Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор: 
Марина Пуйлова, Джепа Юлия (Таганрог, Россия)

Вопросы нравственного воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда. В настоящее время, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Современные ученые указывают на то, что в настоящее время явно проявляется болезнь духа нации, распространяется пессимизм, отчаяние, безысходность. И в школе такие явления налицо. У детей нет веры ни во что, они не знают своих корней, вытравлено чувство коллективизма, у детей отсутствует стремление помочь друг другу, нет доброты сострадания к товарищу [4].

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Значение и функции начальной школы в системе непрерывного образования определяются не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Несмотря на важность рассматриваемых вопросов, решение задачи нравственного воспитания молодого поколения в процессе внеурочной деятельности исследовано на недостаточном уровне.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте начального общего образования уделено большое внимание формированию нравственности обучающихся. В нем указаны главные направления программы духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста. В основу этой программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать соблюдение следующих условий:

- создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

- формирование целостной образовательной среды, включающей урочную,

внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику;

- формирование у обучающегося активной деятельностной позиции [5].

Все эти требования можно осуществить, только в насыщенной внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность обладает серьезным потенциалом в формировании и развитии личности ребёнка, совершенствует заложенное в ребенке природой, помогает корректировать поведение и сознание.

Основной целью внеурочной работы как раз и является развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, адаптация к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Она способствует воспитанию в них добра, милосердия, справедливости. Все это делается не просто так, ведь в настоящее время одной из основных задач школы становится «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности», а выпускник школы, как указано в стандартах второго поколения, должен быть «носителем ценностей гражданского общества» [1, 6].

В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка. Нравственность - особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности. Он писал, что необходимо учить "умению чувствовать человека". "Никто не учит маленького человека: "Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное". Все дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать". Также считал, что незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает. В этом отношении школа, а именно грамотно организованная внеурочная деятельность, является важным звеном в системе воспитания подрастающего поколения.

Внеклассная или, по мнению П.И. Пидкасистого, также внеурочная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время. Внеклассная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки [2].

З.Н. Васильева выделяет следующие виды внеклассной работы:

- традиционные: устный журнал, классный час, этическая беседа, гостиная;

- дискуссионные: диспут, защита проекта, вечер разгаданных и неразгаданных тайн;

- национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы;

- нестандартные: танцевальный ринг, поэтический кросс.

В качестве примера приведем фрагмент занятия «Мои земляки». Основной задачей этого внеклассного мероприятия является воспитание интереса к творчеству А.П. Чехова и любви к малой родине. Учитель предлагает отправиться в путешествие во времени и познакомиться с детством писателя-земляка, с традициями семьи Чеховых и выяснить, как этот период жизни повлиял на становление характера будущего писателя. В ходе мероприятия детям были предложены тексты рассказов, портреты членов семьи писателя, фотографии с видами старого Таганрога. В ходе занятия использовались фрагменты заметок историков и писателей, которые повествуют о семейных укладах. Например, детям предлагается отрывок из произведения Л. Кузичева для обсуждения: «…Дома решительно все подчинено мнению и решению главы семьи. Вне дома следует полагаться на суждения людей, которых Павел Егорович Чехов почитал как умных, достойных, признанных…Внушал старшим детям свою норму жизни домашними средствами: побоями, копейкой, нравоучениями….». Из данного фрагмента дети могли сделать вывод о строгом воспитании тех лет. С помощью фотографий родного города дети имели возможность судить о том, насколько серьезные изменения произошли в родном городе: его архитектуре, промышленности, культуре и т.д.

Внеурочная деятельность обладает большим потенциалом в формировании нравственных качеств. Она обычно сопровождается ярким интересом детей, их стремлением реализовать себя, раскрыть свои таланты. Они с удовольствием принимают участие во всех мероприятиях организуемых учителем. Внеклассной работе присущ добровольный характер, в отличие от обязательной учебной деятельности. Внеурочный характер занятий выражается в отсутствии строгой урочной регламентации, касающейся времени, места, формы их проведения, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценивания в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, сборов, выпуска стенгазет и т. п. Все это способствует эффективной реализации задач нравственного воспитания.

Внеурочная деятельность позволяет детям в раннем возрасте узнать историю родного края, страны, проникнуться любовью и уважением к людям, ставшим частью этой истории. Именно внеурочная работа позволяет воспитать из младших школьников настоящих патриотов и поистине нравственных людей.

Литература:

 

  1. Макушева, О.А. Нравственное воспитание личности ребёнка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedsovet.su/

  2. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей/ под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 608 с.

  3. Провоторова, В.П. Нравственное развитие младших школьников во внеучебной деятельности [Текст] / В.П. Проворотова // Начальная школа. – 2011. - № 1. - С . 51-53.

  4. Пуйлова, М.А. Актуальные проблемы общекультурной подготовки выпускников школ. Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. – Таганрог: Изд. центр Таганрог.гос.пед. ин-та. - 2009. №2.-412с.

  5. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).

  6. Ходоренко, Е.П. Нравственное воспитание учащихся начальной школы [Электронный ресурс]. - http://1september.ru/