Автор:
Елена Егорова, Наталья Полунина (Таганрог, Россия)
К воспитанию умного, доброго, честного и сильного человека стремились во все времена. Современные дети должны воспитываться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического общества и государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Особую роль в воспитании данных качеств играет начальная школа. Это основа формирования личности. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
В. А. Сухомлинский в своей книге «Как воспитать человека» писал: «Смысл патриотического становления заключается в том, что этот уголок на всю жизнь входит в душу, волнует как первый животворный источник, с которого каждый из нас начался…». Для каждого человека Родина начинается с чего-то малого и неприметного и до последнего дыхания остается с ним. Это наш родной уголок, воплощающий в себе живой образ нашего Отечества [цит. по 3].
В соответствии с требованиями ФГОС на ступени начального общего образования в процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры школьников, должны решаться следующие задачи:
- воспитывать личность, осознающую достоинства человека, терпимость;
- формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путем;
- воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения;
- формировать уважительное отношения к жизни, осознание права каждого на жизнь;
- формировать гражданственную позицию ученика: «Я - россиянин»;
- развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно-исторических традиций родного села, города, других народов [4] .
Основной целью гражданского и правового воспитания школьников является формирование правосознания и правовой культуры обучающихся, воспитание младших школьников в духе гражданственности, патриотизма.
Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций.
Гражданское воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. В толковом словаре В. И. Даля слово "патриот" означает "любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник" [2].
Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме - уважение и солидарность с другими народами и странами. Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов [3].
Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.
Некоторые педагоги испытывает трудности в своей деятельности в силу того, что цели, задачи, содержание, основные направления воспитания хотя и разрабатываются, но мало внедряются в практику. Возникают затруднения в выборе приоритетных направлении в воспитательном процессе, а также средств и способов формирования у школьников гражданских качеств.
В МОБУ СОШ № 10 г. Таганрога уделяется большое внимание гражданскому воспитанию младших школьников. Так, в частности, проводятся внеурочные мероприятия, направленные на формирование у детей гражданственности, любви к малой родине, к выдающимся землякам.
В ряду таких мероприятий тематические деловые игры «Я гражданин», «Таганрог и знаменитости» и другие. В ходе которых дети обобщают уже имеющие у них знания, отвечая на предложенные учителем вопросы:
- В какой стране мы живем?
- Какой город является столицей нашего государства?
- Как называют жителей нашего государства?
- Кто является главой нашего государства?
- Как называется государственный символ, на котором изображен двуглавый орел?
- Как называется главный закон нашего государства? и др.
Помимо этого учитель дает детям и новые знания, которые могут быть представлены в виде беседы следующего содержания: «Со словом «Родина» тесно связаны слова «Отчизна», «Отечество». Понятие Родина – это память обо всем, что нам дорого. Это люди и их дела, это родная земля со всем, что растет на ней и существует. Россия подобна огромному дереву, в котором корни – это наше прошлое, наша история, наши деды, прадеды. Человеку необходимо знать свои корни, историю своей Родины, государства, города. И тогда такой человек может назвать себя гражданином своей Родины».
Подобные беседы дают детям представление об основных понятиях, которые помогают в формировании гражданской позиции, мировоззрения школьников.
Очень важно начинать работу по гражданскому воспитанию с воспитания любви к малой родине, к своим родным местам; формирования бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа. В этой связи целесообразно начинать работу со знакомства с известными земляками.
Приведем фрагмент мероприятия «Все начинается с детства», целью которого являлось знакомство учащихся с детскими годами Антона Чехова – великого земляка, семейными устоями Чеховых. Учитель предлагает отправиться в путешествие, чтобы познакомиться с детством будущего писателя, с домашними устоями семьи, выяснить, как этот период жизни повлиял на становление характера Антона Павловича Чехова. «Старших сыновей Павел Егорович привлек к занятиям в церковном хоре, и к сидению в лавке добавилась еще одна каторга – вечерние и ночные спевки. Правду говорят, что нет худа без добра. Спустя годы таганрогские впечатления детства органично переплавятся в рассказах писателя: «Певчие», «Канитель», «На страстной неделе», «Ванька», «Спать хочется», «Отец семейства», «Тяжелые люди».
Целесообразно проводить викторины, которые актуализируют представления детей не только о знаменитом земляке, но и о достопримечательностях родного города, которые связаны с его именем.
Так, например, в ходе викторины «Знаешь ли ты Чеховские места в Таганроге?» ученикам предлагаются фотоматериалы, на которых представлены места города, связанные с именем А.П. Чехова. Детям необходимо назвать это место в городе и сделать короткое сообщение о нем, которое в дальнейшем будет дополнено новой для детей информацией от учителя. В ходе беседы учитель сообщает детям, что писатель всегда отзывался о родном городе сердечно: «милый город», «хороший город», «недурной город». Он говорит следующее: «Таганрог становится красивым, жить в нем будет удобно, вероятно, в старости (если доживу) я буду завидовать вам..», «…радуюсь за родной город, делающий в последние годы крупные культурные успехи».
Подобного рода работа способствует развитию у детей чувства гордости за свою малую родину. На таких мероприятиях дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной страны, что они граждане России, россияне. Начиная знакомство детей с малой родиной городом, где они живут, необходимо постепенно подводить их к пониманию того, что их город - часть большой страны, а они, дети, – жители России, граждане страны, у которых есть права и обязанности.
При осуществлении гражданско-правового воспитания необходимо осуществлять взаимодействие семьи и школы, активно включать родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность. Наиболее приемлемыми формами работы при этом будут являться:
- уроки мужества;
- классные часы;
- экскурсии в музеи;
- выставки детских работ;
- благотворительные акции «Вам защитники Отечества»;
- часы общения;
- внеклассные мероприятия;
- конкурсы.
В классе могут быть проведены мероприятия: «Корни моей семьи», «Традиции семьи», «Здоровый образ жизни» «Я маленький гражданин России» и другие, викторины «Колесо истории», «Счастливый случай», час общения «День пожилого человека», классный час «История родного города».
Без любви к своей стране и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, положительные качества личности, а любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам. Любовь к родному селу, городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка.
Литература:
-
Гревцева, Г. Я. Воспитание основ гражданственности у младших школьников / Г. Я. Гревцева // Начальная школа. – 2005. - №9. С. 14-16.
-
Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. - М., 1955. - Т. 3. - С. 24.
-
Кукушин, В. С. Теория и методика воспитания / В. С. Кукушин. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 508 с.
-
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).