Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

РАБОТА С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ В МЛАДШИХ КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ АСПЕКТОВ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Автор: 
А. Курманбекова Ж. Амалбекова (Тараз, Казахстан)

«Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией» - было сказано в Послании Президента Казахстана Н.А.Назарбаева, которое предопределило стратегию развития Казастана на ближайшие 20-30 лет, и поставила конкретные задачи перед системой образования, в частности перед школой.[1]

Школа занимает особое место в жизни общества и играет важную роль в судьбе каждого человека. Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд - подготовить учащихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе, дать им необходимые знания о социуме и верные жизненные установки.

Задача современной школы состоит в том, чтобы способствовать появлению нового типа человека, который чувствует себя «комфортно при переменах, которому нравятся перемены, который способен на импровизацию, на то, чтобы уверенно и смело встретить совершенно не предвиденную ситуацию».

Одна из главенствующих ролей в школе занимает начальное образование. Начальное образование – это фундамент, основа формирования личности ученика. Одной из важнейших задач, которой является формирование языковой культуры личности ученика.

Известно, что уроки развития речи в школьной практике младших классов выступают в различных аспектах, обеспечивающих формирование лингвистической, коммуникативной, культурологической языковой культуры учащихся. Поэтому современный урок развития речи отличается комплексным подходом к обучению развития устной и письменной речи, навыков грамотного письма, культуры речи.

Являясь основным источником разнообразной лингвистической и эстетической информации, художественный текст занимает центральное место в обучении родному языку. Работа над художественным текстом помогает развить чуткость к русскому языку, раскрывает его (художественного текста) глубинные пласты, способствует развитию речи, восприятию интонационно-ритмического строя русского языка, а также эстетическому осмыслению поставленных проблем. От умения понимать художественный текст, общаться на данном языке зависит культура человека.

Художественный текст на уроках родного языка, оказавший на учащихся большое эмоционально-смысловое воздействие, и вопросы, поставленные к нему учителем, служат стимулом, побуждающим потребность самостоятельного речевого высказывания, вызывают у школьников желание принять участие в обсуждении проблем, затронутых в произведении, вступить в беседу или дискуссию с товарищами.

Потребность выразить мысль, возникшую в результате чтения художественного текста или работы над ним, вызывает, в свою очередь, потребность в языковых средствах, необходимых для ее выражения. Текст в этом случае становится также стимулом для функционального освоения речевых единиц. Задача учителя в области обучения чтению – грамотно выстраивая диалог с учащимися, поддерживать интерес к чтению и обдумыванию прочитанного, способствовать формированию собственной читательской позиции ученика. Задача ученика — включиться в диалог с другими учениками, с учителем, а также с автором читаемого произведения, с целью проникновения в глубинный смысл прочитанного им художественного текста.

Человек не только воспринимает готовый текст, но и порождает его. Естественно, что порождение текста в школьных условиях происходит на базе восприятия. Глубина, целостность, адекватность читательского восприятия характеризует уровень развития личности школьника. Художественное восприятие является тем связующим каналом, по которому образно-эмоциональное содержание художественного текста проникает в духовную жизнь ученика и становится активным фактором формирования его личности.

Художественное восприятие формирует способность к эстетическому переживанию, сопутствующему эмоциональным, интеллектуальным, художественным и другим переживаниям, поэтому изучение особенностей художественного восприятия имеет общепедагогическое значение (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев и др.).

Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, в методике обучения чтению принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии. М.П. Воюшина под полноценным восприятием понимает способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития. [2]

Психологи считают, что учащиеся начальных классов проявляют два типа отношения к художественному тексту произведения. Первый тип отношения – эмоционально-образный – представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения. Второй – интеллектуально-оценочный – зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа.

Таким образом, возрастная динамика понимания художественного текста произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки.

В процессе чтения художественных текстов у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций – от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох. Ребенок обретает привязанности; реализует свои предпочтения, осуществляет читательский выбор; на практике знакомится с системой Мировой Библиотеки.

На примерах простых, доступных текстов-рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений.

«На каждое произведение, - писал К.Д. Ушинский, - мы должны смотреть как на окно, чрез которое мы можем показать детям ту или другую сторону жизни» [3; с.594]. И действительно, художественные тексты является важным средством познания детьми окружающего их мира. Знания, которые получают дети при чтении художественных тестов – об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, первоначальные сведения из истории нашей Родины – помогают накоплению социально-нравственного опыта ребенка.

Чтение художественных текстов способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших школьников. У ребят расширяются конкретные представления об отношении к товарищам. Это помощь друг другу в совместных делах, в учебе, игре, посильном труде, в беде, внимательное отношение к окружающим (родным, товарищам, знакомым и незнакомым людям), проявление честности и доброжелательности. Учащиеся знакомятся с ситуациями, требующими высокой и моральной готовности человека, получают представление о чувстве справедливости, скромности, а так же об отрицательных чертах характера – несправедливости, грубости и жадности.

Воспитательное воздействие текстов на ребенка проявляется и как сила примера, но оно никогда не сказывается сразу на поведении, поступках читателя; это воздействие гораздо более сложно и опосредованно действительностью. «Искусство, - писал психолог Л.С. Выготский, - никогда прямо не поражает из себя того или иного практического действия, оно только приготавливает организм к этому действию» [4; с.325].

Основы методики чтения были разработаны К.Д. Ушинским, который рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную другую сторону народной жизни» и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли подобное произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали». [3, 13].

К.Д. Ушинский установил и научно обосновал, что и как нужно читать в младших классах. Он первым включил в круг детского чтения произведения устного народного творчества. Огромную роль в занятиях по чтению отводил К.Д. Ушинский наблюдениям за жизнью природы и требовал использовать наглядность при чтении, считая наглядность основным принципом обучения отечественному языку. Созданная им методическая система, получила название «Объяснительное чтение».

Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности происходит от развернутой громко речевой формы чтения вслух до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Чтение художественных текстов развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные тексты написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия.

Таким образом, чтение и адекватное восприятие художественных произведений:

- во-первых, расширяет и углубляет кругозор учащихся и обогащает их знания и эмоции;

- во-вторых, служит средством воспитательного воздействия на учащихся;

- в-третьих, способствует обогащению и развитию речи учащихся.

Для достижения названных целей необходимо, чтобы обучение с использованием художественных текстов, обучающих умению связно излагать свои мысли проходило постоянно, из урока в урок, а не только на уроках развития речи. Возможно ли, чтобы формирование речевых умений не сводилось к заучиванию классификаций и правил, а помогало ученикам грамотно пользоваться родным языком во всех сферах его применения, способствовало развитию языкового эстетического идеала, осознанию богатства русского языка и желанию овладеть этим богатством?

Языковое развитие личности учащихся невозможно без формирования культурологической подготовки, поэтому на уроках часто используются репродукции картин, музыкальные фрагменты, органично вписывающиеся в работу с художественным текстом.

Достижение этой цели предполагает решение нескольких задач, среди которых:

1) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;

2) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), развитие творческих способностей детей.

Работа с художественным текстом органично переходит в подготовку к литературным этюдам, сочинениям-миниатюрам.

Вот фрагменты некоторых из них:

«Это было, как в сказке… Огромное чистое озеро, словно волшебное зеркало, в котором ты можешь увидеть и небо с невероятными пушистыми зверьками-облачками, и лес, тихий и спокойный, словно задремавший на минутку от летнего зноя, и солнечные блики, скользящие по глади самого зеркала. Красиво, не правда ли? Мне кажется, это лесной рай, где отдыхаешь душой и забываешь про все плохое». (Алексеев Григорий, 4 класс)

Систематичный и комплексный подход к обучению с использованием художественных текстов произведений не позволит «засушить» уроки по развитию речи, превратив их в скучную систему трудных непонятных текстов и правил. И обращение на уроке прежде всего к художественному тексту дает возможность почувствовать «живой язык», осознать его неограниченные возможности.

Возможности работы с художественным текстом велики и еще не полностью изучены. Практический опыт педагогов в этой области разнообразен. Именно они помогают учащимся «почувствовать» Слово, а через Слово – самих себя и нашу сложную и многоцветную жизнь.

 

Литература:

1.Послание Президента Республики Казахстан от 14.12.2012 года.

2.Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников.

СПб.: «Специальная Литература», 2008.

3.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1968. – с.557.

4.Выготский Л.С. Психология искусства – М.: Просвещение, 1989

5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Программа по русскому языку для начальной школы.

 

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент Курманбекова Айгуль Саукимбековна.