Автор:
Дина Мендалиева, Зарипа Кунашева, Батжан Жумагалиева (Уральск, Костанай, Казахстан’)
Дисциплина «Аналитическая химия» является одной из базовых дисциплин в образовательной программе специальности «Химия - образовательная», дающая возможность изучить теоретические основы и приемы химического анализа. Предлагаемая ГОСО программа по аналитической химии предусматривает преподавание основ аналитической химии, таких как качественный и количественный анализы. Деятельность современного учителя общеобразовательной школы связана не только с преподаванием основ химии, определенных государственным стандартом, но и подготовки школьников к олимпиадам различного уровня, а это требует знаний, связанных с теоретическими расчетами полноты протекания химико-аналитических реакций в заданных условиях, расчетами состояния частиц и др. В связи с этим, нами разработана программа элективного курса «Избранные главы аналитической химии», которая рассчитана на 2 кредита.
Целью курса является дать обучающимся сведения о теоретических основах современной аналитической химии и применения их в практической деятельности.
В связи с этим определяются следующие задачи:
- углубить, расширить и развить основные понятия, полученные студентами из курса общей аналитической химии;
- совершенствовать навыки и знания, наобходимые при изучении последующих химических дисциплин.
В результате изучения курса студент должен
знать:
- теории, объясняющие кислотно-основные свойства соединений;
- возможности реакций комплексообразования и их разрушения;
- условия образования твердой фазы и их растворения;
- теоретические основы реакций окисления-восстановления;
- возможности использования всех типов реакций в анализе.
Методология изучения:
Обучение проводится в виде лекций и семинарских, СРС и СРСП на которых отражается содержание основного учебного материала и закрепляются практические навыки, а также полученные представления. Контроль знаний студентов осуществляется в виде проверки выполнения СРС посредством решения задач, устного опроса, индивидуальных заданий.
Основное содержание включает:
-
ионные равновесия в растворах. Основные химические теории и законы, применяемые в аналитической химии. Гомогенные реакции в водных растворах. Гидролиз с точки зрения теории Бренстеда- Лоури. Кислотно – основное титрование. Протолитические равновесие в неводных растворах;
-
равновесия в растворах малорастворимых соединений. Применение реакции осаждения в гравиметрии и титриметрии;
-
равновесия в растворах координационных соединений. Методы комплексиметрического титрования. Комплексонометрия;
-
равновесия при протекании окислительно-восстановительных процессов. Расчеты стандартных потенциалов полуреакций. Окислительно-восстановительные реакции, расчеты при использовании их в титриметрии.
В лекционном материале прорабатываются основные вопросы теоретической аналитической химии, основываясь на которых студенты приобретают навыки решения задач. К примеру в разделе гомогенные реакции решаются задачи типа:
пример. Расчитать равновесные концентрации и мольные доли карбонат-ионов в 0,15 моль/л H2CO3 при: 1) рН=2; 2)рН=7,2; 3) рН=10,3.
Дать обоснованный анализ полученным результатам.
При решении данной задачи обучающиеся пользуются следующим алгоритмом:
-
записывают диссоциацию угольной кислоты;
-
составляют уравнение материального баланса;
-
находят по таблице значения констант диссоциации;
-
с учетом предыдущих уравнений выводят уравнение для равновесной концентрации карбонат-ионов;
-
рассчитывают равновесные концентрации при различных значениях рН;
-
дают обоснование полученным результатам.
В разделе комплексные соединения обучаем определению равновесных концентраций как традиционным методам, так и с использованием понятия функции закомплексованности.
Пример. В литре раствора содержится 0,1 моль AgNO3 и 2,0 моль NH3. Определить равновесные концентрации ионов серебра в растворе и дать обоснование полученным результатам.
При решении задачи студенты пользуются следующим алгоритмом:
-
записывают уравнения образования комплексного соединения;
-
константу образования;
-
определяют равновесные концентрации [Ag(NH3)2]+ и [NH3];
-
вычисляют равновесные концентрации ионов серебра;
-
делают вывод об образовании комплексных соединений.
Затем студентам предлагается решить эту же задачу другим способом, т.е. с использованием понятия функции закомплексованности:
-
записывают уравнение материального баланса;
-
вводят понятия функции закомплексованности и его выражение;
-
в уравнение подставляют известные значения.
Далее, задача еще более усложняется введением новых условий, например, рН. Со студентами обсуждается вопрос об изменении формы нахождения лиганда в растворе при изменении рН и необходимости расчета равновесных концентраций лиганда в новых условиях. После определения равновесной концентрации лиганда задача решается по предыдущей схеме.
Таким образом, на семинарских занятиях обсуждаются и закрепляются теоретические знания, полученные на лекционных занятиях.
В ходе изучения курса обучающиеся должны
уметь:
- применять теоретические знания для расчетов состояния частиц в зависимости от условий;
- рассчитывать рН; равновесные концентрации; константы равновесия; диссоциации, растворимости, комплексообразования,
- уметь выбрать адекватный метод для решения конкретной химической задачи и др;
- использовать теоретические знания для обоснования выбора методов анализа; - обсуждения полученных результатов; вычислять результаты анализа и возможные ошибки.
владеть:
- навыками построения графиков; проведения анализа полученных результатов; решения комбинированных задач.