Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИИ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Автор: 
Уразова Мадина (Талдыкорган, Казахстан)

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.

В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Изучение психологических и социальных аспектов взаимодействия человека и компьютера, а также поиск эффективных методов применения информационных технологий приобретают в настоящее время особую актуальность. Применения компьютеров в повседневной жизни имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Среди психологических особенностей людей, имеющих многолетний контакт с компьютером, выделяют упорство, настойчивость в достижении целей, независимость, склонность к принятию решений на основании собственных критериев, пренебрежение социальными нормами, склонность к творческой деятельности, предпочтение процесса работы получению результата, а также интровертированность, погруженность в собственные переживания, холодность и не эмоциональность в общении, склонность к конфликтам, эгоцентризм, недостаток ответственности [1].

Особое значение в жизни человечества в настоящее время отводится Интернет–технологиям. Интернет превратился в предмет интегративных междисциплинарных исследований, в проведении которых объединены усилия специалистов в таких областях гуманитарного знания, как психология, социология, теория коммуникативных процессов, политология, лингвистика, педагогика, культурология и др. Интернет–технологии рассматриваются как средство общения и как способ получения информации. Специфика общения посредством Интернета состоит в его анонимности, возможности «проигрывания» разных ролей и экспериментирования с собственной идентичностью. «Игры с идентичностью», появление множества самопрезентаций у одного субъекта -- виртуальный аналог множественной личности. К числу основных мотивов, побуждающих пользователей обращаться к Интернету относятся: деловые, познавательные, коммуникативные, рекреационные и игровые, потребность ощущать себя членом какой-то группы, а также мотивы, сотрудничества, самореализации и самоутверждения [2].

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».

Под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимает программные, программно-аппаратные и технические средства, а так же устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных). К средствам современных информационных и коммуникационных технологий относятся ЭВМ, ПЭВМ, комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией; системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы и др.; современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне, так и глобальном.

По мнению специалистов в управлении образованием для реализации современных информационных технологий требуется:

  • создать технологические условия, аппаратные и программные средства, телекоммуникационные системы, обеспечивающие нормальное функционирование сферы образования;

  • обеспечить первоочередное развитие опережающего производства информации и знаний;

  • подготовить квалифицированные кадры;

  • реализовать комплексное внедрение информационных технологий в сферу производства, управления, образования, науки, культуры, транспорта, энергетики и др.

Вместе с тем интернет технологии в своем общечеловеческом распространении, приносящая «на дом» каждому огромные информационные потоки со всего мира, во-первых, отчасти разрушает существующую в голове каждого системную картину мира, построенную по традиционным канонам,и, с другой стороны, является эффективнейшим средством манипуляции сознаниеммиллионов людей. Интернет технология становится важнейшим средствомполитического процесса, информирования или обмана подавляющей части населения, управления его электоральным выбором, потребительским спросом и т. п. 

Необходимо отметить, что в эпоху интернте технологии, с одной стороны, человек становится гораздо болееоснащенным техническими средствами получения и отправления социально и культурно значимой информации, с другой стороны, — компьютер функционально начинает все чаще заменять человека, т. е. превращается своеобразный вариант робота, исполняющего вместо человека определенные действия, в том числе и в сфере интеллектуальной деятельности. В этой связи возникает проблема гуманизации современной интернет технологии, насыщения ее ценностно и культурно значимым содержанием, органичного сопряжения ее с гуманистическими установками культуры, как прошлого, так и настоящего. 

Таким образом, перед нами противоречивый процесс, с одной стороны, массовизации культуры и ее распространения в общечеловеческих масштабах, а с другой, — культурной индивидуализации, замыкания человека пред экраном телевизора или компьютера, его самоизоляции от культурных контактов, перехода в режим преимущественного приема информации.

 

Использованная литература:

 

  1. Андреев, А. А. Введение в Интернет-образование: учеб. пособие / А. А. Андреев. – М.: Логос, 2003. – 73 с.

  2. Арестова О.Н. Мотивация мыслительной деятельности в условиях применения компьютера // материалы диссертации. Москва