Автор:
Ольга Дубинина, (Таганрог, Россия)
Нравственная и социально-педагогическая дезадаптация молодого поколения, дестабилизация общества актуализируют проблему нравственного воспитания учащихся; возникает задача развития теории и практики нравственного воспитания, научного анализа, целостной организации культурно-информационного пространства, предоставляющего информацию о духовно-нравственном опыте и ценностях.
Исследование информационных процессов в культуре и образовании имеют теоретическое и практическое значение, так как любые изменения в человеческой деятельности связаны с информацией. Культурно-информационное пространство общеобразовательного учреждения может быть рассмотрено как информационное пространство и как адаптивная среда. Устойчивый интерес к информационным процессам в обществе, воспитании, образовании связан не только с проблемой становления информационного общества, но и с развитием концепции образовательной среды как адаптивно-информационного пространства.
Термин пространство задолго до того как вошел в психологию, педагогику, лингвистику и другие сферы общественных наук, рассматривался как философская категория, интерес к которой не ослабевал на протяжении всей истории философии. Определения понятия «пространство», представлены в толковых словарях русского литературного языка. Например, в словаре русского языка С.И.Ожегова, под пространством понимается «объективная реальность, форма существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом. Пространство и время»; «промежуток между чем-нибудь, место, где что-нибудь вмещается»; «поверхность, земельная площадь» [4].
Данный термин нашел отражение в Федеральном законе «Об образовании». Так, в тексте Закона «Об образовании», данный термин вводится в Статье 2: «Государственная политика в области образования основывается на принципе единства федерального культурного и образовательного пространства». Понимается та сфера деятельности, где осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, формирование и развитие его личности, индивидуальности. В рамках образовательного пространства реализуется формирование социально-духовного, интеллектуального и экономического потенциала нового общества, выращивание человеческого капитала. Таким образом, образовательное пространство выступает как потенциальность, некоторая возможность для социокультурной среды.
Е.В. Бондаревская культурно-информационное пространство рассматривает как систему взаимосвязанных источников информации, влияющих на нравственное становление личности в процессе освоения культурных образцов жизни. Для решения многоаспектных социально-педагогических проблем учащихся представляется актуальным вопрос организации культурно-информационного пространства образовательного учреждения. Процесс становления нравственного опыта младших школьников во многом обуславливается культурно-информационным пространством, с которым взаимодействуют учащиеся [2].
Воспитание нравственного опыта ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных ценностей и начал, расширяется сфера действия морального фактора.
Нравственный опыт является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношения к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.
Важной предпосылкой нравственного воспитания школьников, по мнению Н.Д. Никандрова, является общий нравственный “климат” в классе и школе, стиль отношений между учителями и детьми, детских взаимоотношений. В обстановке взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности каждый ученик ощущает себя полноправным членом коллектива. Такая обстановка благоприятствует развитию достоинств и преодолению недостатков школьников [3].
В.А. Караковский полагает, что организация множества интересных творческих дел, включенность в них ребят не всегда помогает простроить гуманистические отношения, которые связывали бы и детей, и взрослых в рамках школы, превращая ее в теплый и добрый дом для каждого ребенка. По мнению педагога-исследователя, необходимо максимально гуманизировать и интегрировать в образовательный процесс опыт отношений ученика, рождающийся в культурно-информационном пространстве, придать нравственный характер, что позволит ему стать главным воспитывающим фактором школьной среды. Система отношений (ученик-ученик, учитель-ученик, родители-учитель, взрослые-дети и др.) в своей совокупности предполагает определенную нравственную атмосферу в школе. Эффективность и характер влияния взаимоотношений в процессе нравственного развития личности зависят не только от их общей гуманистичности, но и от того, насколько благоприятно положение конкретного школьника в системе отношений [2].
С позиции личностно-ориентированного подхода взаимодействие участников педагогического процесса в культурно-информационной среде обретает черты полноценного межсубъектного общения. Педагог в такой ситуации востребуется как гуманная личность, поскольку внутренний мир школьника является частью содержания образования, а нравственный опыт, приобретаемый ребенком в школьной среде, становится главным критерием деятельности всего образовательного учреждения. Таким образом, необходимо создание культурно-информационного пространства школы, которое бы позволило осуществлять нравственное воспитание учащихся.
Выделяются принципы, которые положены в основу моделирования, для того, чтобы сконструированная на их основе культурно-информационной среды школы обладала перечисленными ранее признаками. К ним, по мнению Н. Н. Гладченковой, относятся:
– принцип целостности модели;
– принцип интегративности и многоаспектности;
– принцип избыточности и максимально охвата информации;
– принцип нравственной ориентации.
Принцип нравственной ориентации предполагает наличие общего позитивного информационного фона, определяющего атмосферу всего образовательного учреждения. При этом последняя играет основную, цементирующую роль в процессе духовно-нравственного становления личности младшего школьника.
Общими требованиями организации среды школы является соблюдение принципов природосообразности, культуросообразности, индивидуально-творческого подхода, жизнетворчества, сотрудничества детей с взрослых. Особое значение приобретают акты жизнетворчества, события, связанные с нравственным выбором и самоопределением, а так же включение учащихся в организацию собственного жизненного пространства и овладение субъектами способами взаимодействия в нем.
В моделировании культурно-информационной среды, ориентированной на становление нравственного опыта личности, нами учитывается следующая триада информационного взаимодействия:
– культурно-информационной пространство;
– среда образовательного учреждения;
– личность школьника [5].
В свете культурологического личностно-ориентированного подхода содержание образования включает аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий и личностный (системообразующий) компоненты, которые представлены следующими блоками модели: целевым, содержательным, операционно-деятельностным, аналитическим.
В основе моделирования культурно-информационной среды становления нравственного опыта личности лежит принцип обогащения педагогически значимыми событиями устоявшихся микросред:
- учебно-развивающей среды и внеклассной досугово-развивающей среды образовательного учреждения;
- внешкольной образовательной среды;
- массовокоммуникационной среды;
- семейной среды;
- возрастной среды;
- культуросозидающей среды просветительских учреждений.
В досугово-развивающей среде школы основными направлениями межсубъектного взаимодействия участников воспитательного процесса становятся:
- построение целостной внеклассной воспитательной системы, обеспечивающей свободную творческую самореализацию воспитателя и воспитанника;
- поэтапное вовлечение различных возрастных групп школьников в социально-значимые виды культурно-досуговой деятельности (например, концерты для ветеранов);
- насыщение досуга школьников на основе изучения и анализа социо-педагогического потенциала микрорайна и т.д.[5].
Концепция создания массовых коммуникационных сред предусматривает решение комплекса взаимоувязанных задач и проблем, ориентированных на разработку и развитие:
- обучающих компьютерных программ как базового, так и дополнительного образования;
- использование в учебно-воспитательном процессе электронных информационных хранилищ, включая технологию подготовки, создания, хранения, изменения и оперативного доступа к информации в различных формах представления (текстовой, аудио, видео, мультимедиа, гипермедиа);
- виртуальных музеев и лабораторий; и др [5].
Таким образом, культурно-информационная среда школы должна быть ориентирована на нравственное саморазвитие и самоопределение школьников в ходе овладения знаниями, на развитие их мышления, чувств и личного опыта. Доброжелательность, сердечность, творчество, взаимопонимание и взаимная забота учителя и учащихся определяют атмосферу урока и внеурочной деятельности. Культурно-информационная среда предполагает обеспечение уважения к чужому мнению, проявление таких субъектных свойств учащихся, как участие в диалоге и умение делать выбор, отстаивание своей позиции в оценке фактов, событий, поисков и открытий, ответственность и самодисциплину. Со стороны учителя должна осуществляется помощь и поддержка индивидуальности ребенка, поощрение творческих достижений школьников в ходе реализации стратегии сотрудничества в работе с классом и с отдельным учащимся.
Литература:
-
Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности // Основные положение концепции воспитания в изменившихся условиях. Ростов-на-Дону. - 1993.
-
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание!- М.,-2000
-
Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России. // Педагогика. – 2008. - №9. - C. 3-12.
-
Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник. - 2008.
-
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.- М. - 2000.
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент Пуйлова Марина Алексеевна.