Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Автор: 
Галина Игнатова (Таганрог, Россия)

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны [3].

В связи с этим следует отметить, что Закон Российской Федерации «Об образовании», программы модернизации образования определяют в качестве решающего условия успешности преобразований создание двух главных социальных ориентиров - обеспечение высокого качества образования и сохранения и укрепления состояния здоровья учащихся (статьи 41, 42, 84 ФЗ - № 273 от 29.12.2012 года). В Федеральных государственных образовательных стандартах указывается на необходимость формирования у учащихся представлений о здоровом образе жизни.

Ученики начальной школы получают информацию о способах сохранения здоровья, прежде всего, в семье и в школе. Информация не носит системного характера и зачастую весьма противоречива. Отсюда вытекает проблема разработки таких здоровьесберегающих технологий, которые могли бы вооружить растущего человека методологией здоровья и средствами его формирования. В этом отношении основную роль выполняет школа. Перед учителем встает задача так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы он был направлен на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Учитывая тенденции повышения уровня заболеваемости школьников, Н.И. Ананьев также указывает, что применение технологий, направленных на формирование здорового образа жизни, сохранение и сбережение здоровья, становится приоритетным [2].

Основанием образовательной деятельности, направленной на реализацию здоровьесберегающих технологий, формирование здорового образа жизни является личностный подход. С позиции личностного подхода главной целью образования и воспитания становится личность. Конечная цель обучения и воспитания — развитие личностных качеств, личностной сферы воспитанника. Личностно ориентированное образование смещает основные акценты воспитательной работы в сторону усилий самого ребенка, что становится методологической основой здоровьесберегающих технологий. В этом аспекте воспитание - процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения [4].

МОБУ СОШ № 38 г. Таганрога является базовой площадкой по внедрению в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий. В качестве основных здоровьесберегающих технологий, которые используются нами в работе, являются:

- условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стрессовых ситуаций, адекватность требований, предъявляемых к учащимся, соответствие методик обучения и воспитания);

- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными и гигиеническими требованиями);

- соответствие физической и учебной нагрузки возрастным возможностям ребёнка;

- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим ребёнка.

- охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. Необходимо показывать ученику как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучать заботится о своём здоровье.

- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; использование проблемных творческих заданий; стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий.

Здоровьесберегающие технологии направлены на обеспечение развития природных способностей ребёнка: его умственных способностей, нравственных и эстетических качеств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

- применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

- непрерывность и преемственность. В школе работает педагог - психолог, к которому ученики и родители могут обратиться за помощью и консультацией. Регулярно проводятся опросы детей, с целью раннего выявления межличностных конфликтных ситуаций.

- соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.

- в любом поступке, действии детей делать опору на положительное, отмечая сначала хорошее, и только потом указываются недоработки. Например, в целях формирования ценностного отношения учащихся к своему здоровью ежемесячно проводятся классные часы в форме обучающих семинаров с элементами тренинга.

- активное включение, которое позволяет детям реализовать свои возможности в различных видах деятельности. Например, ребята регулярно участвуют в городских и школьных научно-практических конференциях. В школе проводятся открытые внеклассные мероприятия для учащихся всех классов.

Организуются тематические родительские собрания, целью которых является просвещение родителей о здоровом образе жизни. При подготовке к таким собраниям осуществляется анкетирование учащихся и родителей, которое позволяет выявить актуальные проблемы, осуществить мониторинг и тем самым организовать работу с учащимися и их родителями в вопросах здоровьесбережения конструктивно.

Главной целью всех вышеназванных мероприятий является пропаганда здорового образа жизни и привитие учащимся навыков сохранения и укрепления здоровья.

С 2011-2012 учебного года, в соответствии ФГОС НОО проводятся 3 урока физической культуры.

Учащиеся начальной школы два раза в неделю посещают бассейн. Ежегодное участвуют детей традиционных мероприятиях «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», во всероссийском мероприятии «Кросс нации» также способствует формированию представлений у учащихся о здоровом образе жизни.

Во внеурочное время учащиеся занимаются в различных спортивных секциях, которые организованы при школе.

В процессе воспитания и формирования здорового образа жизни у учащихся развивается устойчивое и, вместе с тем, осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях, стремление к совершенствованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей, к развитию своего здоровья, творчества и духовного мира.

Литература:

1. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012"Об образовании в Российской Федерации"

2. Ананьев Н.И.Модернизация обучения, здоровье и некоторые вопросы адаптации школьников // Актуальные проблемы адаптации человека. – Сургут, 2002.

3. Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения / Л.Ф. Игнатова // Школа здоровья. – 2003. - Т. 4, №3. - С. 74 – 79.

4. Казначеев В.П. Здоровье нации – феномен экологии XXI века / В.П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 2001. – 194 с.

5. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие / Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139 с.