Увага! Всі конференції починаючи з 2014 року публікуються на новому сайті: conferences.neasmo.org.ua
Наукові конференції
 

ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ИНДИВИДА В АСПЕКТЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

Автор: 
Наталия Тарасовская, ГульбаршинОразалина Булат Жумадилов (Павлодар, Казахстан)

В основе нравственного воспитания студентов и учащихся лежит представление о ценности жизни биологических индивидов. Это представление у каждого человека весьма индивидуально, несмотря на многие общие классические приемы нравственного воспитания, и оно формируется, на наш взгляд, через несколько этапов, соотносимых с возрастными особенностями обучаемых.

1. Оценка жизни биологического индивида на психоэмоциональном уровне, соотносимая с бытовым жизненным опытом. Этот этап, по нашим наблюдениям, характерен для дошкольников и учащихся начальных классов, с абсолютизацией ценности любого живого индивида в сочетании с верой в собственное бессмертие: никто живой не должен умирать, все болезни и травмы должны излечиваться. Любая смерть неизбежно вызывает бурные отрицательные эмоции, особенно целенаправленное умерщвление каких бы то ни было животных. Хотя уже к 9 годам большинством детей более или менее адекватно воспринимается смерть от старости, а также необходимость хозяйственного использования животных (у сельских детей этот опыт приобретается раньше). Преобладающие в детской литературе «добрые» сюжеты, когда все люди и животные остаются живы, воспринимаются позитивно, а смерть или гибель литературного героя (даже животного) вызывает либо бурные отрицательные эмоции, либо длительный стресс.

2. Получение представлений об исчерпаемости и возобновляемости живой природы, конечности жизни биологического индивида, его экологической роли в популяции. На этом этапе (который обычно начинается у младших подростков 10-11 лет) формируется также представление о конечности собственной жизни, адекватное восприятие использования животных для пищевых, технологических, познавательных целей (к этому возрасту большинство подростков уже видели коллекции насекомых и чучела в музее). Человек приходит к мысли о возможности и необходимости пользоваться живой природой для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей; и именно на этом этапе необходимо внушить мысль о рациональном использовании всего, взятого из природы.

3. Осознание своих прямых и косвенных действий во взаимоотношениях с живой природой (в том числе дикой природой, одомашненными животными и окультуренными растениями). Формирование личного кодекса экологической этики, критическая оценка своих и чужих действий. Этот уровень уже сформирован у большинства старших подростков, переходящих к юношескому возрасту.

4. Формирование релятивистских представлений о зле и благе по отношению к живым индивидам. Осознание целей вмешательства в природу в контексте удовлетворения человеческих потребностей и исследовательской деятельности в сфере естественных наук, которое происходит уже у старшеклассников и студентов, сознательно выбирающих в качестве сферы будущей деятельности биономические профессии.

Исследовательская деятельность студентов и учащихся приводит к неизбежному взаимодействию с природными объектами. Стратегии биологических исследований по взаимодействию с объектами живой природы мы подразделяем на три основные группы:

1) невмешательство, сторонние наблюдения;

2) щадящее взаимодействие с живыми объектами в природных или лабораторных условиях;

3) изъятие из природы и умерщвление.

Тематика биологических исследований студентов и учащихся может включать следующие направления, которые существенно различаются по действиям человека по отношению к природным объектам.

1. Полевые наблюдения, не связанные с изъятием животных или растений из природы (наблюдения за птицами, сбор следов жизнедеятельности животных, прижизненные паразитологические исследования, зоометрия живых животных с последующим их возвратом в природу). Они не травмируют психику детей и младших подростков и дают учащимся и студентам начальных курсов первые исследовательские навыки.

2. Фаунистические исследования, которые требуют изъятия и умерщвления животных – но, как правило, единичных экземпляров. Исследования носят в основном качественный характер, сводятся к определению видового статуса объектов. Сбор и коллекционирование редких и охраняемых видов не допускаются по экологическим и нравственным соображениям. Однако изучение фауны паразитов (даже на качественном, а не на количественном уровне) требует вскрытия 20-30 экз. животных – со статистически достоверным вычислением количественных показателей.

3. Исследования, связанные со сбором и содержанием в лабораторных условиях живых животных – с целью изучения поведения, жизнедеятельности, темпов и сроков размножения; они предполагают возврат животных после наблюдений в природу или длительное содержание в условиях неволи, возможно, даже с размножением для исследовательских и учебно-методических целей.

4. Анатомо-морфологические и паразитологические исследования, требующие изъятия из природы и умерщвления определенного количества живых особей; их результаты носят не только качественный, но и количественный характер. В этом случае необходимо соблюдение оптимального количества изъятых особей определенного вида – в зависимости от целей и задач исследования, с учетом оптимального (с позиций математической статистики) объема выборки.

У сформированной личности зрелого молодого человека, особенно избравшего биономическую профессию, проблема ценности жизни должна приобрести философско-мировоззренческий характер. Мы выделяем следующие аспекты ценности жизни биологического индивида, которые могут и должны быть приняты во внимание при экологическом и нравственном воспитании студентов – будущих учителей биологии (классификация авторов!).

1. Экоцентрическая – ценность жизни биологического индивида с позиций его роли в живых системах надорганизменного уровня.

1.1. Популяционно-видовая – соотносится с ролью индивида для популяции и вида в целом.

1.1.1. Репродуктивная – вклад в поддержание численности и генофонда популяции и вида; определяется размерами, продолжительностью жизни, адаптивностью генотипа особи. Как правило, у крупных видов с существенными затратами времени на рост соматического тела велика продолжительность жизни, приспособляемость в онтогенезе и репродуктивная ценность отдельных особей, но темпы размножения невелики. Мелкие виды с огромными темпами размножения, невысокой продолжительностью жизни, быстрым ростом соматического тела имеют огромные возможности восстановления численности после ее катастрофического падения – при невысокой репродуктивной ценности отдельных особей. Тщательная оценка ценности генотипа в разрезе условий среды также происходит у особей крупных, долго живущих видов (с учетом онтогенетических адаптаций). С учетом ценности генотипа и возможности его передачи по наследству, наряду с репродуктивной ценностью, можно выделить также биоинформационную.

1.1.2. Биоинформационная – ценность индивида как носителя отдельных полезных генов или адаптивного в целом генотипа, чтобы эти полезные признаки закреплялись и сохранялись в потомстве. При индивидуальном отборе в селекции животных или растений такая оценка особей с полезными признаками производится человеком.

1.1.3. Биосоциальная – вклад особей в жизнедеятельность дема и популяции (воспитание потомства, защита других особей, детенышей и территории, различные виды обучения молодняка). Обычно велика у стайных, крупных, длительно живущих животных с продвинутой психикой и значительной долей научения в поведении, невелика – у мелких, быстро созревающих особей, а также у видов с глубоким метаморфозом и резким разделением среды обитания поколений.

1.2. Биогеоценотическая (жизнедеятельностная) – соотносится с ролью индивида, независимо от видовой принадлежности, в трофической пирамиде и круговороте вещества и энергии в экосистеме.

1.2.1. Трофо-органическая – участие особи в цепях и сетях питания, перераспределении вещества и энергии в экосистеме. С этих позиций наивысшую ценность будут представлять крупные, длительно живущие особи со значительными масштабами жизнедеятельности, и особенно – находящиеся на высших трофических уровнях (крупные хищники). Эта сторона ценности как бы стирает репродуктивную, биосоциальную и особенно – биоинформационную сторону ценности: всякий живой индивид, в том числе с несовместимыми с жизнью отклонениями или дезадаптивными признаками, потреблял пищу, набирая свою массу, и будет неизбежно потреблен в пищу консументами других видов.

1.2.2. Геоэкологическая – участие в круговоротах веществ различного масштаба, биогенной миграции атомов. Она наиболее велика у крупных индивидов со значительной продолжительностью жизни, когда одна особь за свою жизнь пропускает через свой организм много макро- и микроэлементов.

2. Антропоцентрическая – соотносится с ролью данного вида в различных сторонах деятельности человека и особенностями его мировосприятия.

2.1. Прагматическая (экономическая) – соотносится с пользой или вредом, со способом использования данного вида животных и растений, себестоимостью индивида с экономической точки зрения, хозяйственным долголетием животного (сроком его эксплуатации), ценностью генотипа как потенциального производителя (последнее соотносится с биоинформационной ролью особи в природе).

2.2. Философско-этическая – отношение к жизни и смерти биологического индивида в различных ситуациях, исходя из основополагающих нравственных категорий «зло» и «благо» - при относительности этих понятий во времени, на различных ступенях развития человеческого общества и в различных социальных слоях.

2.3. Психологическая – определяется степенью выраженности отрицательных эмоций, связанных со смертью живого существа в различных ситуациях. Зависит от возраста, жизненного опыта, сферы профессиональной деятельности человека или определенной категории людей.

2.4. Когнитивная (научно-познавательная) – решение дилеммы познания и нравственности, неизбежное при постмортальных (посмертных) методах исследования живого и изготовления учебно-наглядных пособий из природных объектов. Эта сторона вплотную граничит с экологической – особенно когда речь идет о редких, охраняемых, медленно размножающихся видах. При витальных (прижизненных) методах исследования когнитивный, экоцентрический и нравственный аспекты синергичны. Учебно-методический аспект во многом оправдывает изъятие животных из природы для изготовления учебных препаратов – за счет длительной службы многих препаратов и их познавательной ценности в сочетании с природоохранной пропагандой.

2.5. Педагогическая – как синтез этического, психологического и познавательного аспектов. Отношение к жизни живого организма как высшей ценности важно прежде всего для воспитания, формирования личности детей и молодежи, подготовки будущих рациональных природопользователей, а в сугубо этическом аспекте – для полного осознания ценности жизни человеческого индивида.

3. Синтетическая (средоцентрическая) – находится в сфере пересечения интересов природы и социума. Объединяет различные аспекты, учитывая такие факторы, как: 1) безопасность и благополучие человека на физиологическом уровне; 2) эколого-природоохранные аспекты; 3) психоэмоциональное благополучие человека и условия формирования личности детей и молодежи.

На основании педагогических наблюдений мы выделяем несколько аспектов нравственной незрелости у взрослых молодых людей в отношении оценки жизни биологических индивидов.

1. Абсолютизация ценности жизни любого биологического индивида – вплоть до отказа от какого-либо использования животных или растений. Фактически это торможение нравственного развития на уровне ребенка или младшего подростка. В крайних формах проявляется в виде отказа от потребления животного белка (мясных и рыбных продуктов, яиц), любых форм хозяйственного использования природных объектов, негативного отношения к исследовательской деятельности, требующей изъятия живых индивидов из природы. Подобные проявления наблюдаются нами даже у студентов 1-2 курсов факультета естествознания: отказ от вскрытия животных на лабораторных занятиях, жалость к музейным экспонатам (влажным препаратам, чучелам). Одним из приемов коррекции такой эмоциональной незрелости мы считаем регулярные экскурсии в музей или природу – с преподнесением информации о цепях питания в природных экосистемах.

2. Жестокость, цинизм с чувством реального или надуманного превосходства над природными объектами наблюдается нами не только у учащихся подростковых классов, но и у взрослых молодых людей, выбравших биономическую профессию (в частности, студенты на полевой практике нередко накалывают на булавку живых насекомых). Методы коррекции в этом случае – развитие рефлексии, чувства сострадания.

3. Эмоциональное равнодушие к живым объектам, которое является либо следствием изоляции человека от природы, либо профессионального эмоционального выгорания. То и другое можно корректировать с помощью произведений художественной литературы, а также привнесения эмоционального компонента при организации учебных экскурсий в природу.