Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

Совершенствование экономического механизма закупок зерна на основе логистических подходов

Автор: 
Ануарбек Аймен, Меруерт Калдыгозова (Тараз, Казахстан)

Несмотря на то, что механизмы государственных закупок ежегодно совершенствуется и в зависимости от складывающейся экономической ситуации корректируется, на зерновом рынке страны еще не сложилась система программно-целевого регулирования закупок и реализации зерна.

Как показывает практика, действующий механизм закупок зерна и система их финансирования в республике не достигли главной поставленной цели - оказание господдержки сельхозпроизводителям и через нее стимулирование хозяйств на увеличение товарных ресурсов зерна.

Перспективной формой реализации активной зерновой политики в стране в условиях неустойчивости конъюнктуры рынка должны стать государственные товарные программы - одна из форм целевого подхода к управлению и регулированию сельскохозяйственным производством, закупок и сбыта продукции.

Необходимость разработки региональной целевой программы по зерну товарной продовольственной пшеницы определяется рядом объективных и субъективных причин:

– снижение качества и классности сильной и твердой пшеницы, ее недостаток для переработки при достаточных объемах пшеницы в регионе в целом;

– осложнение сбыта продукции, затруднительный выход сельских товаропроизводителей на межрегиональный, особенно внешний рынок, падение конкурентоспособности казахстанского зерна в странах СНГ и мира.

– несистемное и разрозненное осуществление мер по закупке зерна в государственные ресурсы, отсутствие конкретных целевых программ увязывающих цели и способы увеличения объемов товарных ресурсов пшеницы в единую систему;

– нерациональность размещения и недостаточность использования потенциальных возможностей регионов (природных и экономических), благоприятных для производства зерна качественной пшеницы сильных и твердых сортов;

– неэффективное использование финансовых средств, направляемых на субсидирование зернового сектора, как из государственных, так и негосударственных источников, их распыление;

– разобщенность субъектов зернового рынка, преследование каждым из них своих интересов и незащищенность непосредственных товаропроизводителей в проводимой закупочной компании.

Учитывая ограниченные финансовые возможности государства, программа должна разрабатываться с учетом эффективности использования имеющихся ресурсов. Инвестиции необходимо концентрировать в тех отраслях и сферах деятельности, в которых процесс производства будет осуществляться на интенсивной основе, а полученный мультипликативный эффект перекроет вложенные инвестиции.

К осуществлению программных целей могут привлекаться также предприятия, производящие и поставляющие средства производства, службы контроля качества продукции и статистики, банковские структуры, транспортные предприятия и др. Их обязательства в программе определяются оказанием услуг по фиксированным тарифам, своевременной поставкой информации, предоставлением коммерческих кредитов под более низкий процент.

В рамках выделенного объема финансирования определяются конкретные параметры госзакупок (объемов, цен, сроков, поставщиков) и после этого окончательно определяются и утверждаются план закупок и ассигнования.

Схема закупочных и кредитно-финансовых взаимоотношений по стимулированию производства пшеницы сильных и твердых сортов может выглядеть следующим образом. Госзаказчик доводит до производителей государственный заказ на производство пшеницы сильных и твердых сортов по гарантированной цене. Для осуществления закупок зерна отбираются торговые агенты путем проведения тендера среди зерновых компаний и других трейдеров. Они должны иметь достаточное залоговое имущество под выделяемый на закуп кредит, устойчивое экономическое положение на зерновом рынке и международный опыт по экспорту зерна.

Тендерная комиссия на основе составленного ими бизнес-плана отбирает наиболее жизнеспособные конкурсные программы, отвечающие требованиям реализации программы и предоставляет на рассмотрение и утверждение в комиссию, созданную при Правительстве РК. Победители тендера получают правительственную гарантию и возможность привлекать банковские кредиты под залог будущего урожая. Кредиты для осуществления закупок зерна предоставляются торговым агентам в банках второго уровня под согласованный с правительством банковский процент. Расходы по кредитам относятся к накладным расходам торговых агентов по закупкам зерна.

Ресурсное обеспечение производства зерна будет осуществляться через товарный кредит. Для этого определяются потребный объем техники и других материально-технических средств для проведения посевных и уборочных работ, их стоимость, формируется заказ-заявка на поставку. После проведения экспертизы Госзаказчик размещает среди торговых агентов заказ на поставку хозяйствам потребного объема материально технических ресурсов. Для выполнения этих заявок торговые агенты заключают с поставщиками-производителями договора на покупку ГСМ, удобрений, ядохимикатов и других промышленных материалов. Для установления цен на материально-технические ресурсы создается согласительная комиссия из числа представителей Госзаказчика, торговых агентов, Госзакупщика и поставщиков материально-технических ресурсов. На основании договора Госзаказчик выделяет средства на оплату стоимости производственных ресурсов и контролирует поступление денежных средств поставщику и материально-технических ресурсов в хозяйства в соответствии с графиком.

Таким образом, будут решены две проблемы: с одной стороны, производители зерна получают инвестиции до начала посевных и уборочных работ, что приведет к предсказуемости и устойчивости их производственной деятельности, с другой стороны, устанавливая контроль за движением потоков материально-технических и денежных ресурсов, государство практически исключает спекуляцию со стороны поставщиков и торговых агентов.

После поступления товарного кредита производители зерна в соответствии с требованиями программы производят зерно нужного объема, ассортимента и качества. Торговые агенты осуществляют организацию отгрузки произведенного зерна на хлебоприемные предприятия в счет государственных закупок, оплачивают транспортные расходы по его перевозке.

На хлебоприемных предприятиях пшеницу доводят до нужных кондиций, формируют его экспортные ресурсы. Размещение государственного заказа и проведение торговых операций через лицензированные хлебоприемные предприятия, и элеваторы позволят обеспечить более полную загрузку их производственных мощностей. Для выполнения работ по сушке, очистке и хранению хлебоприемным предприятиям выдается авансовая оплата по согласованным расценкам в размере их затрат, которая затем вычитается из суммы, выдаваемой за сданное зерно. Ставки вознаграждения банка погашаются Госзаказчиком за счет бюджетных средств.

Торговые агенты проводят активную маркетинговую кампанию на внешнем рынке с тем, чтобы с максимальной выгодой, прежде всего с учетом интересов сельхозпроизводителей, реализовать сосредоточенную в государственных ресурсах пшеницу. Из вырученных средств торговые агенты производят расчеты за пользование кредитом, а также окончательный расчет с товаропроизводителями за зерно по заранее согласованной цене и надбавок с вычетом стоимости поставленных ресурсов, отчисляют в бюджет все государственные пошлины и налоги, оставшаяся часть доходов перераспределяется между другими участниками соответственно их вкладу в реализацию программы.

Стабилизационный фонд пшеницы формируется в целях осуществления закупочных и товарных интервенций и оказания через них воздействия на формирование объективных реализационных цен. Размер стабилизационного фонда зерна должен устанавливаться, исходя из возможностей создания необходимых условий для эффективного развития зерновой отрасли и обеспечения стабильного удовлетворения внутренних потребностей в зерне в неблагоприятные годы. В принципе, размер его должен соответствовать объему максимальных годовых колебаний урожаев зерна.

Сигналом к проведению стабилизационных закупок является снижение рыночных цен ниже установленного минимального уровня. Если условия реализации грозят снижением доходности до опасной черты, для поддержки товаропроизводителей проводятся закупочные интервенции, А товарные интервенции позволяют защитить потребителей (покупателей), увеличивая предложение продукции из государственных стабилизационных фондов, способствуя тем самым снижению рыночных цен.

При этом уровень минимальной интервенционной цены должен вытекать из фактических цен реализации зерна сельскохозяйственными товаропроизводителями, включать затраты по транспортировке зерна до интервенционного склада, погрузке и разгрузке, налог на добавленную стоимость. Нормативный уровень цены, при котором начинается интервенция, включает прибыль, достаточную для простого воспроизводства.

Проведение закупочных интервенций имеет экономический смысл в том случае, если излишки зерна будут закупаться только у производителей, а не посредников. Для этого необходимо создать интервенционные закупочные пункты, которые закупают зерно только от товаропроизводитей по заранее объявленной цене. Указанные пункты не должны быть слишком удалены от рынка и находиться в пределах досягаемости производителей, что позволяет участвовать в процедуре закупок большей части мелких сельскохозяйственных предприятий.

Механизм кредитования производства и продажа будущего урожая осуществляется следующим образом. Банк заключает с хозяйством контракт на покупку зерна из будущего урожая. Затем контракт предоставляется для страхования в солидную страховую компанию, где страховщик определяет реальность оговоренных объемов поставки и выдает страховой полис. После этого банк выставляет контракт на биржевые торги, брокер регистрирует в расчетной палате биржи застрахованный контракт на поставку зерна, на основании которого ему выписывают стандартные контракты будущей поставки зерновых (определенными партиями, стандартизированными по объему, сорту и срокам).

Брокер продает контракты будущих поставок зерна и передает полученные деньги продавцу-банку. Выгода производителя от такого контракта заключается в том, что он получает не кредит, а живые деньги за обязательство поставить зерно из будущего урожая и возможность за счет этих средств проводить все технологические операции по возделыванию зерна самостоятельно. Банк, выделяя кредит из собственных средств, не замораживает свои активы, так как продает контракты на бирже и возмещает расходы.

Таким образом, покупая контракт, реально обеспеченный поставками зерна в будущем инвестор фактически финансирует сельскохозяйственное производство. При этом фьючерсные контракты дают возможность потребителям прогнозировать свои расходы на перспективу, сглаживать ценовые колебания путем страхования (хеджирования) ценовых рисков своих сделок на «срочном рынке», а, следовательно, иметь гарантию поставки сырья на определенный промежуток времени. От использования этой схемы выгоды могут иметь и региональные государственные структуры, которые путем продажи или покупки подобных контрактов через биржу усиливают межрегиональное взаимодействие по поставкам зерна.

 

Все отмеченные выше мероприятия должны способствовать устойчивому формированию региональных и республиканских продовольственных фондов пшеницы, улучшению качества и повышению конкурентоспособности сырья и готовой продукции, созданию необходимых резервов зерна пшеницы для регулирования внутреннего рынка и экспортных поставок.