Автор:
Марина Пуйлова, Татьяна Шевелева (Таганрог, Россия)
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики. Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного пространства именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
В настоящее время в законодательных документах, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, большое внимание уделяется вопросам обучения и развития детей с ОВЗ. Так, в частности, в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) особое внимание уделено вопросам обеспечения условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья [1].
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания [2].
В категорию детей с ОВЗ относятся дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.
Ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность ребенка с ОВЗ непосредственно связаны не с первичным биологическим неблагополучием, а с его "социальным вывихом" (метафора Л.С.Выготского). Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом и культурой как источником развития человека.
В то же время обычный взрослый носитель культуры, как правило, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения в среде сверстников, в социуме, в мире культуры.
В силу этого дети с ОВЗ наряду с характерными для их сверстников познавательными интересами и образовательными потребностями имеют специфические – особые - потребности обучения.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку определяются спецификой нарушения психического развития. Они определяют особую логику построения учебного процесса для детей с теми или иными нарушениями, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ, как-то:
- начать специальное – коррекционное - обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития, как можно раньше при подготовке ребенка к школьному обучению;
- индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
- ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
- использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения и облегчающие усвоение учебного материала;
- обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
- максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Учет особых образовательных потребностей различных категорий детей с ОВЗ, обусловленных характером (типом) и выраженностью нарушений, ориентация на максимальное удовлетворение этих потребностей наряду с необходимостью реализации общего стандарта образования - необходимое условие эффективности инклюзивного обучения.
Исследование состояния образования детей с ОВЗ в г. Таганроге позволило получить следующие статистические данные:
всего детей с ОВЗ – 435 чел.
посещают массовую школу – 149 чел.
посещают специальные коррекционные образовательные учреждения – 112 чел.
обучаются индивидуально (на дому) – 59 чел.
обучаются дистанционно – 19 чел
В современном мире увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в усвоении школьной программы. Для них требуется создание специальных условий обучения и воспитания, и возникает необходимость комплексного сопровождения таких детей в условиях школьных учреждений. Иными словами необходима безбарьерная образовательная среда, которая бы позволила детям с ОВЗ реализовать в полной мере свои образовательные потребности. В связи с этим возникает необходимость создания инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ.
Ученые рассматривают инклюзивное образование как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ограниченными возможностями здоровья доступное обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей [2]. Существует ошибочное мнение о том, что инклюзия это:
- специализированные классы;
- обучение ребенка без необходимой поддержки;
- группы кратковременного пребывания.
Инклюзивное образование детей с ОВЗ – новое перспективное стратегическое направление образовательной политики, в значительной степени затрагивающее основы образования, которое предполагает соблюдение определенных условий, для безбарьерной образовательной среды. Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с ОВЗ к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.
Тем не менее, на пути реализации инклюзивного образования существуют определенные барьеры. К таковым относятся:
- архитектурная недоступность школ;
- дети признаются необучаемыми;
- учителя не готовы к инклюзии;
- родители детей инвалидов не владеют в достаточной степени информацией об инклюзии.
При организации инклюзивного образовательного пространства необходимо учитывать следующие аспекты:
- все учащиеся должны быть заинтересованы в жизни коллектива;
- соблюдение равноправия обучающихся;
- развитие коммуникативных способностей.
На практике вопросы обеспечения детей с ОВЗ необходимыми условиями для образования недостаточно разработаны.
Анализ проблемы инклюзивного образования позволяет определить основные мероприятия, которые будут способствовать созданию инклюзивного образовательного пространства. К ним необходимо отнести в первую очередь:
- создание необходимых условий в социальной среде (позитивное общественное мнение об обучении детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях и городская среда);
- создание необходимых условий в школьной среде (общая инфраструктура школы и специальные условия для детей с ОВЗ).
В современной школе желательно комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, оно строится на взаимодействии специальных служб: медико – психолого–педагогической комиссии, учителей – логопедов, педагогов – психологов, медицинских работников, инструкторов по физическому воспитанию, воспитателей групп с обязательным привлечением в образовательный процесс семей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Также необходимым условием реализации инклюзивной образовательной среды является вовлечение представителей общественности, родителей в организацию совместной деятельности и досуга детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях.
Работа коллектива должна иметь своей целью определение наиболее действенной модели воспитания и развития детей – инвалидов в условиях школьного образовательного учреждения, их социальную реабилитацию и интеграцию в общество здоровых сверстников. Несмотря на то, что залогом успеха интеграции может служить тот факт, что у здоровых школьников в силу их возраста еще не выработалось распространенное в нашем обществе пренебрежительное или настороженное отношение к инвалиду, следует признать, что и естественного интереса и желания близко контактировать с необычным сверстником тоже не было. Такой ребенок может восприниматься как скучный, грустный, злой, осторожный и др. Поэтому потребность в общении с ним надо стимулировать. Для этого недостаточно беседы нравственного порядка. Необходимо постоянно включать детей в совместную деятельность.
Для ребенка-инвалида обучение в школе – способ вырваться из изоляции, доказать, что он такой же, как и все. А для «обычных» детей – возможность понять и изменить существующее мнение об инвалидах, научиться не жалеть и унижать их, а уважать и считать равными себе, полноценными людьми, коллектив здоровых сверстников положительно повлияет на детей с особыми образовательными потребностями.
Литература:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
-
Малофеев, Н.Н. Социокультурные факторы, определяющие закономерность развития интеграции в образовании [Электронный ресурс] / Н.Н. Малофеев // Детский сад и школа для всех: мультимедийное интерактивное учеб. пособие. - М.: УРАО «Институт коррекционной педагогики», 2008. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: \ www.yougscience.ru