Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

Институциональные подходы в исследованиях конкурентоспособности

Автор: 
Ануарбек Аймен, Евгения Ткач (Тараз, Казахстан)

 

В условиях глобализации экономики изучение институциональных подходов к анализу конкурентоспособности региона является актуальным для исследования и разработки путей развития страны в целом. Институциональная школа в экономических исследованиях берет свое начало в американской интеллектуальной традиции начала ХХ века, начиная с Т. Веблена. К ней относят Дж. Коммонса, Дж. Кларка, У. Митчела, У. Гамильтона. В рамках этой теории институты рассматривались как образцы и нормы поведения [1], а также привычки мышления [2], влияющие на выбор стратегий экономического выбора.

Институционализм, как и ортодоксальная теория, освещает все формы человеческого взаимодействия, наравне с понятием «обмен» используются также термины «сделка» и «трансакция». Речь идет не только об обмене материальными благами, но и о более широкой их трактовке - условия обмена представляют собой контракт [3]. Целесообразно для их анализа конструировать структурно схожий понятийный аппарат. Необходимо составить список объяснений, переводящих термины неоинституционалистов на язык ортодоксальных экономистов. С нашей точки зрения необходимо выделить экономию трансакционных издержек, которая реализует принцип максимизации.

В отношении определения оптимальной величины трансакционных издержек существуют самые различные точки зрения. На наш взгляд, при определении оптимального объема трансакционных издержек необходимо использовать дифференцированный подход. Их плановое увеличение может происходить только лишь в масштабах, ограниченных бюджетом предприятий в регионе, что в дальнейшем позволит свести к минимуму трансакционные издержки на последующих ее этапах а также совершенствовать структуру общих затрат по осуществлению хозяйственной жизни.

Исследователь Кирдина С.Г. считает, что применение институциональных подходов позволит получать или «методологически сопровождать» интересные результаты конкретных работ, имеющих не только теоретическое, но и прикладное значение, например, издержки производства [4]. Как было отмечено, в экономической науке денежная часть затрат получила название трансакционных издержек. В настоящее время сформулировать «единственное верное» определение трансакционных издержек не представляется возможным из-за широкого видового состава.

В отношении определения оптимальной величины трансакционных издержек существуют самые различные точки зрения. Так, например, по мнению отдельных специалистов, к транзакционным издержкам неприменим критерий минимизации, и позитивной считается тенденция к их увеличению. Другой точки зрения придерживаются специалисты, считающие, что величина трансакционных издержек должна быть минимальна. Это позволит снизить себестоимость производимой продукции или оказываемых услуг, а следовательно, повысить их конкурентоспособность на рынке [5].

Потребность в повышении конкурентоспособности обусловливает необходимость сокращения затрат, складывающихся как в процессе производства, так и в сфере товарного обращения. Одним из наиболее эффективных инструментов рационализации трансакционных и логистических издержек предприятий в регионе является бенчмаркинг - активная деятельность персонала, направленная на поиск конкурентных преимуществ во внешней среде, оценку их эффективности, обучение на лучших примерах ведения бизнеса (независимо от его размера, сферы применения и географического положения).

Известный ученый М. Блауг, указывает: «Школа институциональной теорий представляет собой не более чем легкую склонность к отступлению от ортодоксальной экономической науки» [6]. На основе анализа институциональных концепций нами предложено следующее определение институционального подхода: подход, который рассматривает набор явлений, то есть экономическое поведение субъектов локального рынка в регионе, осуществляет анализ поведения важнейших экономических институтов, их деятельность в тех или иных институциональных рамках. Институциональный подход, по нашему мнению, базируется одновременно на активном освоении и творческой адаптации зарубежных концепций; синтезе разнообразных подходов; конструировании на их основе новых оригинальных методологических схем анализа.

Регионы (муниципальные образования), подверженные в той или иной степени процессу дерегулирования, можно разбить на три большие категории:

  1. Потенциально конкурентные, в которых конкуренция и желательна, и возможна.

  2. Регионы (муниципальные образования) где дерегулирование должно сопровождаться специальными усилиями политики поддержки региональной конкуренции, так чтобы организационная эффективность внешних и внутренних рынков не привела к росту затрат или снижению качества поставляемых услуг.

  3. Регионы, где оптимальной формой дерегулирования становится не частная собственность как таковая, а замена производства на государственных предприятиях контрактами с частными агентами.

Следует отметить, что составляющей процесса дерегулирования является ослабление входных барьеров в отрасль. В регионе такие барьеры вызваны необходимостью охраны недр, природных ресурсов, регулированием использования земли (строительство) или же заботой о безопасности людей. Барьеры входа могут быть как технологическими, связанными с особенностями производства данного товара, так и административными, связанными с деятельностью региональных органов управления. В регионе такие барьеры вызваны необходимостью охраны недр, природных ресурсов, регулированием использования земли (строительство) или же заботой о безопасности людей.

Существование таких барьеров - необходимая часть регулирования экономической деятельности. Проблема дерегулирования состоит в том, чтобы доказать, что эти барьеры являются не обязательными, их можно и нужно убрать или существенно снизить. В этом случае возникнет рыночная среда, которая сама во многом решит проблемы эффективности распределения и пользования ресурсов, а также повышения качества обслуживания.

Исполнительным органам власти в регионе необходимо проводить приемлемую политику, нацеленную на стратегическое развитие региона, создание благоприятного инвестиционного климата в нем. Немаловажную роль играет работа администрации в развитии условий, необходимых для малого предпринимательства на локальных рынках. Все вышеперечисленное повысит конкурентоспособность самого региона. Возникает необходимость анализа современных систем муниципального управления и рассмотрение законов и реформ, направленных на усиление власти на местах. Такие структурные элементы совокупного спроса как потребительский и инвестиционный, во многом определяются местом региона в общественном разделении труда, его специализацией и отраслевой структурой, удаленностью от рынков ресурсов и сбыта.

Оптимальное сочетание видов деятельности региона обеспечивает конкурентное преимущество и его устойчивость. М. Портер выделяет три критерия подбора видов деятельности организации:

1) виды деятельности должны быть совместимы между собой и не противоречить общей стратегии; 2) согласованность гарантирует, что конкурентные преимущества всех видов деятельности аккумулируются, а не приводит к тому, что отдельные виды деятельности вытесняют частично или полностью друг друга; 3) виды деятельности должны усиливать действие других, оптимизировать усилия. Рассмотрев критерии подбора Портера, необходимо отметить: конкурентное преимущество вырастает из всей системы видов деятельности в регионе.

Для анализа конкурентоспособности региона нами предлагается использование следующих институциональных подходов: институциональный подход, основанный на концепции конкурентоспособности региона, программно-целевой подход, системный, комплексный и контрактный.

Институциональный подход к оценке конкурентоспособности региона можно применить, опираясь на концепцию конкурентоспособности региона «региональный ромб», предложенный М. Портером. Конкурентоспособность региона - продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, и в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая выражается как результат в величине валового регионального продукта (ВРП) на душу населения, а также в его динамике. По нашему убеждению, вследствие большой сложности она может оцениваться несколькими параметрами, поэтому нами предлагается оценка конкурентоспособности через систему показателей и индикаторов в следующей главе.

По аналогии с методикой Всемирного банка благополучие региона может быть оценено по четырем основным показателям в расчете на душу населения: по размеру ВРП, по величине производственных ресурсов (основные фонды и т.д.), по величине природных ресурсов, по величине человеческих ресурсов (уровень образованности).

Системный подход к исследованию конкурентоспособности региона предполагает, что все внутренние и внешние элементы системы могут быть исследованы во взаимосвязи и взаимодействии. Многосвязная система формирует и проявляет свои свойства только в процессе взаимодействия внутренней и внешней среды региона. Внутренняя среда реагирует на воздействие внешней среды, развивается под ее воздействием, но при этом сохраняет качественную определенность и свойства, обеспечивающие относительную устойчивость и адаптивность функционирования системы.

В рамках неоинституциональной теории в соответствии с контрактным подходом регион анализируется как сеть контрактов. Формирование стратегии изучается по двум основным направлениям: через взаимодействие с инсайдерами и аутсайдерами. На наш взгляд, регион как сеть контрактов включает:

- совокупность взаимодействий, направленных на поиск наиболее
выгодного способа производства в условиях неопределенности;

- сеть двусторонних долгосрочных контрактов между собственниками
ресурсов и предприятиями;

- структуру управления, целью которого является установление порядка между экономическими агентами в условиях ограничений, иррационального поведения и специфики используемых ресурсов.

Формирование конкурентной стратегии как сети контрактов приводит к повышению стабильности внешней среды и, следовательно, к снижению трансакционных издержек предприятий в регионе. С нашей точки зрения внедрение современных информационных технологий управления в исследовании региона обусловливает снижение издержек контроля. Внешние границы региона существенно расширяются, поскольку увеличивается диапазон размеров предприятий. Поэтому с позиции как институционального, так и информационного подходов необходимо ориентироваться на масштабы производства.

Проанализировав несколько институциональных подходов, выдвинутых нами, которые можно использовать по нашему мнению для развития конкурентоспособности региона в целом, можно сделать следующие выводы. По каждому из рассмотренных подходов выявлено следующее:

Необходимо отметить, если меняется состояние внешней или внутренней среды, то достаточно скорректировать те способы реализации поставленных задач, которые затрагивают отношения по одному из направлений контрактации, не меняя при этом всю систему.

Преимущество контрактного подхода в конкурентной среде является основой деятельности, как для предприятий, так и для региона. Данный подход формирует конкурентную стратегию в регионе, обеспечивая региону целостность, не разделяя его на совокупность не связанных между собой видов деятельности, регион получает больше возможностей для эффективного использования ресурсов, передачи опыта и знаний предприятиям, что наращивает его конкурентные преимущества.

 

Литература:

1. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968. - с.89-104.

2. Нестеренко А.Н. Экономика и институциональная теория. М.:УРСС,2002.с-383.

3. Кирдина С.Г. Постсоветский институционализм в России: попытка обзора //Экономический вестник Ростовского государственного университета том 2. М.: 2004. - №2. - с. 45.

4. Виноградова М.Ю. Анализ трансакционных связей Российских и белорусских калий добывающих предприятий // Экономика и управление производством: межвуз. сб. вып. 3- СПб: Изд-во СЗГГУ, 2001 .-СЛ43-146.

5. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе, М: Дело ЛТД, 1994.С-958.

6. Калмыкова Е.Н., Розанова Н.М. «Понятие дерегулирования. Причины перехода к дерегулированию // Экономический вестник Ростовского государственного университета.2004.том 2, №1.с-13б

 

7. Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // Thesis, т.2, вып.4. М.: 1994