Автор:
Ануарбек Аймен, Меруерт Калдыгозова (Тараз, Казахстан)
Для Казахстанского рынка, функционирующего на огромной территории, условия проявления рыночных закономерностей в различных регионах неодинаковы. Поэтому, по нашему мнению, недостаточно говорить просто о рынке молока и молочных товаров на национальном уровне, необходимо рассмотреть региональный аспект осуществляющегося функционирования в разных социально-экономических условиях.
На функционирование регионального рынка молочных продуктов оказывают влияние различные факторы, среди которых можно выделить социально-демографические и географические сдвиги в структуре населения, изменение потребительских предпочтений, уровня и структуры цен, переоснащение материально-технической базы и др.
Социальная и экономическая политика государства осуществляется с учётом переноса реформ на уровень регионов, что является мировой тенденцией [1].
Для осуществления государственного управления на началах оптимального сочетания республиканского и местных интересов территория Казахстана подразделяется на две основные территории – регионы и населенные пункты.
Регион – это часть территории республики, включающая несколько населенных пунктов, образуемая и управляемая в интересах республики. Регионами являются область, район и аульный (сельский) округ как основные звенья республиканского административно-территориального устройства [2].
Формирование развитого регионального рынка потребительских товаров и услуг - процесс довольно сложный и длительный, включающий структурные изменения в производстве, обращении и потреблении товаров. Поэтому в каждом регионе должна быть разработана долгосрочная концепция развития регионального потребительского рынка, включающая несколько этапов, с возможными альтернативными сценариями и вариантами развития, выбор которых будет определяться конкретными условиями социально-экономической и политической ситуации в стране.
При изучении регионов необходимым условием является понимание современной экономической ситуации, поскольку каждый из них имеют свою специфику вхождения в рыночную экономику и разный стартовый уровень. Отдельные регионы вырабатывают свои модели экономического поведения, используя права свободного экономического развития.
Самым высокопроизводительным регионом по сравнению с другими является Южный Казахстан, в состав которого входят Алматинская, Жамбылская, Кызылординская, Южно-Казахстанская области и г. Алматы. Климат региона благоприятный по сравнению с другими регионами и способствует развитию сельского хозяйства и производства, о чем говорит доля занимаемого производства – 56%, самая высокая из всех регионов страны. Некоторое снижение производства имеет место в Кызылординской - на 37,7% и в Южно-Казахстанской областях - на 1,5% .
На современном этапе развития экономики Казахстана состояние и перспективы развития продовольственного комплекса страны являются актуальными. Положение в данной отрасли характеризуются благосостоянием населения, реальными тенденциями в экономике и, в конечном итоге общим состоянием общества как в целом, так и по регионам. Рынок молока и молочной продукции – один из важных сегментов продовольственного рынка страны, который определяет значимость молочных продуктов в питании населения страны. Экономические преобразования, произошедшие в стране, создали основы для формирования конкурентной среды на продовольственных рынках. Изменился и характер функционирования предприятий на рынках молочной промышленности: подавляющее их большинство приватизировано, получена полная самостоятельность, свобода ведения хозяйства, реальная возможность использования конечных результатов труда по своему усмотрению и выхода на другие рынки.
Устойчивое развитие национального рынка молочной продукции во многом связано с социально-экономическим состоянием региональных экономических систем, положением предприятий отрасли в регионах. Очевидно, что обоснованная региональная политика для Казахстана является основой успешного функционирования рыночной экономики. В этой связи для более полного анализа современного состояния отечественного рынка молочной продукции нами исследуется сложившееся положение по регионам страны.
Новым явлением, отмечаемым на локальных рынках в последние годы, является формирование новых прежде не существовавших продуктовых цепочек. В первую очередь они возникают там, где традиционные производители сырья начинают это сырье частично перерабатывать, продавая уже готовую продукцию. Специфика молочного сегмента заключается в наличии на рынке гораздо большего числа рыночных агентов. Высок удельный вес личных подсобных хозяйств в производстве и поставках молока и молочных продуктов на переработку и на конечный потребительский рынок. При этом, если производство молока сельскохозяйственными предприятиями постепенно сокращается, то у фермеров и в личных подсобных хозяйствах оно остается стабильным. Кроме того, в отличие от других сегментов в молочном производстве высок удельный вес реализации сырого молока конечному потребителю с машин, через розничные магазины, сформировались короткие цепочки «производитель - конечный потребитель».
По введения индустриальных технологий в молочном производстве, роста объемов и качества сырья эта система цен даст ощутимые результаты в повышении рентабельности молочного производства и конкурентоспособности отечественной молочной продукции. Одним из главных факторов, обусловливающих уровень конкурентоспособности предприятий молочной промышленности, является размещение производства сырья, соответствие его количества и качества производственным мощностям промышленных предприятий. С учетом анализа сложившегося потенциала предприятий отрасли в региональном разрезе, нами сделана попытка сгруппировать области по состоянию сырьевой базы и размещения молокоперерабатывающих предприятий. Кроме того, группируя и объединяя области, мы исходили из того, что разделение территории должно идти «по схожим природно-климатическим условиям жизни людей, профессиональным разделением труда, материальным положением, национальным составом населения, сохраняющим свои национальные обычаи и традиции и по признакам территориально-хозяйственного единства» [3].
Таким образом, размещение молокоперерабатывающих предприятий и состояние развития сырьевых зон, наличие или отсутствие благоприятных природных условий выступают одними из факторов устойчивого развития национального рынка молочной продукции. Существующее размещение предприятий по производству молока во многих регионах не вполне соответствует требованиям высокоэффективного агропромышленного производства. Поэтому необходимо четко определить приоритеты развития региональных систем для того, чтобы обеспечить увязку ресурсов, мощностей и производства молочной продукции. Это создаст возможности для наиболее полного использования мощности во всех звеньях единой технологической цепочки, оптимального распределения ресурсов, увеличения объемов производства конечной продукции и уменьшения ее потерь.
Литература:
1. Бердалиев К.Б. Основы управления экономикой Казахстана. – Алматы. Экономика, 1998. – 19 с.
2. Закон Республики Казахстан. Об административно-территориальном устройстве: принят 08.12. 1993, № 2572 – Х11.
3. Региональная экономика: учебное пособие / под ред. М.В.Степанова. Серия «Высшее образование». – Алматы, 2000. – 463 с.