце 18 века во многих европей­ских странах наблюдается повальное увлечение вальсом. Од­на из немецких газет в 1794 году писала, что «вальс распрост­раняется подобно эпидемии насморка».

В 19 веке вальс распространился по всей Европе, приняв в каждой стране особую национальную окраску. Вниматель­ный слух музыканта сразу отличит венские вальсы от фран­цузских вальсов Л.Делиба, от известного «Грустного вальса» финского композитора Я.Сибелиуса.

Вальс насчитывает около 200 лет своей жизни. За это вре­мя многое в нем изменилось и обогатилось. Большинство европейских бытовых танцев, исполнявших­ся на протяжении XVI–XIX веков в самых разнообразных об­щественных кругах, по своему происхождению были непос­редственно связаны с народными плясками. В их числе старинная сарабанда, гавот, буррэ, жига, менуэт и многие более поздние танцы – вальс, мазурка, полька [2].

Разумеется, в новой общественной среде народный быто­вой танец часто отдалялся от своего первоначального облика. Примером могут служить многие французские, народного про­исхождения, танцы XVII-XVIII веков, изменившиеся в придворной среде и по содержанию и по формам воплощения. Это не было случайным явлением. Уже в эпоху Ренессанса в Ита­лии танец становится выразителем торжественного придвор­ного этикета, обязательной частью всевозможных придворных церемоний.

С этого момента разделяются судьбы и цели народного (крестьянского) и придворного (дворянско-феодального) тан­ца, Если крестьянский танец отличался живостью и естествен­ной свободой движений, то дворянско-феодальный танец был сдержанным, чопорным и скопанным. Этому ограничению спо­собствовала пышная одежда придворных.

Новая эпоха в развитии придворного танца начинается во Франции, во времена абсолютизма. Любимым танцем Европы с 1669 года становится менуэт, основанный на сдержанном, ко­ротком шаге. Умению танцевать менуэт обычно обучались годами. И танцевали его не ради развлечения, а для поддержания сос­ловного этикета.

Постепенно из среды окрепшей буржуазии начали выдви­гаться новые течения в танцевальном искусстве.

Появляется сельский танец контрданс, попавший в Европу из Англии, который танцуют ради, веселого совместного времяпрепровождения. Под именем котильона, кадрили или лан­сье, контрданс в течение долгих лет остается любимым танцем публичных балов.

На смену контрдансу, в эпоху стабилизации буржуазного порядка, пришли еще более оживленные и интимные танцы. Эта новая эпоха неразрывно связана с расцветом вальса. Од­нако не следует думать, что с появлением вальса другие танцы прекратили свое существование. Они продолжали жить, отоб­ражая сдвиги, происходившие в различных социальных слоях буржуазного общества на рубеже XIX века. Это весьма чутко подметил В.А.Моцарт, воспроизведя в «Дон Жуане» в знаменитой сцене бала своеобразную «социологию танца». С замечательным музыкально-театральным мастерством он дал одновре­менное сочетание в различных углах сцены трех пар, танцую­щих в различных ритмах. Изысканный Оттавио с Донной Ан­ной танцует менуэт, Дон Жуан с простодушной Церлиной – контрданс, а его слуга Лепорелло с крестьянином Мазетто от­плясывают в это время незамысловатый скорый вальс [3].

Трудно назвать точную дату рождения вальса. Он появил­ся в городском быту во 2-й половине 18 века, постепенно раз­вившись из народных танцев Австрии, Чехии и Германии. Не­посредственными предшественниками вальса были австрий­ский народный танец лендлер, основанный на оживленном кру­жащемся движении, чешский танец фуриант и польский куявяк (с характерным чередованием двух и трехдольных рит­мов).

К началу XIX века вальс распространился по всей Европе, разрушая вековые представления об эстетике дворянского салонного танца. Вначале его танцевали только в демократи­ческих общественных кругах.

Аристократы считали вальс «вульгарным, низким», при­шельцем из другого мира. Именно поэтому его продвижение почти во всех странах встречало препятствия и ограничения, но остановить распространение нового танца было невоз­можно. Демократический по своему характеру, вальс противо­поставил чопорности и жеманности аристократических танцев простоту, непринужденность и естественность движения, ожив­ленность и свободу обращения. Основу вальса составляет плавное, скользящее, как бы раскачивающееся, вращающееся движение в трехдольном размере.

Мелодии и ритмы этого нового танца стали проникать и в театральную и в инструментальную музыку. По свидетельству академика Б.В.Асафьева, «чуткий, эмоционально гибкий ритм вальса быстро охватил всю музыку Европы, внедряясь во все жанры».

Впервые па сцене вальс появился в 1786 году в опере Мартини-а-Солера «Редкая вещь». Мелодия женского квартета из этой оперы, выдержанная в скором вальсообрабразном движении, стала вскоре широко популярной.

Решающий шаг в закреплении характера музыки вальса был сделан немецким композитором К.М. фон Вебером в его концерт­ной пьесе «Приглашение к танцу», написанной в 1819 г. для фортепиано и впоследствии переложенной Г.Л.Берлиозом для оркестра.

Вальс в своем развитии неразрывно связан с Веной, вто­рым (после Парижа) танцевальным центром Европы. Это бы­ла не сегодняшняя Вена, где вместо музыки часто слышится раздирающий душу визг и вой джазов – результат влияния американской и английской «культуры», где вместо прелест­ных и изящных движений вальса мы видим, как люди корчатся в непристойных позах, танцуя «буги-вуги». Это была Вена, где работали В.А.Моцарт, Людвиг ван Бетховен и Ф.Шуберт, где родился «король вальсов» Иоганн Штраус (сын).

Нельзя представить себе Вену XIX столетия без множест­ва ресторанов с садом и без сада, но обязательно с оркестра­ми для танцев. Здесь венцы пели и танцевали венгерский чар­даш, тирольские танцы, чешскую польку и, конечно, вальс.

Руководитель оркестра каждого крупного ресторана счи­тал долгом чести создавать для своих музыкантов новую, соб­ственного изобретения музыку.

В 30-х годах XIX века в Вене начинает звучать имя сочини­теля вальсов Иосифа Ланнера, благодаря которому вальс приобретает мировое распространение. Сын перчаточного мас­тера, скрипач-самоучка, И.Ланнер организовал любительский квартет, в котором на альте играл 16-летний Иоганн Штраус – отец, сын владельца ресторана [4].

Ланнеровский квартет вскоре превратился в большой ор­кестр, популярность которого была очень велика. Так как И.Ланнер не мог поспевать во все места, куда его приглашали с оркестром, то он разделил его и во главе одной половины поставил Иоганна Штрауса-отца. И.Штраус-отец начинает писать музыку, и друзья становятся в положение конкурентов. Каждый из них изощряется в создании нового репертуара для своего оркестра

Вся интересующаяся танцами Вена разделилась на «ланнериаицев» и «штраусианцев». Конкуренты выступали в танцевальных залах, парках и садах.

Посещавший эти вечера, Г.Берлиоз писал: «Здесь молодежь предается страсти к танцу, очаровательной страсти, которая помогла венцам превратить салонный танец в предельно-ху­дожественное явление. Я проводил целые ночи напролет, наб­людал тысячи танцоров». Пусть вас не удивляет эта цифра–именно тысячи людей каждый вечер танцевали в Вене. На одной только масляничной неделе 1832 г. состоялось 772 бала, на которых перебывало 200.000 человек – ровно половина тогдашнего населения Ве­ны.

После смерти И.Ланнера в 1842 г. слава И.Штрауса отца еще более упрочилась. Он написал свыше 250 вальсов, галопов и кадрилей, пользовавшихся в свое время популярностью.

Но «вальсовое» владычество И.Штрауса-отца было недолгим. Вскоре появляется новый конкурент, еще более талантливый и сильный. Это был его сын – Иоганн Штраус младший.

19-летним юношей, вопреки воле отца, он создал свой ор­кестр и выступил перед венской публикой. На следующий же день, «Венская газета» писала: «Доброй ночи, Ланнер. Доб­рый вечер, Штраус-отец! Доброе утро, Штраус-сын!».

15 октября 1844 года, набрав 15 человек музыкантов, И.Штраус-сын организовал свой первый танцевальный вечер! Штраус против Штрауса! Сенсация была огромной, и в танцевальном зале, где играл оркестр молодого И.Штрауса, как замечает современник, – «получить место за столиком бы­ло труднее, чем депутатское место в английском парламенте» Отныне между отцом и сыном начинается борьба за пер­венство в Вене. И.Штраус младший постепенно отвоевал все те районы, в которых до того властвовал оркестр его отца. Поединок продолжался с перерывами около пяти лет и прервался в 1849 году из-за смерти И.Штрауса-старшего [5].

Молодой И.Штраус уверенными шагами пробивает себе до­рогу к мировой славе. Он объехал со своим оркестром все крупнейшие страны Европы, был в Америке – везде его выс­тупления сопровождались подлинным триумфом.

Молодой И.Штраус с необычайной легкостью и быстротой сочинял музыку. Мелодии возникали подчас самым неожидан­ным образом и в самой неподходящей обстановке – записные книжки, ресторанное меню и даже собственные манжеты он часто превращал в нотную бумагу. Один за другим создавал Штраус свои замечательные вальсы, подкупающие поэтич­ностью, благородством и тонкостью художественного вкуса, яркой мелодической и ритмической изобретательностью, блес­тящим мастерством инструментовки, а, главное, исключитель­но ясным, полнокровным, жизнерадостным мироощущением. Лучшие из них словно рождены дыханием веселых улиц венс­ких предместий того времени, навеяны поэзией огромного, как лес, венского парка. Недаром же одному из своих люби­мых вальсов И.Штраус дал название «Сказки венского леса». Мелодия другого вальса «Голубой Дунай», принесшего И.Штраусу мировую славу, стала настолько популярной, что считалась австрийской народной мелодией.

И.Штрауса младшего не случайно называли «королем валь­са». Его музыка уже более 100 лет звучит и на танцевальных площадках и в концертах легкого жанра, и в опереточных те­атрах, и в серьезных симфонических концертах. И.Штраус написал 479 произведений, в числе которых 447 вальсов и 16 оперетт! [6].

В своем творчестве И.Штраус объединил понятия «серьезной» и «легкой» музыки. Он был «сочинителем танцев», но, сколько души, поэтичности, благородства, тонкости и вкуса вложил он в музыку этих танцев! Его мелодии свободно льются из души, в них, как говорил сам композитор, ему хотелось, и ликовать и все выплакать», в них слышится и шелест леса, и пение птиц, и плеск волн. Именно поэтому вальсы И.Штрауса и вся его му­зыка не потеряли своей прелести до настоящего времени.

Параллельно с широчайшим распространением вальса в быту, с появлением огромного количества чисто танцевальных пьес, вальс проникает и в камерную музыку многих западно­европейских композиторов и в оперную.

Очень много (около 250) вальсов для фортепиано написал крупнейший австрийский композитор Франц Шуберт. Его вальсы – это подлинные камерные миниатюры. Многие из них родились на так называемых «шубертиадах», т. е. на вечерин­ках в кампании друзей, где Ф.Шуберт всегда сидел за роялем и импровизировал для танцующих все новые и новые вальсы. Некоторые вальсы Ф.Шуберта появились во время его летних путешествий по Верхней Австрии, некоторые пыли специаль­но сочинены для карнавального бала, для загородной прогул­ки и т. п. [4].

В вальсах Ф.Шуберта еще нет ни большого развития, ни обоб­щенности, которые впоследствии будут отличать «Вальс-фантазию» М.И.Глинки. В них еще очень много от быта. И все же, несмотря на их явное происхождение из бытового танца, они неизмеримо возвышаются над собственно танцевальной музыкой. Восприятие вальса русскими слушателями было многооб­разно и далеко от пустой развлекательности. В этом плане очень характерны обработки и простые подтекстовки вальса в русской вокальной музыке.

Каждая эпоха, каждая страна вносит в него свои харак­терные черты, старается обогатить его и сделать более разно­образным, и именно поэтому жанр вальса бессмертен. Он всег­да будет оставаться одним из любимейших танцев человечест­ва и всегда будет служить композиторам неиссякаемым источником художественного вдохновения.

Литература:

 

  1. Аужанова Н.Б. Методические рекомендации по организации и проведению вечера вальса. ‒ Алматы: ГРЮБ, 1981. – 74 с.

  2. Тарасов В. В мире вальса. /Статья к музыкальному сборнику, фирма «Мелодия», 1989.

  3. Ивановский Н. П. Бальный танец XVI-XIX веков. – Л.-М.: Музыка, 1978.

  4. Милан Кундера. Вальс на прощание. – Прага: Изд-во «Азбука-классика», 2002. – 288 с.

  5. Vom Wiener Walzer zur Wiener Operette. – Hamburg., 1964.

  6. e-mail: kastaliya@narod.ru