Автор:
Оксана Ли, Галина Ткач (Павлодар, Казахстан)
XXI век – это век бурного развития инновационных технологий, компьютерной техники и телекоммуникаций. Умение применять на практике современные информационные технологии на сегодняшний день становится для каждого человека в один ряд с такими умениями как писать и читать.
Уровень образованности населения страны говорит об успешности и экономическом процветании любого современного цивилизованного государства.
В любом образовательном учреждении необходимо повышать такое приоритетное направление как качество образования - для достижения достойного уровня обучения и воспитания обучающихся, адекватного потребностям развивающейся личности и рынка труда страны.
С каждым годом растут требования к качеству профессиональной подготовки специалистов, что влечет за собой активный поиск таких инструментов учебного процесса, которые должны показать свою эффективность и практическую значимость.
На современном этапе информатизации образования одной из значимых проблем является обеспечение учебного процесса пособиями и учебниками нового поколения. При подготовке достойных специалистов различной направленности эта проблема становится особо значимой, так как практика доказывает невозможность подготовки квалифицированного специалиста без внедрения в учебный процесс средств и методов современных информационных технологий.
В развитии процесса информатизации современного образования проявляются следующие тенденции:
-
функционирование единого информационного образовательного пространства;
-
становление системы непрерывного образования;
-
сочетание методов и средств традиционного и инновационного образования;
-
внедрение новых методов и средств обучения основанных на использовании информационных технологий.
Резкий скачок в развитии современной компьютерной техники и программного обеспечения способствует внедрению в учебный процесс таких составляющих информационно-коммуникационных технологий, как Internet, мультимедиа, интерактивность. Комплексное использование данных элементов образовательного процесса позволяет воспитать всесторонне развитую личность, легко адаптируемую в условиях быстрого развития информационного общества. Роль педагога меняет некоторую свою направленность, переходя из «репродуктора» знаний в разработчика новых технологий обучения, что требует от него не только высокого уровня методической и технологической подготовленности, но и умение творчески мыслить. В этой связи возникает новое направление деятельности педагога – разработка информационно-коммуникационных технологий обучения.
Одним из основных элементов информационно-коммуникационных технологий является интерактивный электронный учебник.
Современный электронный учебник (ЭУ) существенно отличается от обычного печатного учебника. Главное отличие ЭУ в том, что он позволяет представлять информацию в динамичном виде, а также, что немаловажно, вести диалог с пользователем, в этом и заключается смысл интерактивности.
Интерактивное обучение – это обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знания добываются совместной деятельностью через диалог, полилог [1, с.17].
Другими словами интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговая форма обучения, в ходе которой реализуется взаимодействие между учащимся и преподавателем, а также между самими учащимися.
Целью интерактивной формы является создание комфортных условий, в которых учащийся самостоятельно выбирает траекторию образовательного процесса путем ведения диалога не только с участниками данного процесса, но и с техническими средствами обучения, что делает продуктивным сам процесс получения знаний.
Исходя из цели задачами интерактивной формы обучения являются:
- повышение мотивации;
- пробуждение интереса;
- эффективность усвоения учебного материала;
- самостоятельный поиск решения поставленной учебной задачи;
- формирование профессиональных навыков;
- формирование компетентности в своей профессиональной деятельности.
Интерактивный электронный учебник является неотъемлемым вспомогательным инструментом в реализации задач данной формы обучения.
Повышения мотивации учащихся к образованию можно добиться, используя в интерактивных электронных учебниках ситуацию успеха для каждого учащегося.
Пробуждение интереса возможно при использовании интерактивных упражнений, где учащийся ведет диалог не с преподавателем, а непосредственно с «искусственным интеллектом».
Использование интерактивной доски является эффективным средством вовлечения учащихся в активный процесс познания на основе использования интерактивных способов обучения, что позволяет создать условия, способствующие эффективности усвоения учебного материала.
Самостоятельный поиск решения поставленной учебной задачи достигается за счет ведения диалога с интерактивной системой и между самими учащимися, не вовлекая в данный процесс помощь преподавателя.
Создание на занятиях ситуаций, приближенных к реальным, позволяет сформировать профессиональные навыки будущего специалиста.
Интерактивная форма обучения направлена, прежде всего, на повышение познавательного интереса, активности обучающихся и мотивации к учебной деятельности, что, безусловно, повышает качество подготовки будущих специалистов, а интерактивные электронные учебники являются основным инструментом данной формы обучения.
Литература:
1. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие/ С.Б. Ступина. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 52 с.
2. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения : учебное пособие/ Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176с.
3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие/А.П. Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.